7 мин.

4 года назад бронзовая эстафета в Пекине разбила наши сердца

У российского биатлона за всю его долгую историю было множество моментов, когда болельщики хватались за голову и восклицали «Ну как же так!». И промах последним выстрелом Шипулина в сочинском спринте, и потеря Ольгой Медведцевой (в тот момент Пылевой) большого хрустального глобуса на последнем этапе в Ханты-Мансийске, и многочисленные допинговые скандалы: всё это разбивало сердца зрителей. Но, если все предыдущие события были разделены временными промежутками, за которые боль успевала утихнуть, то Олимпиада-2022 успела вместить в свои две недели сразу 3 душераздирающих события.

Смешанная эстафета, открывавшая программу, оказалась наименее болезненной. Уверен, скажи тогда нашим болельщикам, что сборная России завоюет бронзовую медаль, все бы согласились и порадовались, но ход гонки заставил хотеть большего. Вообще, сама эстафета для нейтральных зрителей оказалась настоящим подарком: огромное количество событий, смены лидеров, куча штрафных кругов, шикарный по динамике и зрелищности последний круг с разборкой трёх команд и абсолютная непредсказуемость итоговых результатов. После таких фантастических соревнований и возникает любовь к тем или иным видам спорта


Промах последним выстрелом Максима Цветкова, лишивший его не только золота, но и медали в целом, был болезненнее для зрителей, но тоже прошёл легче, чем мог бы: было видно, что мужская команда в отличной физической форме (особенно Логинов и Латыпов, что позже выльется в бронзу Эдуарда в гонке преследования) и впереди были ещё три личные дисциплины и эстафеты. Кто ж знал, как всё сложится в дальнейшем.

Перед мужской эстафетой ожидания были сдержанно-оптимистичные. На медаль, если говорить объективно, могло претендовать всего 5 команд. Да, предыдущие гонки показали, что результаты могут быть непредсказуемыми, но всё равно поверить в медаль кого-то кроме пятёрки Норвегия, Франция, Россия, Германия и Швеция было трудно. И при этом весь сезон Шведы были сами не свои, да и на играх они тоже выглядели вяло (что не помешало Понсилуоме взять серебро в масс-старте), а немецкая эстафетная четвёрка по силе уступала нашей, поэтому непопадание в топ-3 для российской сборной стало бы плохим результатом, даже несмотря на фактор Олимпийских игр.

Описать гонку вплоть до 8 рубежа просто: сборная России выдавала идеальное выступление, о котором можно было только мечтать. Единственное, к чему можно подкопаться, это последний круг Цветкова на 3 этапе, когда он проиграл больше 30 секунд, но даже так российский квартет укатывал всех так, как практически весь олимпийский цикл укатывала всех в эстафетах Норвегия. Никаких шансов для конкурентов сборная России не оставляла, Эдуарду Латыпову оставалось только спокойно отстрелять стойку, даже при использовании двух, или вообще трёх дополнительных патронов оставался бы комфортный запас над конкурентами.

Что именно произошло на той легендарной стрельбе мы так до конца и не узнаем. Как и не узнаем, что бы было, если бы уже пошатнувшаяся после первого выстрела мишень все-таки закрылась. Волнение, сложная ветровая обстановка, ответственность перед командой, нервы после промахов первыми двумя выстрелами, отсутствие дальнейшего права на ошибку: всё это одновременно накрыло Эдуарда Латыпова и тот с этим не справился. Можно бесконечно спорить о том, почему именно Латыпов бежал последний этап хотя до этого по ходу сезона дважды заходил на круги в эстафетах, почему тренеры не последовали примеру сборной Норвегии, ставившей на последний этап не Йоханнеса Бë, а Кристиансена, но очевидно, что на тот момент Латыпов был сильнейшим нашим биатлонистом, за несколько дней до этого взявшим личную медаль в гонке преследования, в виде, в котором у мужской сборной России никогда не было медалей на Олимпийских играх, его весь сезон наигрывали на роль финишера, а разборка в смешанной эстафете давала надежду, что,если вдруг до этого дойдёт, со второй попытки, наученный горьким опытом Латыпов выиграет финиш. Выбор тренеров был абсолютно логичен и понятен.

Почему именно эта гонка стала самым ярким воспоминанием о зимних Олимпиадах? Во времена игр в Турине, Ванкувере и Сочи мне было 1, 5 и 9 лет соответственно и каких-то эпизодов от просмотра этих Олимпиад у меня не отложилось, а основные события игр в Пхёнчхане были слишком рано утром или выпадали на время уроков в школе, а тогда особой возможности посмотреть что-то не было. Хотя соревнования в Пекине тоже проходили в достаточно раннее время по Москве и так же выпадали на учебное время, самих возможностей узнать результаты стало больше, да и с возрастом все мы научились аккуратно смотреть в телефон во время уроков. Для меня эта эстафета запомнилась ещё тем, что из-за холода старт гонки был перенесён с 12 дня по Москве на 9:30. Из-за этого, вместо комфортного просмотра во время урока физкультуры, перед которым всегда можно было сказать, что забыл форму и идти заниматься своими делами, эстафета выпала на два урока алгебры, во время которых даже заглянуть в телефон было достаточно сложно, особенно с учётом моего места на первой парте прямо перед преподавателем. Понятное дело, о просмотре видео-трансляции речи идти не могло, но тут спас сам IBU со своим датацентром, в котором в режиме реального времени можно следить за таймингами и стрельбой. Помню, как всё время рассчитывал время подходов к рубежам, чтобы вовремя заходить на сайт и смотреть стрельбу, и, когда Латыпов стрелял, с каждым его прохамом моё тело всё больше и больше сползало вниз по стулу, а выражение лица принимало становилось отчаяннее и отчаяннее. Соседку по парте пришлось успокаивать и говорить, что всё в порядке, так как её по-настоящему встревожило такое резкое изменение моего настроения и она думала, что произошло что-то страшное. В итоге, следующие 5 часов в школе после окончания эстафеты я был похож на Гарольда, скрывающего боль, да и в целом это стало таким эмоциональным разочарованием, что стало главным воспоминанием с зимних Олимпиад, вытеснив победу хоккеистов в финале Пхёнчхана, которую удалось посмотреть в прямом эфире из-за того, что она была в воскресенье.

Данная гонка трагична ещё и тем, что это, по сути, стало последним (если не брать женское серебро в эстафете на следующий день) ярким воспоминанием о нашем биатлоне перед тотальным баном. Казалось, что через год на Чемпионате Мира в любимом нами Оберхофе будет совсем иная картина, но жизнь внесла свои, гораздо более трагичные коррективы. Сборная России по биатлону, как настоящий постановщик, сумела срежиссировать настоящий триллер, который, после нескольких других разочаровывающих проектов (сезонов), наконец-то сумел захватить и удержать зрителя, заставляя с интересом ждать, что же будет дальше. Конечно, нашему режиссёру хотелось, чтобы кульминацией этой постановки стало что-то радостное и приятное, но он поневоле создал её настолько душераздирающей, что сразу же захотелось увидеть сиквел, в котором обязательно должен был быть хэппи-энд. И вдруг, на самом интересном месте, в зале погас свет и резко опустился занавес. Зрители с разбитыми сердцами разбрелись по домам, а актёрская труппа вместо зарубежных гастролей отправилась в гастроли по своей стране с неизвестной датой их окончания. Хочется надеяться, что за эти годы наш режиссёр сумел написать свой новый сценарий, с которым, когда появится возможность, он, с обновлённым актёрским составом, сможет спродюсировать свой новый проект, который порвёт мировую сцену. Очень хочется, чтобы это представление привлекло ещё больше людей, чтобы интрига была ещё более закрученной и, конечно же, чтобы в этот раз зритель вышел из зала с радостной эмоцией, которая сумеет заглушить боль, которую принёс душераздирающий сюжет февраля 2022 года.