4 мин.

Работа с опытными игроками

Сегодня мне хотелось бы сфокусироваться на главных аспектах работы с группой старших игроков.

Многие полагают, что тренеры или топ-менеджеры похожи на шахматистов, стратегов, двигающих деревянные фигурки. Я смотрю на это иначе. Вот пример. Нельзя сделать человека ответственным. Вы можете только попытаться помочь ему стать таковым, подавая пример, оказывая давление или давая ценные рекомендации, когда они необходимы. Но только сами игроки могут сделать важные шаги к тому, чтобы стать ответственными, чтобы выйти на следующий уровень. Безответственным игрокам нужно, чтобы вы всегда находились рядом. Мне не хотелось бы попасть в такую ситуацию в своей команде.

Многие баскетболисты склонны думать, что их ответственность сводится к тому, чтобы получить указание тренера и стараться следовать ему как можно точнее, не участвуя в оценке результата этих действий. Они чувствуют, что играют хорошо, пока следуют вашим инструкциям. И им невдомек, что указания можно интерпретировать по-разному, в зависимости от ситуации, и что они могут добиться лучшего результата, если не будут следовать им буквально. Они думают, что главная задача игрока – выполнять все требования тренера. Они не понимают, что все правила или инструкции – это общие вещи.

Приведу пример. Если вы приближаетесь к кругу по автодороге, правила будут говорить вам остановиться, убедиться, что путь свободен, и ехать дальше. Но, в зависимости от ситуации, вашего опыта вождения и машины, вы можете немного ускориться, безопасно проехать и тем самым избежать ожидания в пробке. Вам следует оценить, какие преимущества вы получите в данной ситуации. В этом – ваша ответственность. Но игроки иногда поступают, как водитель, который подъезжает к кольцу и останавливается, не обращая внимания ни на что. Такие люди вызывают заторы, даже при том, что им некого пропускать, только потому, что следуют правилам. И в этом проблема.

Строгое повиновение правилам – не самое главное для хорошего игрока. Не может оно быть и ключевой частью взаимоотношений с тренером. По крайней мере, не со мной.

В баскетболе одно и то же правило может применяться по-разному, в зависимости от ситуации на площадке. Скажем, у нас есть правило найти свободного игрока для броска. Если я играю в баскетбол, чтобы считаться открытым, мне нужно, чтобы защитник находился минимум в двух метрах от меня, потому что я медленный, и мне необходимы пространство и время. Предположим, в моей команде есть всем известные великие игроки, Кириленко и Джинобили. Они – невероятные атлеты с отличным вертикальным прыжком. Даже если они находятся под опекой, они могут пройти оппонента или выпрыгнуть выше и оказаться свободными настолько же, насколько я с 2 метрами дистанции в запасе. В соответствии с правилом вы скажете: Этторе открыт, а против Кириленко и Джинобили защищаются, потому им следует отдать пас. Но, с их быстротой, им достаточно будет сделать шаг или выпрыгнуть, чтобы оказаться настолько же свободными, насколько я. И в этом случае вам захочется, чтобы атаковали они, а не я, потому что у них бросок лучше. Потому правило может говорить, что бросать должен открытый игрок, но мы все должны понимать, что каждый из нас может быть открытым в соответствии с его качествами. Оно не может трактоваться одинаково для каждого.

Если бы я со своими ограниченными возможностями захотел сделать то же, что могут Кириленко или Джинобили, я бы попросту потерял мяч. Для них обыграть быстрого защитника, который их прессингует, вероятно, означает получение преимущества и хорошие перспективы для команды. Все может выглядеть одинаково разве что на PlayStation – когда атакующий баскетболист обыгрывает защитника, – а не в реальной жизни. Если у одного больше таланта, чем у другого, в реальности возникнут две абсолютно различные ситуации. Давайте не забывать: мы тренируем не PlayStation, а людей.

Если вы как тренер применяете правило ко всем одинаково, вы забываете о факте, что ваши игроки талантливы каждый по-своему, и вам не удается это использовать. Если баскетболисты хотят, чтобы правило применялось буквально, не осознавая, что у всех разные таланты, способности и уровень ответственности, у вас не сложится команда. У вас будет группа роботов.

Теперь мы подошли к сути тренерской работы. Главное в работе с опытной командой – создавать разные ситуации во время каждодневных занятий, чтобы помочь им осознать различие их способностей и разные способы интерпретировать правила в зависимости от этих способностей.

Вы организуете тренировки, упражнения таким образом, чтобы ваши игроки оказывались друг против друга в разных ситуациях, и оттого становилось понятно, какие таланты есть в вашей команде. Баскетболисты начинают осознавать, кто лучше в одной ситуации, а кто – в другой.

Все заключается в том, чтобы учить спортсменов понимать их способности и использовать наилучшим образом.

Другая большая часть профессии тренера – определить, какие пары игроков или группы из трех-четырех человек лучше взаимодействуют. Иногда вы думаете: «Эти пятеро – мое лучшее сочетание». Но эти пятеро могут подходить друг другу не лучшим образом. Вы просто убираете одного, добавляете другого (даже не столь сильного), и все начинает срабатывать. Это как кубик Рубика…