Стенды за $1 млн, русский след. Впечатления от крупнейшей в Европе конференции об азартных играх
Я побывал и все увидел сам.
Начнем с базы: что такое SiGMA и причем тут индустрия азартных игр.
Изначально, SiGMA – Summit of iGaming Malta. Первую конференцию бренда провели на Мальте в 2014-м. Сейчас это международная серия мероприятий об азартных играх.
Европейская SiGMA (а они есть и в других регионах) с этого года проходит в Риме. По моей информации, контракт с новой локацией – на пять лет.
Кто посещает такие конференции?
● Букмекерские компании и казино.
● Создатели игр и программного обеспечения.
● Платежные системы.
● Вспомогательные сервисы.
● Маркетинговые и рекрутинговые агентства.
● Арбитражники и веб-мастера – те, кто «приводит» клиентов на сайты букмекеров/казино.
● Индустриальные медиа.
● Другие люди и компании, которые связаны с азартными играми в конкретном регионе.
Масштаб SiGMA

Конференция проходила 3-6 ноября. Но сначала о безумных цифрах:
● 1200+ спонсоров и стендов;
● 30 000+ гостей;
● 550 спикеров на четырех сценах;
Билеты стоили от 419 евро за «Стандарт», мне достался бесплатный от одной из компаний-партнеров. Вип-пакеты дороже (от 1100 евро) – по ним доступ в приватный лаунж, на часть сайд-ивентов и all-inclusive на еду и алкоголь.
Локация

Выставку устроили в Fiera Roma – пригороде Рима, на территории бывшего аэропорта по пути к нынешнему.
Плюс очевиден – огромные павильоны. Из минусов – сложно добираться. Я пробовал разные пути.

И из центра города на двух электричках за 1 евро: пересадку сделал без билета, контролера не было. И на бесплатном шаттле от конечной станции метро. В обоих случаях суммарно часа полтора. Организаторы расписали множество маршрутов и сами организовали дополнительно шаттлы от трех точек с регулярным отправлением. Но не спасло, особенно на обратном пути.

При попытке вызвать такси от конференции до центра Рима из-за наплыва желающих цена взлетала до 250 евро. Некоторых это не смущало.
Еще две детали, которые стоит улучшить: не хватало точек питания и туалетов. Впервые в жизни увидел очередь в мужской больше, чем в женский.
В остальном место комфортное, даже с проветриванием порядок (так не всегда и не везде), все четко с выступлениями спикеров: они не мешают остальным общаться, их можно слушать в специальной гарнитуре.
Что было на конференции

Формально SiGMA стартовала 3 ноября. Но этот день считается нулевым, без выставки.
Можно было сразу получить бейдж (чтобы не стоять в очереди 4-го) – в аэропорту, в Fiera Roma и в паре мест в центре города, одним из них я воспользовался. Устраивали нетворкинг для випов – ужин для тех, у кого билеты повышенной категории. И вручали премию B2B Awards – об этом отдельно.
Выставка и стенды

С 4 по 6 ноября 500+ компаний заняли шесть огромных павильонов, помещения поменьше и несколько зон на улице.

Стоимость крупнейших стендов (аренда зоны + застройка) по разным оценкам – от $500 000 до $1 000 000. Например, 1xBet c несколькими зонами точно перевалил за эту планку.
Каждому нужен стенд, чтобы привлечь максимум внимания и как следствие – целевых контактов. Компании в дикой конкуренции борются за внимание посетителей и тратят на это космические бюджеты.

Кроме аренды и застройки стенда, есть еще персонал (их нужно привезти, поселить и накормить), мерч для раздачи партнерам. И иногда техника для розыгрышей: iPhone, Macbook, PlayStation и так далее.
Технику разыгрывали за подписки на соцсети и указание аккаунтов – сразу несколько компаний. Участников обычно сотни, шансы на победу неплохие, но мне не повезло.
Некоторые так собирают контакты. Но у этого способа есть и противники – считают такой трафик некачественным.

Часть компаний приглашала звезд из спорта и других индустрии.
Например, Melbet (не путать с Мелбет) организовал интерактив со своим амбассадором и бойцом UFC Камару Усманом, а 1xBet как партнер «Барселоны» позвал экс-игрока клуба Луиса Гарсию.
Не обошлось и без показухи: букмекер Betsson пригласил на стенд своего амбассадора Франческо Тотти, сделал красивые фото и видео для соцсетей. Вот только все это было примерно в 9 утра, а конференция открывалась в 10:00. Так что Тотти раздавал автографы и делал фото с сотрудниками других компаний и персоналом.
После конференции – обычно в ближайший понедельник – менеджеры «обрабатывают» полученные контакты и уже в онлайне ищут варианты сотрудничества.
Спикеры

Их было было около 550, на четырех сценах в разных павильонах по ходу трех активных дней. Но подавляющее большинство людей приезжают на конференцию за нетворкингом, новыми партнерствами, заключением сделок и обсуждением текущих процессов.
У многих расписан в календаре каждый час, времени на спикеров нет – и их почти не слушают в лайве. Все равно при желании потом можно найти и отсмотреть запись.
При этом среди спикеров немало директоров, акционеров и инвесторов – зачастую это статусные и известные в индустрии люди, их выступления слушают позже.
Для инвесторов организовали питч-сессию: владельцы стартапов презентовали свои идеи, чтобы привлечь финансирование и заключить партнерские сделки.
Премии b2b и b2c

На SiGMA было сразу две премии: 3 и 4 ноября.
31 номинация в b2b-направлении. То есть для компаний, которые продают продукты/услуги бизнесу.
25 номинаций для b2c. Среди компаний, работающих на массового клиента.
Все это – отдельные локации, спонсоры, бюджеты, ведущие и анонсирование. Два масштабных мероприятия внутри одного грандиозного фестиваля.
Самый дешевый билет на премию – от 550 евро.
Дополнительные ивенты

Насчитал аж 18 таких бонусных событий вне основной программы выставки и выступлений спикеров, и это только публичные.
Было еще немало закрытых, без афиширования, только по приглашению от узкого круга лиц – для обсуждения бизнеса среди соратников по общим темам.
Самые масштабные сайд-ивенты – три вечеринки с выступлениями звездных артистов.
Black Eyed Peas на New Empire Private Event ot 1xbet.
Benny Bennasi у Pin-Up Code.
Армин ван Бюрен в программе Empire of success party от нескольких компаний.
От каждого может свести олдскулы.
На все три вечеринки вход бесплатный и внутри все включено, а некоторые мероприятия проходили параллельно. Безумие? Да!
Но так компании борются за статус, внимание и лояльность ключевых партнеров.
Еще один русский след

На конференции был и легальный российский букмекер – Fonbet. Ребята организовали крупный (но не грандиозный) стенд, у них были активная команда, мерч, напитки, подарки – все, как полагается.
Fonbet на SiGMA решал не внутрироссийские, а задачи международного рынка. Компания искала арбитражников и веб-мастеров, которые могут привести клиентов из Индии, Канады, Германии, Казахстана, Польши, Австрии, Швейцарии, Испании и Греции.

Если учесть, что Fonbet легально работает в России и Беларуси, а также обладает спонсорским активом на Кипре, компания представлена уже как минимум в 12 странах.
Открытия и выводы
Главный совет новичкам и неопытным ребятам типа меня на таких мероприятиях – быть максимально активным, раскованным и общаться, знакомиться, искать новые связи, перенимать чужую экспертизу. Я активно этим и занимался.
Но главных открытий для меня – два.

1) Очень много людей говорят на русском языке и понимают русский – из России и стран СНГ.
Английский никогда не будет лишним, но с огромной вероятностью подавляющему большинству на SiGMA в Европе хватит и русского. По ощущениям чуть ли не в половине компаний есть русскоязычные ребята.
2) Тренд – создание вторых, третьих, четвертых бизнесов.
В индустрии азартных игр многое быстро меняется. И люди, добившиеся успеха, зачастую создают новые компании, направления, агентства, сервисы, вкладываются в ИИ, инвестируют в стартапы.
Так диверсифицируют риски, ищут новые источники дохода, укрепляют партнерства и расширяют экспертизу. Поэтому компаний может быть и 1000+ на конференции, а вот конечных бенефициаров кратно меньше.
Если вы хотите работать в индустрии азартных игр, рано или поздно – в зависимости от вашей специализации – на такой масштабной конференции точно стоит побывать.
Фото: sigma.world







