6 мин.

Михаил Прохоров: «Мне хочется создать биатлонный бренд»

Спортивный бизнесмен

Михаил Прохоров � глава группы ОНЭКСИМ, у которого нет сотового телефона и компьютера. Еще он один из богатейших людей мира � 40-е место в мировом рейтинге журнала «Forbes». С октября является президентом Союза биатлонистов России (СБР).

� У меня есть 12-летний опыт работы в менеджменте игровых видах спорта. Владел профессиональными баскетбольными, хоккейными и футбольными клубами в России. Все они добились серьезных успехов. Когда достигаешь определенного уровня, то появляется мысль: «Что делать дальше?». В баскетболе ЦСКА стал топовым европейским клубом, но встать на ступень НБА невозможно. В данный момент мне хочется получить опыт работы с индивидуальными видами. Какой вид спорта самый лучший? Если подумать, то это зрелищный биатлон.

Прохоров говорит, что его появление в биатлоне было «благоприятной возможностью, которую ему предоставили друзья из московских спортивных учреждений». Однако это не было тем случаем, когда человек с большими связями пришел порулить спортом.

Прохоров очень любит спорт, но предупреждает: «Одного спорта в жизни недостаточно». 43-летний олигарх, рост которого больше двух метров (204 см. � Прим. Sports.ru), выглядит так, как будто может сыграть защитника в профессиональной баскетбольной команде. Он худощавый и, вероятно, находится в отличной физической форме.

� С детства я очень активно занимался спортом. Тренировался по два часа в обычные дни и по четыре � в уик-энд. Сейчас мне почти 44, я менее гибок и мне нужна более длительная разминка. Чтобы сохранить тот уровень активности, который был в молодости, нужно усиленно тренироваться.

Я больше 20 лет увлекаюсь кикбоксингом, каратэ, занимаюсь прыжками на батуте. Мне также нравится аэробика, бег. Делаю 10-километровую пробежку, а потом занимаюсь ускорениями.

Прохоров страстно любит хели-ски и считает, что Куршевель для этого � лучшее место в Европе. В свободное время он играет в баскетбол, волейбол, настольный теннис, но постоянно говорит о нехватке времени, чтобы выходить на площадку или корт хотя бы дважды в неделю.

Еще одно увлечение Прохорова � водные мотоциклы. Как видим, у нового президента СБР нет любимого вида спорта, он ни в чем не хочет себя ограничивать.

Новичок в биатлонной семье

Прохоров считает себя новичком в биатлонной семье. Однако у него уже есть идеи, которые превратят российский биатлон в успешную спортивную бизнес-модель.

� Мне хочется создать бизнес-структуру, независимую от, так сказать, спонсоров. В игровых видах спорта в России это невозможно. Люди не могут позволить себе платить за билет по 100 долларов. В то же время доходов от телевидения недостаточно для содержания команд. Хочу создать модель, которая может приносить доход.

Если есть бизнесмен, который спонсирует какой-то вид спорта, а потом становится банкротом, то этот вид спорта исчезнет. Важно, чтобы спорт был жизнеспособным и поддерживался рыночной конъюнктурой. Сейчас биатлон находится на очень высоком уровне, обладает прекрасными традициями и является хорошей базой для создания бизнес-модели.

Телепоказ биатлона для Прохорова стоит на первом месте.

� Во-первых, нам в России нужно улучшать телевизионный контент. Нужно упорно работать, чтобы получить доступ ко всем турнирам Кубка мира. Чтобы сделать биатлон более популярным, нам нужно больше трансляций в прайм-тайм. Это очень важно. Биатлон имеет большое значение для домохозяек, он очень популярен среди них.

Еще одними важными моментами для Прохорова является спортивная медицина и изготовление оружий и другой амуниции для спортсменов. В отношении спортивной медицины в России глава группы ОНЭКСИМ видит серьезную необходимость.

� Мы отстаем в медицине и восстановлении организма спортсменов. Страхование и уровень медицины в России не на самом высоком уровне. Второй шаг � мне хочется создать систему восстановления на благо всех спортсменов. В игровых видах спорта мы этого добились с помощью российских и европейских экспертов. У России есть большие традиции в изготовлении спортивного оружия, но немецкий производитель Anschutz сейчас доминирует на рынке. Нам бы хотелось начать с изготовления винтовок соответствующего уровня для молодых спортсменов. Нужны хотя бы две компании, ведь когда есть конкуренция � это намного лучше.

Я не хочу продвигать владельцев и изготовителей. Могу обеспечить им хорошие условия для развития и продвижения продукта. Могу создать систему. Однако не хочу никого субсидировать. Если заводы недостаточно хороши, то у меня нет желания с ними работать. Для улучшений, повторюсь, нам нужна конкуренция, но ее сейчас нет.

Поддерживая развитие биатлона на телевидении, Прохоров хочет объединить всех в российском биатлоне и сделать бизнес-модель управляемой.

� Есть такая важная вещь как корпоративная культура. Мне, новичку со свежим взглядом, видится отсутствие корпоративной культуры в российском биатлоне. Есть традиции, но нет культуры. Я независим от различных кланов. Я встречался со многими людьми, и мне нравятся их идеи. Выступаю в роли судьи. Мне хочется сохранить лучшее, что есть в биатлонной культуре, и добавить несколько своих идей. Предпочитаю двигаться медленно. Мне хочется создать биатлонный бренд, но это долгосрочный проект.

Все планы Прохорова относительно биатлона идут из головы, которая сфокусирована на бизнесе и экономике. Он считает, что «есть прямая связь между уровнем экономического роста и развитием спорта».

� Раньше все ждали побед от советских спортсменов. Но мир изменился, соревнования стали намного интереснее. Сейчас мир гораздо глобальнее. Экономический кризис � первый кризис этого глобального мира. Сравнения с прошлым неправильны. Это касается не только экономики, но и спорта. Буду счастлив, если Россия удержит третье место по количеству олимпийских медалей в будущем.

Думаю, что в виде спорта, имеющем соответствующий уровень финансовой поддержки и традиций, можно создать очень сильный имидж. Это не правило, могут быть и исключения. Если экономическая составляющая построена верно, то можно быть номером один в спорте. Мне хочется сделать биатлон примером этой экономической/спортивной модели.

За пределами спорта

Прохоров представляет новое поколение бизнесменов. Хотя он наслаждается всей роскошью, например, личным самолетом и яркой международной жизнью, но при этом не забывает о своих сибирских корнях и людях, которые до сих пор борются за каждый день своей жизни.

Он определенно социально ответственный человек, который связывает успех в бизнесе со счастьем рабочих не только на работе, но и дома. На своем личном сайте он сказал: «Российские бизнесмены должны признать, что несут ответственность за отношения. Они должны создавать эффективный бизнес, платить налоги и обеспечивать высокую заработную плату. Также они должны помогать людям продвигаться в социальной сфере».

Хотя Прохоров продал свой бизнес в родном регионе, но до сих пор поддерживает все культурные начинания, которые развил. Он объясняет свой шаг: «Для многих далеких регионов России невозможно получать культуру высокого качества. В России несколько временных зон. Думаю, что поддержка культуры � успешная стратегия для любого бизнеса. Служащие должны быть счастливы не только на работе, но и вне ее. Управлять независимыми людьми проще, чем работать с рабами. Я хочу помогать людям».

Это заявление о помощи людям может резюмировать личность Михаила Прохорова. Его планы, основанные на бизнесе, помогут биатлону не только в России, но также повлияют на экономику и людей. Вполне понятно, что такому возвышающемуся человеку не нужен мобильный или компьютер. Прохоров � личность, к которому идеи приходят регулярно.