7 мин.

Марк Кьюбан - лучшее, что случилось в НБА.

Марк Кьюбан пришел в мир hi-tech бизнеса из ниоткуда. Он стал представителем той молодой "новой" волны, которая накрыла мир hi-tech'а в конце 90-х годов, создала известный бум dot-com'а, в какой-то момент отхлынула, и потом вернулась обратно уже с новой силой.

Молодые миллионеры того поколения оставили след не только в мире технологий, но и в спорте. Марк Кьюбан не был первым hi-tech миллионером, пришедшим NBA. До него туда пришел Пол Аллен, купивший Портлэнд Трэйлблэйзерс в 1988-м году. Но Аллен мало чем отличался от толпы финансовых воротил, спекулянтов недвижимостью и медия магнатов, доминирующих в мире владельцев команд в про спорте.

Кьюбан же буквально взорвал лигу и приковал внимание масс-медии к себе с первых дней. Марк стал активно лоббировать изменения в протоколах лиги, обрушился на судий, успел поссориться с Дэвидом Стэрном, запомнился своим экстравагантной манерой болеть на стадионе, нестандартным подходом к управлению команды, использованию hi-tech методов к анализу игр и многим чем еще. Когда многие владельцы команд старались держаться в тени, скрываясь за спинами мендежров фронт-офиса, Марк управлял своей командой буквально в ручном режиме, не жалея своего времени и денег. При этом он умудрился остаться успешным бизнесменом и в настоящее время мало чем отличается от того, каким мы его видели в начале карьеры владельца Мэвирикс. Разве что, темперамент немного поумерился, и он успел помириться с представителями лиги и Дэвидом Стэрном лично.

Интервью с Джэйсоном Калаканисом, кто также является большим фанатом НБА, заинтересовало меня не только байками из жизни лиги и команды, но и тем, как Марк относится к своему приобретению. Из его слов можно понять, какое место эта игра занимает в его жизни. Без лишних вступлений, давайте его послушаем. Надеюсь, интервью будет интересным не только меня.

Маленькое добавление. Интервью проходило в Сан-Франциско, отсюда и столько референсов Голден Стэйт и соответствующая реакция зала.

Джэйсон Калаканис - ДК

Марк Кьюбан - МК

ДК: Давай поговорим немного об НБА. Твой "любимый" персонаж Дэвид Стэрн уже ушел на пенсию. Я помню, когда ты только начал, вы были неистовыми врагами. Со временем раны зажили. И последнее, что я слышал от Стэрна, звучало как будто бы "Марк Кьюбан - это лучшее, что случилось с НБА".

МК: Ага. Хотя ему понадобилось этак лет 10, чтобы понять это.

(Смех в зале)

ДК: А как ты сам думаешь, как ты повлиял на НБА? Что положительного ты принес сам?

МК: Я даже не знаю. Ну если мне надо выбрать одну вещь... Хотя, это даже две вещи. Во-первых, я сделал владение командой удовольствием. Когда я только пришел в лигу, то удел владельца был: "Заткнись и вали в свою ложу под потолком стадиона." Ну еще там надо было выписывать чеки, оплачивать счета. Я слышал это от многих владельцев. Я же сказал: "Пошло оно все в (нецензурно)!" Я же фанат команды! Мы вот победили Никс, забили мяч на последней секунде. И я после этого написал: "Лучшее в жизни владельца то, что когда команда побеждает, он может выбежать на площадку и отпраздновать победу с игроками прямо на площадке, и за тобой не побежит коп с дубиной."

(Смех)

МК: Это с одной стороны. Со стороны бизнеса я поменял восприятие людей того, что мы делаем. Мы не продаем баскетбол, как раньше думали люди.

Люди приходят на стадион, и потом через пару недель, они не помнят все эти броски, штрафные, данки, каким был счет, иногда даже не помнят, кто играл. Но все они помнят, с кем они были на стадионе. Были ли они со своим подругами, закадычными друзьями, детьми. Дети помнят, когда их родители взяли первый раз на стадион, также родители помнят, когда они взяли ребенка в первый раз на стадион. Они помнят эти эмоции всю жизнь. Мы продаем эти моменты в жизни. Это даже легче понять на примере всех этих мобильных устройств. Мы настолько в этих всех гаджетах. Людям нужны эмоции в реальной жизни, нужно как-то уйти от гаджетов. Cпортивные меропрития - это то, что нужно людям.

ДК: Сама игра ведь тоже изменилась. Поменялись тренеры и подходы. Раньше мы имели дело с тренерами старой закалки, а теперь тренеры используют аналитку, камеры, которые установлены в Бостоне...

МК: Теперь они уже везде.

ДК: Как видео и все эти устройства, установленные там наверху, повлияли на игру?

МК: На каждом стадионе теперь есть камеры. Сначала их поставили в Бостоне и Далласе, но НБА посчитала, что они дают преимущество определенным командам и потребовала их на всех стадионах. Компьютер отслеживает передвижения всех игроков и судей, видит, где находится мяч в данный момент, сохраняет координаты всех объектов в игре. Система не позволяет обрабатывать данные в реальном времени, но мы можем вернуться к данным и проанализировать их после игры. Это не то же самое, что в бейсболе называют "money ball". Баскетбол более предсказуемая игра. Мы знаем, кто сильнейшие игроки на площадке. Поэтому аналитика фокусируется не на конкретных игроках, а на комбинациях, составах, идентификации проблем в игре команды. Многие команды наконец поняли, что они должны иметь в своем составе аналитиков, умеющих разбираться во всех этих данных.

И сейчас также нанимают психологов в команды. Наша команда - единственная в лиге, которая имеет психолога на полной ставке. Он путешествует с командой, сидит на скамейке с игроками во время игр. Мы также инвестируем в медицинские технологии. Например, у нас есть специальные датчики, которыми мы снимаем данные о состоянии организма. У нас есть профайлы на всех игроков. Если вы вдруг заболеваете, то вы идете к дотору, он берет анализ крови и сравнивает вашу кровь с некими усредненными параметрами, и это бред! Поэтому мы создаем медицинские профайлы для каждого индивидуального игрока.

ДК: Расскажи про психолога. В чем его роль? Не раскрывая подробностей про конкретных игроков, можешь ли рассказать, как он взаимодействует с игроками?

МК: Каждый игрок в НБА должен быть уверенным в себе. И 80% игроков уверены, что если им дать играть 40 минут на площадке, то они будут Майклами Джорданами. И единственный человек, который возвращает их на землю, - это тренер. Но тренеру и игроку трудно быть до конца открытыми друг с другом. Поэтому психолог учит тренера, как нужно общаться с каждым игроков индивидуально, показывает, как правильно его мотивировать. Также для каждого новичка мы создаем программы с наставлениями о том, как стать профессиональным игроком в составе Мэверикс. Там написано, что мы ожидаем от игрока, что он должен делать, чтобы стать лучше, указываем цели, спрашиваем, если он может достичь эти цели. Психолог также участвует в разговоре со свободными агентами, ролевиками особенно, которые стоят не так много. Мы их спрашиваем: "Ты способен взять на себя эту роль?" Этот разговор помагает этим игрокам понять, что мы от них ожидаем, и мы, в свою очередь, понимаем, как с ними общаться наиболее эффективным образом.

ДК: Эффективность трехочковых и их количество резко возросла, и они изменили лигу. Игра уже не так зависит от центровых. Эра Патрика Юинга закончилась?

МК: Да нет, просто хороших центровых труднее найти. Проще найти снайперов. Но все это просто числа. Ты, возможно, не поверишь, но мы все еще не побили рекорд количества трехочковых, забитых одной командой в течение игры. Мэвирикс из поздних 90-х еще до того, как я купил команду, были на столько плохи, что тренер команды в те времена, Дон Нельсон, сказал: "Ребята, просто стреляйте из-за трехочковой сколько хотите. Мы все равно не выиграем игры, но зато повеселим публику."

(Зал смеется)

МК: Это как раз то, что сделали Воины, когда они нас побили в плейофф несколько лет тому назад. Вот он мой трехочковой на одной ноге от Бэрона Дэвиса... Ну ладно, не буду это втирать. Хотя... Хотите короткую историю об этом? Тим Донохи... ну вот уже плохие новости для НБА. Была одна игра, в которой играли Буллз и Голден Стэйт. Голден Стэйт тогда с трудом попала в плейофф. Всего из-за одной выигранной игры. Заканчивалось время, Бен Гордон вел мяч, и Бьедриньш, еще один известный герой в истории Голден Стэйт, стоит в трехсекундной зоне, и Донохи вместо того чтобы свиснуть три секунды, сам выталкивает Бьедриньша оттуда. Если бы он свистнул три секунды, то Гордон с 80% статистикой наверняка бы забил свой штрафной, и Буллз победили бы. И так была сделана история и не было бы "I believe" команды.

ДК: Тим Донохи - это тот судья, который с позором ушел из лиги? Ты был владельцем во времена, когда Донохи был лиге? Как лига прореагировала на ситуацию с Донохи?

МК: Лига сработала замечательно. Лига стала умнее. Взаимодействие с судьями стало намного лучше.

На этом баскетбольная часть интервью закончилась. Полную видео версию интервью вы можете найти на сайте This Week in Startups:

http://thisweekinstartups.com/mark-cuban-kick-ass/

Приятного просмотра!