Сиверт Гутторм Баккен. Знаете, каким он парнем был...
Сезон в мировом биатлоне встал на паузу, которая продлится до 8 января. В очередном обзоре хотелось подвести итоги первого триместра, но трагическая новость, пришедшая 23 декабря из Италии, изменила планы. Сегодня речь пойдет только об одном человеке. Сиверте Гутторме Баккене. Карьера норвежца оборвалась в 27 лет.

В ходе подготовки к написанию материала, посвященного третьему этапу Кубка мира, родился заголовок: «На том и этом свете буду вспоминать я, как упоительно болеют в Гран-Борнан». Уверен, всех участников соревнований приятно удивила тёплая зрительская атмосфера. В том числе Баккена, который всего второй раз выступал во французских Альпах (в спринте занял 5 место, в пасьюте – 18-е, в масс-старте – 20-е). Но даже в самом ужасном кошмаре невозможно было представить, как для него материализуются слова про «тот свет». Спустя всего несколько десятков часов после заключительной гонки.
Во время наших трансляций и экспертных студий в Okko можно часто услышать словосочетание «биатлонная семья». Это не фигура речи, а внутреннее ощущение! Мы действительно воспринимаем любое действующее лицо из неё частью мини-социума. В нем побеждают и проигрывают, радуются и плачут, дружат и ссорятся, поддерживают и вставляют палки в колёса, даже женятся и разводятся. Тысячи совместных тренировочных часов в году, сотни дней переездов, десятки соревнований… Спортсмены, наставники, сервисмены, врачи, массажисты, администраторы, водители, журналисты настолько привыкают друг к другу, что никакие другие ассоциации, кроме семьи, на ум не приходят. А когда в семье что-то происходит, то это касается почти каждого. Летом мы жутко переживали в связи с инцидентом в горах Пакистана с участием Лауры Дальмайер. Вся биатлонная семья молилась за спасение её жизни. Но чуда не произошло. И это была наша общая потеря. Под занавес 2025 года судьба подкинула еще одно несчастье в виде внезапного ухода Баккена.
О причинах скоропостижной смерти молодого парня рассуждать не имеет смысла: выводы сделают следственные органы. И обо всём расскажут. Или не расскажут. Главное, чтобы потом со страниц сомнительных СМИ не полилась всякая мерзость. К слову, всезнающие диванные генералы уже вовсю стреляют своими «железобетонными» аргументами. Сиверт был светлым человеком и заслужил светлую память. Подтверждение – слова соболезнования, которые пишут, кажется, все, кто вовлечен в биатлонную жизнь.
Спортивный путь Баккен начал в родном Лиллехаммере с беговых лыж. По телевизору ему нравилось следить за биатлонным сражениями с участием Уле-Эйнара Бьорндалена, ЭмиляХегле Свендсена и Халварда Ханеволда, но до 10 лет он даже не думал о том, чтобы сменить специализацию. Ему казалось, что в столь раннем возрасте в биатлон не берут. У мальчишки была игрушечная деревянная винтовка, к которой он самостоятельно прикрепил ремень, чтобы её можно было носить на спине. Однажды Сиверта увидели на лыжне с этой винтовкой и предложили заняться биатлоном. Рыжик опешил и переспросил: «А разве мне уже можно»?

На юниорском национальном уровне Баккен начал выступать в 16 лет: был в одной возрастной категории с Вебьорном Серумом. На чемпионате Норвегии-2015 познакомился с ребятами постарше – Стурлой Легрейдом, Йоханнесом Дале, Эндре Стремсхеймом. В следующем году Сиверт принял участие в юношеской Олимпиаде, которая проходила в его родном городе. Он стал самым успешным биатлонистом, выиграв два золота и одно серебро. В Лиллехаммере норвежец соревновался с Каримом Халили, Эмильеном Клодом, Данило Ритмюллером, Себастьяном Шталдером, Витезлавом Хорнигом. В 2017 году разбирался с ними же на юниорском чемпионате мира. В спринте Баккен выиграл бронзу, а в эстафете вырвал золото на заключительном этапе в битве с Халили. По итогам Кубка Норвегии Сиверт занял 1 место в возрастной категории до 19 лет.
Юниорский чемпионат мира-2018 принёс ему серебро в эстафете. Поскольку Баккен перешёл в старшую возрастную категорию, то выступал он уже вместе с Дале, Стремсхеймом и Легрейдом. На первом этапе пришлось вести борьбу со старым знакомым – Халили. Норвежец уступил россиянину всего 9 секунд, но мечта норвежцев о золоте разбилась после второго этапа, на котором Дале заработал 3 штрафных круга, и отставание скандинавов выросло почти до 3 минут. Летний чемпионат Норвегии в том же году принёс Сиверту дебютный титул на национальном уровне: ему удалось выиграть спринт в молодежной классификации, где в числе прочих был обыгран земляк – Юхан-Олав Ботн. В ноябре вместе с Серумом и Стремсхеймом рыжик дебютировал в Кубке IBU. Кроме них в Идре выступали Антон Бабиков, Флоран Клод, Филипп Наврат, Юстус Штрелов, Оскар Брандт, Давид Комац. В цветочную церемонию Баккен попал уже во второй гонке. А в призовую тройку – в пятой. 22 декабря 2018 года случилась первая победа: в спринте в Обертиллахе он опередил Лукаса Фрацшера и Симона Фуркада (Эдуард Латыпов финишировал там восьмым).
Последний юниорский чемпионат мира, в 2019 году, принес Баккену две бронзы (в спринте и в гонке преследования). Его прогресс не оставался без внимания тренеров главной команды Норвегии, но высокая конкуренция не позволяла даже пофантазировать о поездке на Кубок мира. Юниорский чемпионат Европы в Шушене впервые свел его с Томазо Джакомелем, который вскоре станет лучшим другом. Сиверт во всех гонках оставил итальянца позади: в индивидуальной гонке был четвертым, в спринте – первым, в пасьюте и в смешанной эстафете – вторым. Дебютный сезон в Кубке IBU перспективный биатлонист завершил на 9-м месте общего зачёта.
Перед началом сезона 2019/20 Баккен не смог отобраться даже в резервную сборную и пропустил первые этапы Кубка IBU, но благодаря отличным выступлениям на Кубке Норвегии вернулся на международный уровень. Эффектную точку Сиверт поставил в Минске, где взял две бронзы взрослого чемпионата Европы (в гонке преследования и в смешанной эстафете), а затем оформил в Раубичах победный хет-трик на финальном этапе Кубка IBU, который обеспечил ему 7 место в генеральной классификации.
Пандемия COVID-19 в следующем сезоне сильно скорректировала планы биатлонистов. В декабре 2020 года этапы Кубка IBU были отменены, и Баккену пришлось снова отвоёвывать своё место под солнцем на Кубке Норвегии. Одержав две победы, он заработал право поехать на январский этап Кубка мира в Оберхоф, где очутился в компании с братьями Бё, Легрейдом, Дале и Ветле Шостадом Кристиансеном. В спринте Сиверт показал 28 результат, в пасьюте – 33-й. Казалось – мечта сбылась! Но, несмотря на то, что это были совсем не худшие показатели в команде, ему пришлось отправиться на Кубок IBU. Подобное положение вещей не выбило спортсмена из колеи: шесть попаданий в призеры обеспечили Баккену 3 место в общем зачёте. А чемпионат Европы-2021 ознаменовался золотом в смешанной эстафете, где он был финишером.

В межсезонье 22-летнему спортсмену пришлось перенести операцию на сердце. Обнаружившаяся мерцательная аритмия вынуждала делать паузы в тренировочном процессе и напрямую влияла на выбор стратегии в гонках. О хирургическом вмешательстве почти никто не узнал, чтобы не началась шумиха. Последствия никак не сказывались на его физическом состоянии, и осенью Сиверт впервые смог квалифицироваться на первый этап Кубка мира. В индивидуальной гонке Баккен с безупречной стрельбой финишировал 6-м, опередив на 6 секунд Латыпова и уступив всего 9 десятых Йоханнесу Бё. Суперрезультат для третьего старта в элите! Правда, впереди оказались еще два соотечественника – Легрейд и Тарьей. Связка из двух спринтов принесла 8-е и 19-е места, что побудило Зигфрида Мазе включить Сиверта в состав эстафетной четвёрки. Баккен идеально сработал в качестве забойщика и, не взяв ни одного дополнительного патрона, закончил свой этап первым. Пусть и с небольшим превосходством над Эриком Лессером и Фабьеном Клодом. Братья Бё и Кристиансен довели дело до победы, что принесло Баккену первое золото Кубка мира.
Его дальнейшие выступления трудно назвать удачными – настоящие американские горки. Тем не менее, в Антерсельве ему удалось переписать личный рекорд: 5-е место в масс-старте. Будучи пятым среди норвежцев в общем зачёте, Баккен был включён в олимпийский состав. Впрочем, в Пекине он так и просидел две недели в запасе. Зато возвращение на Кубок мира выдалось превосходным: в Контиолахти Сиверт снова удачно пробежал эстафету, разделив победу с Филиппом Андерсеном, Легрейдом и Кристиансеном. А на следующий день занял 4 место в спринте, не дотянув до бронзы всего полутора секунд. Восьмой этап, в Отепя, принес долгожданную личную медаль: Баккен завоевал бронзу, уступив только Кристиансену и Кентену Фийону Майе. Из Эстонии ему довелось увезти и золото: Норвегия заняла 1 место в смешанной эстафете.

20 марта 2022 года был самым счастливым днём в спортивной жизни Сиверта. В финальной гонке сезона в Холменколлене он одержал победу в масс-старте, опередив на полсекунды Легрейда. Этот успех принёс ему малый хрустальный глобус: преимущество над Фийоном Майе, триумфатором общего зачёта, составило всего 4 очка. Героя душевно приветствовала многотысячная армия норвежских болельщиков, а в королевской ложе встречал сам монарх Харальд V. Итоговая 9-я позиция в Кубке мира гарантировала ему попадание в основу на сезон 2022/23. Даже при условии, что Йоханнес Бё досрочно завершил выступления сразу после Олимпиады. Номинально Баккен был четвёртым номером сборной. С Йоханнесом – пятым. И тут начался кошмар.

В межсезонье Сиверт получил третью дозу вакцины от ковида, которая запустила в организме необъяснимый процесс: «Через несколько дней я почувствовал боль, словно кто-то сжал моё сердце в кулаке. Сначала казалось, что это отголоски аритмии. Но ситуация ухудшалась. На тренировках ничего не получалось, тело сильно уставало: был физический дискомфорт, постоянное давление в груди. Даже когда отдыхал. Я не знал, что делать, боялся за собственную жизнь. Пришлось обратиться за медицинской помощью и забыть о занятиях спортом». Биатлонист делал одно обследование за другим, но врачи не могли выявить причину такого состояния. Диагноз звучал словно приговор – перикардит (воспалительное заболевание наружной оболочки сердца). Оставался выбор: поставить точку в биатлонной карьере и искать себя других сферах, либо положиться на эскулапов и ждать, что недуг отступит. Без каких-либо гарантий. Баккен выбрал второй вариант.
Лечение заняло куда больше времени, чем предполагалось. О физических нагрузках пришлось забыть аж на 2 года! Баккен проводил только стрелковые тренировки: Мазе составил для него индивидуальный план, предполагавший 3-4 сессии в неделю. «Видно, как Сиверт хочет вернуться, однако сейчас мы находимся там же, где и были в момент выявления проблемы. В перспективе рассматриваем его как сильного пятого участника команды, но он пока не может тренироваться. Врачи обещают, что он поправится», – комментировал ситуацию Зигфрид. Кроме этого, Сиверт устроился на работу в спортивный магазин в Лиллехаммере. Новостей о нём в этот период практически не было. Помню, как в позапрошлом сезоне на этапе Кубка мира в Рупольдинге во время трансляции в Okko какой-то мужской гонки я заметил его на трассе и буквально выкрикнул: «Да это же Баккен! Помогает своим друзьям»! Нужно отдать должное наставникам, которые не бросили спортсмена, а выражали готовность привлекать его в сборную в любом качестве. Тогда казалось, что он переходит в тренерскую категорию и учится буквально на ходу. Но я ошибся. Рыжик не предал биатлонную мечту.
Летом 2024 года в СМИ стали появляться фотографии Сиверта во время полноценных тренировок. В это верилось с трудом, но он вернулся. Говорил, что физические кондиции пришли в норму, и он пытается восстановить доковидные объёмы работы. Будучи за пределами состава основной и резервной команд, Баккен часто подключался к сборам итальянцев. Те были только рады получить сильного спарринг-партнера для своего лидера Джакомеля. Парни сильно сблизились в тот период. Томми даже завирусил забавный хэштег #MakeSivertGreatAgain. За время отсутствия в норвежской сборной конкуренция подросла и квалифицироваться на Кубок мира рыжику не удалось. Но Кубок IBU стал удобным мостиком для плавной реинтеграции в элиту. Тем более – вместе с земляком Ботном. По итогам третьей гонки Баккен принял участие в цветочной церемонии, в седьмой попал в призёры (спринт в Обертиллахе принёс ему бронзу). Через несколько дней в Арбере покорилось серебро в той же дисциплине, а пятый этап в Брезно-Осрбли стал бенефисом автора самого громкого камбэка. Баккен выиграл укороченную индивидуальную гонку на 15 км, стал бронзовым призером в спринте и победил в сингл-миксте с Каролиной Эрдал. Это совпало резонансным заявлением Йоханнеса Бё о скором завершении карьеры, что наверняка повысило мотивацию и позволило включиться в борьбу за путёвку на Олимпиаду.

Во время чемпионата Европы-2025 в Мартелле мы наблюдали в Okko, как Баккен пополнил свою копилку еще двумя золотыми наградами (в спринте и в эстафете). А на оставшихся этапах Кубка IBU ему довелось подняться на подиум еще трижды. В общем зачёте он занял 2 место, пропустив вперёд только соотечественника Исака Фрея. Стало понятно, что на этом Сиверт не остановится. Хотя свои перспективы оценивал довольно скромно: «Учитывая нынешний уровень норвежской сборной мне нужно в первую очередь стремиться к стабильности. Любой может показать результат на коротком отрезке, но гораздо важнее сохранять баланс и не допускать провалов. Сейчас я тренируюсь гораздо больше, чем прежде (по 6 часов в день). Основное внимание уделяю поиску компромисса, чтобы не перенапрячь организм. Если раньше во время соревновательного периода я оттачивал технику и добивался пика формы к выходным, то сейчас этого уже нет. Нужно держать высокий уровень каждый день! У меня разработан план подготовки с прицелом на Олимпиаду-2030, в котором, конечно, присутствует и домашний чемпионат мира-2029. Что касается Олимпиады-2026, то велика вероятность, что я не буду достаточно хорош для попадания в состав».
На ноябрьском отборе в Ейло разыгрывались всего 3 путёвки на Кубок мира (остальные были разобраны). В жесточайшей норвежской мясорубке Баккен заработал одну из них. В первой же гонке в Эстерсунде ему удалось продемонстрировать четвертый результат. В спринте и пасьюте он финишировал в топ-10. Стремительный взлёт приятеля Ботна на вершину общего зачёта он комментировал так: «Ещё летом, когда мы были на сборе, у Юхана-Олава было несколько тяжелых тренировок при безупречной стрельбе и я сказал ему: «Прямо сейчас – ты лучший биатлонист мира. Просто пока об этом никто не знает». Теперь знают все». В Хохфильцене Сиверт выступить не смог (позже выяснилось, что он переболел ковидом, который мог спровоцировать некие новые процессы в организме). Из Анси он уехал в Лавазе в качестве пятого номера норвежской сборной вместе с Ботном. Совместный рождественский сбор в горах с итальянской командой должен был помочь реализовать цель по завоеванию места в олимпийском составе. Тем более, что Сиверт вошел в заявку на первый январский этап Кубка мира в Оберхофе. Но план рухнул в миг. Мечта разбилась. Остались только слезы и соболезнования товарищей…

Бьорндален: «Сиверт был самым терпеливым человеком в мире. Возвращался шаг за шагом. Он был абсолютно целостной личностью. Честный, любознательный, трудолюбивый, жизнерадостный… Мы не были друзьями, но он звонил мне, мы болтали, встречались на соревнованиях, несколько раз тренировались. Это большая потеря для биатлона».
Йоханнес Бё: «Сиверт – один из величайших талантов норвежского биатлона. Он всегда был искренним, улыбчивым, находил нужные слова, создавал позитивную атмосферу, оставался верен себе и своим принципам. Я никогда не встречал человека, настолько преданного своему делу».
Легрейд: «Сиверт был одним из лучших. Нашей движущей силой! Умел выходить из самых сложных ситуаций. Там, где остальные сдались бы, отдавал последние силы, был образцом для подражания, делился вдохновением, и обладал такой волей, о которой другие могли только мечтать».
Стремсхейм: «Сиверт, у тебя была невероятная энергетика. Мощная и чистая. Твое возвращение – самое крутое, что я когда-либо видел. Ужасно, что мы стали свидетелями только начала. Жаль, что у нас больше не будет совместных поездок и походов в горы».
Кристиансен: «Ты вернулся на Кубок мира! На вершину пьедестала, на вершину самых высоких гор Норвегии и на вершину жизни. Чем больше ты тренировался, тем шире улыбался. Ты был воплощением преданности делу».
Джакомель: «Дорогой Сиверт, честно говоря, я опустошен. Эта новость меня не просто шокирует, она шокирует всех нас. Мы планировали сегодня вместе покататься на лыжах, но ты не пришёл. Мы хотели вместе отпраздновать Новый год, но тебя с нами не будет. Твоя жизнь изобиловала различными испытаниями… Я всегда говорил, что больше всего ценю не гонки, которые выиграл, а людей, которых встретил на своем биатлонном пути. Ты стал одним из моих лучших друзей. Со своей улыбкой, человечностью, мышлением. Ты всегда будешь занимать особое место в моём сердце. С этого момента ты всегда будешь со мной — не просто в гонках, но и на каждой тренировке, в каждое мгновение моей жизни. Без тебя будет очень сложно соревноваться, но я сделаю все возможное, чтобы ты гордился мной. Мы продолжим вместе путь к нашей общей мечте: стать двумя лучшими биатлонистами в мире. Лети высоко, как ангел».
Он сказал: «Поехали!»
Он взмахнул рукой,
Словно вдоль по Питерской,
Питерской
Пронесся над Землей.
Автор: Дмитрий Терехов








