CAS объединил апелляции россиян. Что это значит?
Эта новость весьма печальна для тех, кто переживает за судьбу российских спортсменов, дисквалифицированных комиссией МОК.
Пацев сообщил, что апелляции всех 43 обвиняемых объединены в одно дело.
Чудеса, конечно, случаются, в том числе и в юриспруденции. Но это решение CAS (об объединении дел), резко ухудшает шансы россиян на успешный исход.
Я многократно подчёркивал, что вся допинговая эпопея в юридическом плане делится на два стратегических вопроса: 1) наличие государственной допинговой системы; 2)сознательное участие в ней спортсменов.
Если по первому вопросу российская сторона проиграла безнадёжно и безвариантно, то по второму адвокаты готовились дать в Лозанне серьёзный бой. Бой, где у защиты были неслабые козыри в виде отсутствия прямых доказательств соучастия и даже (у некоторых) прямых следов вскрытия проб.
Также я отмечал, что шансы на удовлетворение апелляций напрямую зависят от того, будет ли CAS рассматривать все дела в контексте системы и во взаимосвязи друг с другом (что, вообще говоря, более правильно) или предпочтёт разбираться с каждым по отдельности. Во втором случае вероятность оправдания вырастала бы в разы.
Но этого не произойдёт. Сам факт того, что все апелляции будут рассматриваться вместе, говорит о том, что CAS считает центральным вопрос о наличии допинговой системы.
В этой связи, имхо, вероятность вынесения разных решений по разным спортсменам становится весьма призрачной: либо все апелляции удовлетворят, либо всем откажут. Шансы на первый исход мне кажутся почти нереальными.
Удовлетворение апелляций означало бы парадоксальную ситуацию: отсутствие виновных и отсутствие ответственности за беспрецедентную атаку на олимпийское движение. Не считать же адекватным наказанием отсутствие флага с гимном (уверен, 99% действующих спортсменов это по барабану) и неаккредитацию Мутко с Колобковым.
С другой стороны, пожизненное лишение олимпиад спортсменов, которые явно не играли в схеме ключевую роль и не были ее инициаторами, это тоже не верх справедливости. По сути, самое серьезное наказание наложено на тех, кто меньше всего виноват в этом кошмаре.
Эта ситуация - издержки чрезмерного увлечения МОКа принципом индивидуальности наказаний, на котором так любит настаивать российская сторона. На мой взгляд, гораздо правильнее было бы выгнать ОКР из МОК лет на 8, а спортсменам объявить полную амнистию (разумеется, аннулировав итоги Сочи).
Но что сделано, то сделано. Какие-то шансы еще остаются: если в CAS возобладает строгий "уголовно-правовой" подход с присущим ему формализмом и высочайшими стандартами доказывания, то решение может быть и положительным для россиян. Ждать осталось немного.
А тем временем руководство международной федерации бобслея и скелетона открыто обвиняет КАС в нежелании банить допингистов, которые "продолжают обманывать честных спортсменов".