6 мин.

Очистка

Наш слабый старт в Топ-16 объясним. Мы пережили много травм, и нам пришлось полностью поменять психологический настрой команды. Наши важнейшие игроки вроде Папалукаса и Смодиша все еще восстанавливались. Это был очень сложный момент, и нам повезло избежать поражения в первом матче против «Лоттоматики» – спасибо трехочковому Траджана Лэнгдона. Затем мы одержали заслуженную победу дома над «Барселоной» и очень плохо сыграли в Малаге.

Если бы мы уступили в Риме, оказались бы в большой беде. Потому проявили выдающиеся личные качества и доминировали в игре. Успех добавил нам уверенности, чтобы так же сыграть против «Уникахи» дома.

Удивительно, как очистка игры (особое внимание мелочам на тренировке) резко ее изменила за одну или две недели. Со стороны может показаться удивительным, как нам удалось столь многое изменить за двухнедельный период. Но все, что мы сделали – это вычистили пыль. Мы были похожи на машину, которую замедлила пыль, попавшая в механизм. Мы сфокусировались на некоторых аспектах, чтобы избавиться от этой пыли и отшлифовать их, особенно в нападении – в смысле выбора позиций баскетболистов и своевременности действий. К примеру, мы обратили внимание на то, как мы выполняем пик-н-роллы, на направление движения остальных игроков, в зависимости от перемещения мяча. Когда мяч оказывается внизу, что следует делать на другой стороне, чтобы баскетболист вблизи кольца имел хорошие возможности для передачи, в случае если на него стянется подстраховка.

После этого мы провели хороший матч в Барселоне. На его результат повлияли волшебные решения арбитров, но к тому моменту мы уже обеспечили себе первое место в группе и не особенно беспокоились по поводу этих решений. Иногда такие моменты – тоже часть игры.

Вообще говоря, мы были не особенно довольны жеребьевкой Топ-16, поскольку группы F и G , были значительно сильнее двух других. Никаких претензий, но можно было бы побольше расслабляться, если бы ты знал, что тебе не придется встретиться с «Реалом», «Маккаби» или «Олимпиакосом» на пути к «Финалу четырех».

Постараюсь объяснить, что произошло в первом матче с «Олимпиакосом». Иногда такое случается даже с великими командами. Когда соперники уволили Марка Джексона, который здорово нам насолил в двух предыдущих матчах, плюс мы знали, что Мацияускас не в самой лучшей форме, мы почувствовали, что все для нас сложится отлично.

Мы начали матч, здорово сосредоточившись на нападении вместо защиты. Доказательством этого стало то, что игроки «Олимпиакоса» реализовали 11 из 13 владений в первой четверти. И, что более важно, в большинстве случаев они забивали из-под кольца, где мы вели себя не очень агрессивно. Это помогло им почувствовать уверенность с первой минуты. Несмотря на тот факт, что нам удалось «вернуться в игру», мы так и не нашли ритма ни в защите, ни в нападении. Даже при том, что казалось, будто наши гости выиграли благодаря броску на последней секунде, я чувствовал себя так, будто они победили с разницей в 20 очков. Они играли лучше, они подготовились лучше. Мы в подготовке сделали акцент на их пик-н-ролле, но вместо этого они в большинстве случаев атаковали нас один на один, особенно их защитники и легкие форварды. Оказалось, что мы не готовы к этому. К тому же, отличный матч провели Панайотис Василопулос и Кинтел Вудс.

На соперниках не было большого давления, они чувствовали себя более расслабленно. В совокупности с уверенностью, которую они получили на первых минутах, это помогло им реализовать много бросков на последних секундах атак. Когда они увидели, что мы занервничали, это еще добавило уверенности.

Я не был свидетелем всего, что происходило в команде в следующие 48 часов. Мне пришлось улететь в Италию, а команда осталась с Леле Молином, Женей Пашутиным и Андреем Ватутиным. Естественно, накануне вечером перед отлетом в Италию мы просмотрели запись матча вместе с Леле и решили, какого рода изменения мы внесем в игру. Следующие дни мы оставались на телефонной связи, но вся заслуга в подготовке лежит на Леле, Жене и Андрее Ватутине, который от лица клуба выразил уверенность в команде, не проявил ярость или нервозность.

Я присоединился к команде в Афинах после тренировки и постарался не мешать, а сфокусировать внимание баскетболистов на том, что, как мы считали, должно быть ключевым в игре. В первую очередь, следовало быть более терпеливыми вне зависимости от счета. Не важно, что будет происходить – следует постараться добиться победы с помощью защиты, а не нападения. Наши игроки проявили невероятную уверенность даже тогда, когда мы уступали 12 очков после фантастических трехочковых Принтезиса и Маврокефалидеса. Первая четверть получилась хорошей в смысле атаки, но вновь не особенно хорошей в смысле обороны. Зато в этот раз соперники больше попадали с периметра, не проходили под щит, и нам удалось держать их за пределами трехсекундной зоны.

В начале второй четверти мы совершили отличный рывок благодаря важнейшим попаданиям Рамунаса и Матьяжа. Когда мы сократили отставание до 4-5 очков, «Олимпиакос» начал нервничать. Мы несколько изменили защиту, чтобы не оставлять никого один на один с соперником. Мы постарались обеспечить больше помощи тому, кто опекал владеющего мячом игрока, чтобы создать больше сложностей для возможных проходов под кольцо. В нападении мы попросту решили не использовать пик-н-ролл, поскольку в первом матче выяснилось, что именно против пик-н-ролла они защищаются лучше всего. Вместо этого мы решили чаще отдавать мяч «большим» для обыгрыша спиной, действовать один на один и больше двигаться без мяча. Наши баскетболисты отлично приспособились к этому психологически. Не так-то легко за 24 часа полностью поменять план на игру.

Если честно, мы ожидали, что третий матч будет очень сложным, но в то же время знали, что у нас теперь совершенно иной настрой, и что у нас гораздо больше уверенности. Было абсолютно необходимо здорово начать. На этот раз мы хотели показать соперникам с первого мгновения, что мы готовы контролировать игру психологически, без торопливости, недооценки или поверхностного подхода. У нас получился хороший старт. И даже при том, что наш перевес не превышал 8-10 очков, мы контролировали происходящее. Большим фактором, повлиявшим на результат третьего матча, была абсолютно невероятная атмосфера, возможно, самая теплая атмосфера за все три моих года здесь в Москве. Дело не только в плакатиках, которые держали болельщики, но в их поддержке. И в конце, когда все ждали, что команда вернется, чтобы получить еще порцию аплодисментов, это было похоже на театр. Запомнится надолго. Честно говоря, меня это удивило. Российские фаны известны своим умением быть уважительными, но не эмоциональными. На этот раз они проявили невероятные эмоции. Невероятные.

Меня это очень порадовало. Это означает, что никто не воспринял как данное факт попадания ЦСКА в «Финал четырех» в шестой раз подряд. Выступить в «Финале четырех» в шестой раз подряд с двумя разными тренерами и другими игроками, даже при условии сохранения костяка команды – очень большое достижение. Быть частью этого очень важно для меня. Утром перед третьим матчем в одной из газет вышел материал, сравнивающий эту встречу с «последним танцем» «Чикаго Буллс», где упоминалось, что матч может стать последним для этой команды в Евролиге. Это добавило эмоциональности встрече, но я уверен, что мои игроки не рассматривали матч как последний шанс сыграть вместе на таком уровне. Да, это мог быть последний наш поединок Евролиги в этом сезоне, но никак не последний матч ЦСКА или последний матч в жизни.