Дмитрий Губерниев – под санкциями ЕС. А что это для него значит?
Евросоюз наложил санкции на нескольких российских журналистов, в том числе на Дмитрия Губерниева, который много лет выезжал в европейские командировки (в основном на биатлон, но не только).

Что теперь будет?
Регламент (ЕС) 2024/2642 – это относительно новый (от октября 2024 года) самостоятельный санкционный режим Евросоюза, который касается прежде всего гибридных и информационных действий.
Под этот регламент попадают лица, которые, как сказано, «посредством манипулирования информацией извлекают выгоду из действий и политики российского правительства, а также угрожают демократии, стабильности и безопасности в ЕС и Украине».
Попадание в санкционные списки влечет три основных ограничения.
● Заморозка активов.
Замораживаются все средства и экономические ресурсы в ЕС – банковские счета, недвижимость, доли в бизнесе и любые лицензионные доходы.
Важно, что эти меры не предполагают конфискацию – запрещается использование, доступ к средствам или любые операции с ними. В части недвижимости полностью ограничивается продажа, сдача в аренду или закладная.
Существуют исключения, когда на уровне конкретной страны Евросоюза средства могут разблокировать – в частности, для покрытия основных расходов на проживание и удовлетворения базовых потребностей (питание, аренда жилья и медицинское обслуживание).
Эти ограничения не особо коснутся Дмитрия Губерниева – комментатор никогда не заявлял о наличии зарубежных счетов или недвижки. Но если такие активы найдутся – временно ими нельзя будет воспользоваться.

● Запрет на предоставление средств и услуг.
Гражданам и компаниям ЕС запрещено предоставлять подсанкционным лицам любые финансовые активы или экономические ресурсы – заключать контракты, платить гонорары, оказывать услуги и даже просто переводить деньги.
За нарушение и обход таких ограничений предусмотрены штрафы и даже уголовная ответственность. Конкретная ответственность устанавливается на территории каждого государства отдельно.
Так, по федеральному закону Швейцарии умышленное уклонение от санкций или содействие их обходу наказывается уголовно сроком до года тюрьмы (в серьезных случаях – до пяти лет), нарушение по неосторожности – штрафом до 100 000 швейцарских франков.
Важно, что, в отличие от американских ограничений, Евросоюз не использует вторичные санкции – когда наказывают кого-то из третьей страны за взаимодействия с таким лицом. Запрещено умышленно помогать в обходе санкций через посредничество, чтобы замаскировать участие ЕС.
Например, если платежи проводят через европейский банк или в схеме косвенно задействованы граждане или компании ЕС. При этом накажут только европейского участника сделки.
Для Дмитрия Губерниева такие санкции максимально ограничивают любое взаимодействие с европейскими вещателями или спортивными федерациями (если, конечно, они есть или предполагались). Содержание термина «экономические ресурсы» довольно расплывчато – тут все представители ЕС будут сильно перестраховываться.
● Запрет на въезд.

Попадание в санкционные списки влечет запрет на въезд во все страны Евросоюза и любой транзит через их территорию, включая пересадки в местных аэропортах.
Тут также могут быть исключения на уровне конкретной страны, если поездка оправдана неотложной гуманитарной необходимостью или участием в межправительственных встречах (в том числе инициированных ЕС). Еще таким основанием может быть экстрадиция или судебный процесс.
Можно предположить, что это самый больной момент из всех. Губерниев – голос российского биатлона. И не только. После отстранения российских спортсменов журналист не то чтобы много разъезжал по Европе (если вообще разъезжал), но теперь такая возможность пропала даже гипотетически.
***
● Дмитрий по традиции молниеносно отреагировал на новость:
«Ой, санкции ЕС подъехали! Я был, есть и буду со своей страной! Вместе с Россией! И за российский спорт! Вот не зря живу! Топлю за спорт! И угрожаю безопасности Европы! Ухххх!»

● Для Губерниева это не первые санкции – с 2023-го он в аналогичном списке Украины, а с 2022-го – Канады.
К североамериканцам у комментатора были вопросы еще тогда – в октябре 2022-го шутил:
«Странное решение. Я очень люблю Канаду! И я всегда был большим поклонником спорта этой страны. Решение странное, но объяснимое, потому что я недостаточно говорил про канадский спорт. Я возмущен! Сейчас напишу письмо генсеку ООН и премьер-министру Канады для того, чтобы меня исключили из этого списка и извинились».
В прошлом году вернулся к теме: «Санкции накладываются быстро, а снимаются медленно. У меня есть договоренность с международными юристами. Когда ситуация будет меняться, мы засудим Канаду, ей не поздоровится».
● О Европе комментатор все-таки мечтал – в интервью Спортсу’’ говорил о возвращении на Кубок мира (который проходит в основном в странах ЕС):
«Я не считаю, что золотой век нашего спортивного телевидения прошел. Когда наши полноценно вернутся, мы триумфально приедем в Оберхоф и скажем guten abend liebe Freunde (добрый вечер, дорогие друзья) – рейтинги биатлона снова улетят в стратосферу, переходя в космос во время наших побед».

● Впрочем, двери для Губерниева закрыты пока не везде – ведь следующая летняя Олимпиада пройдет не в Европе, а в Лос-Анджелесе. Осенью 2025-го он рассуждал о перспективах допуска спортсменов:
«Думаю, мы можем туда поехать. Пожалуй, сейчас преждевременно говорить про флаг и гимн, но стоит задача принять участие полным составом со всей атрибутикой. С американцами договориться легче, чем с европейцами, так что я тоже преисполнен сдержанным оптимизмом».
А сам Губерниев договорится?











