Скандал в Фонде Шипулина
Ещё одна тёмная история, которая (после факта представления в суд подложных документов) бросает тень на репутацию Шипулина.
Экс-руководитель благотворительного фонда Шипулина Виктория Щёлкова сообщила в своем Фейсбуке, что в отношении нее возбуждено уголовное дело.
Обвиняют ее по статье 159 УК РФ – «Мошенничество», то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Статья довольно сложная и оставляющая широкое поле и для адвокатов, и для правоохранительной коррупции: можно отделаться штрафом, можно сесть на 10 лет. Многое зависит от квалификации, в частности – превышает ли сумма ущерба три миллиона рублей (крупный размер).
Щёлкова, судя по всему, профессиональный собиратель средств на благотворительность: её последние места работы – два благотворительных фонда. Много записей – о соответствующих мероприятиях.
Сам пост Щёлковой (понятно, что это способ защиты через публичное давление на следствие) очень сумбурный. Из него можно лишь понять, что она успешно работала в Фонде Шипулина 5 лет и, судя по всему, практически не сомневается в обвинительном приговоре. Расходы на защиту, по ее словам, составили уже более четверти миллиона рублей – это для физлица довольно внушительная сумма даже по московским меркам. Суть поста – просьба о материальной и моральной поддержке.
Обращает на себя внимание резкий выпад в сторону Шипулина:
«…нам всем очень часто кажется, что власть имущие люди, представители действующей политической силы, беспринципно упиваются собственным могуществом, получая удовольствие от страданий и несчастий быдла, овец и стада, за которые нас принято считать».
Пост Щёлковой моментально прокомментировала нынешний директор Фонда – Ксения Шакирова.
Оказывается, летом 2018 года Фонд собрал около полумиллиона рублей на реабилитацию детей с онкологическими заболеваниями. Щёлкова эти деньги на указанные цели не направила: аудит выявил, что подобные вещи происходили в Фонде на протяжении нескольких лет.
Шипулин предложил Щёлковой вернуть деньги добровольно, но, получив отказ, инициировал подачу заявления в органы.
Заканчивается пост Шакировой мстительным замечанием о том, что нынче Щёлкова собирает средства не на детей, а на себя лично.
Сам Шипулин в своем инстаграм-посте тоже не особо осторожничает, фактически прямо обвиняя Щёлкову в присвоении денег и ссылаясь на пост своего директора в Фейсбуке.
Отмечаем, что по реакции пользователей (лайки, комментарии, репосты) пост Щёлковой оказался раз в 50 эффективнее поста Шакировой.
Благотворительный фонд «Фонд по поддержке спорта в Свердловской области А.В.Шипулина» зарегистрирован в Екатеринбурге в 2010 году, в нём три учредителя (сам Шипулин, Юрий Леонов и Кирилл Плотников).
В 2019 году фонд собрал около 22 миллионов рублей, из которых 2/3 – это пожертвования юридических лиц. Ещё 4 миллиона получено от государства (федеральное грантовое финансирование).
В 2017 году (последний полный год работы в Фонде Щёлковой) Фонд собрал ощутимо больше - 29 миллионов.
В текущем году показатели намного скромнее – лишь 6,5 миллионов.
Можно еще добавить, что и по закону, и на практике подобные уголовные дела никогда не возбуждаются без заявления руководителя потерпевшей организации (этому препятствует статья 23 УПК РФ). Иными словами, Шипулин мог решить вопрос, не вынося сор из избы, но предпочел начать уголовное преследование Щёлковой.
Также, согласно УПК, на данный момент у сторон остаются возможности для примирения, если ущерб Фонду будет возмещен.
Но ничего у Шипулина не получилось.