11 мин.

«У него лицо просит кулака». Почему все ненавидят Руди Гобера?

Хроники хейта.

В баскетбольном жаргоне есть много уместных и не очень заимствований из английского, от «слэмданка» и «блок-шота» до «моушн-оффенса» и «мок-драфта». Но и в нашу повседневную жизнь проникает все больше англицизмов – приобрело популярность слово «хейт». Оно не только отсылает к перепалкам в соцсетях, но и смягчает понятие «ненависть». Все-таки в русском это очень мощное и темное чувство, которое, например, не получается увязать с отношением к спортсменам.

Один из лидеров современной НБА по тоннажу собранного хейта – французский центровой «Миннесоты» Руди Гобер. Самое актуальное признание коллег и фанатов в нелюбви к Гоберу проявилось в голосовании предстоящего Матча звезд. Гобер, претендент на статус лучшего оборонительного игрока НБА, занял лишь 21-е место в голосовании самих баскетболистов и аж 44-е – у болельщиков. И это в голосовании только по Западной конференции! 66 тысяч онлайн-голосов – более чем в два раза хуже результата Дрэймонда Грина (138) или Деандре Эйтона (135).

«Я помню, как разговаривала с одним игроком и спросила: «Что не так с Руди? Почему его никто не любит?» И он буквально ответил: «У него лицо просит кулака», – рассказала экс-игрок женской НБА, а ныне телеведущая Суин Кэш.

Давайте разбираться, откуда столько хейта.

Насмехался над пандемией – и поплатился

Леброна Джеймса проклинали за переход в «Майами», Кевина Дюрэнта – за решение присоединиться к «Голден Стэйт». Заза Пачулия подшагнул под Кавая Ленарда – и в одночасье стал врагом номер один для тысяч фанатов. Хорошему злодею нужно некое якорное событие, которое бы окончательно утвердило его в статусе сволочи.

Для Гобера таким моментом стала пресс-конференция в 2020-м году, когда он решил поиздеваться над коронавирусом и демонстративно потрогал все микрофоны – ему показались смешными предлагаемые меры по противодействию распространения болезни.

Всего через двое суток Гобер первым в лиге сдал положительный тест на ковид, и сезон НБА пришлось поставить на паузу.

В моменте казалось, что Гобер не просто сделал глупость, за которую пришлось извиняться, а самолично положил начало пандемии. Руди Гобер, козел эдакий, заразил лигу и вообще всю планету какой-то непонятной хворью. Его шутка стала примером наидурнейшего тона.

Даже если отложить в сторону кошмарные цифры смертности в пандемию, то получится, что именно Гобер прервал сезон НБА и отобрал у фанатов то, что могло скрасить их будни от печальных новостей и думскроллинга.

К 2020 году Гобер уже дважды признавался Лучшим игроком НБА в защите. И вот этот парень не смог защититься от коронавируса? Стыд и позор такому «оборонцу».

Гобера регулярно выставляют дураком в защите

Защита – еще один повод для издевательств над Гобером. Он правомерно считается одним из величайших игроков в защите в XXI веке, но одновременно с этим присутствует во множестве хайлайтов с никудышной обороной, обычно – на периметре.

По итогам сезона-2016/17 Гобер впервые в карьере попал в первую символическую сборную защитников и проиграл в голосовании за приз Лучшему обороняющемуся лишь Дреймонду Грину. Но в розыгрыше плей-офф его унизил Стефен Карри, одноклубник Грина.

Позднее уже в статусе «Мистера Замка» Гобер опозорился, когда снова оказался спиной к игроку с мячом при защите против Криса Пола.

Еще один памятный момент произошел, когда Лука Дончич сознательно разменялся на Гобера в серии плей-офф «Даллас» – «Миннесота» и воткнул через француза решающий бросок издали.

Гобера характеризует контраст между его защитой на трехочковой дуге и действиями вблизи кольца. Отбиваться один на один на периметре ему мешает некоординированность. Это даже несправедливо по отношению к Гоберу, поскольку его предшественников, то есть выдающихся защитных центровых прошлого, никогда не вытаскивали из трехсекундной для обороны против «маленьких». Из числа великих блокирующих при защите на дуге уверенно смотрелся Хаким Оладжувон, но не просто так награда Лучшему оборонительному игроку носит теперь его имя. Хаким – исключение, а другим центровым приходилось так же несладко, как сейчас Гоберу – просто эта брешь в их обороне виднелась намного реже.

А еще в резюме Гобера – огромное количество красочных бросков сверху с его сопротивлением. Этот аргумент для ненависти работает слабо, поскольку Гобер одинаково часто выигрывает такие дуэли, но успехи в обороне остаются без внимания. Любой сильный центровой знает, что получить через себя «постер» не так страшно – страшно не предпринять попытки помешать данку.

Но в современной спортивной культуре оказаться «по ту сторону хайлайта» – повод для хейта в соцсетях.

Наконец, в последние несколько сезонов Гобер столкнулся с неожиданной проблемой – игроки врываются с дриблингом в трехсекундную зону и отказываются от атаки. Это никак не отражается в общей статистике, потому что речь идет не о действии, а о страхе перед Гобером. То же самое касается Виктора Вембаньямы – лучше не бросать через него, поскольку он может дотянуться вообще до чего угодно. Об этом говорил еще великий Билл Расселл: «Важно не накрыть бросок, а заставить соперника поверить в то, что ты можешь это сделать». Валютой Гобера стала его репутация, которая лишает его блок-шотов (в «Миннесоте» он блокирует броски почти в полтора раза реже, чем в «Юте»), хотя и помогает из года в год цементировать оборону.

Игра Гобера в атаке бесит

Цифры по блок-шотам у Гобера не дотягивают до заоблачных стандартов, заданных центровыми 90-х, поэтому можно защищать идею, что он им не ровня. Да что там 90-е – Гобер ни разу не ставил даже трех блок-шотов в среднем за игру в среднем, в отличие, например, от Бена Уоллеса или даже таких неярких современников, как Майлз Тернер и Хассан Уайтсайд.

Великий Бен Уоллес тоже не был гуру нападения, но его тренер в чемпионском «Детройте»-2004 Лэрри Браун рассказывал, что все равно заказывал комбинации под своего центрового, чтобы тот чувствовал причастность к команде и выкладывался в защите. Гобер значительно выше Уоллеса, но приличной опцией в атаке он стать так и не смог.

Когда команды выставляют низкорослые пятерки, это вынуждает Гобера защищаться против более резких, быстрых и ловких оппонентов. Но проблема в том, что на другой половине Гобер не способен воспользоваться возникшим преимуществом в росте – у него нет дриблинга, нет движений «в посте» и, что хуже всего, нет базового навыка ловить передачи от партнеров.

Зарплата Гобера бесит еще больше

Сами по себе слабые атакующие навыки – это не катастрофа, но все познается в соотношении «цена-качество». Гобер до этого сезона зарабатывал почти максимальную зарплату, свыше 40 млн долларов в год. С 2025-го цифры чуть более вменяемыми после продления соглашения с «Миннесотой» на 109,5 млн за три года. Тем не менее, платить от 35 до 38 млн за год игроку без атакующих навыков кажется нелогичным. Тем более, что вклад Гобера в игру зачастую выражается в мелочах, а также хорошо виден в продвинутой статистике, а не при оценке игр на глаз.

Зарплата – это еще полдела. В 2022-м масла в огонь подлил обмен француза в «Миннесоту», в рамках которого «Тимбервулвз» расстались пятью пиками первого раундов (а также 4 ролевыми игроками для уравнения по зарплатам). Та сделка снесла всем крышу не только из-за факта такой дороговизны игрока без броска, паса и дриблинга, но и спутала карты в плане оценки игроков. Пять пиков за Гобера? Сколько же тогда надо отдавать за суперзвезду?

Гобер не был бы Гобером без подлых провокаций

Благодаря перечисленным выше пунктам Гобер воспринимался бы неоднозначно, но не был бы злодеем. А вот его частые конфликты с другими игроками и судьями уже превращают его в плохиша.

В его послужном списке уже более 100 штрафов на общую сумму почти 500 тысяч долларов. Самым крупным инцидентом стала его стычка с одноклубником Кайлом Андерсоном в 2023 году, за которую Гобера отстранили на один матч и удержали 260 тысяч долларов из зарплаты (в общую сумму штрафов Руди эти вычтенные из зарплаты деньги не идут).

Также урожайной для Гобера оказалась серия плей-офф 2024 года против «Денвера», когда он за одну неделю схлопотал рекордный 100-тысячный штраф за критику судей и за неподобающий жест, а всего через несколько дней решил этот жест повторить – еще минус 75 тысяч. 

Что касается склок, потасовок и прочих инцидентов с участием Гобера, то из них можно собирать целую галерею.

Свара после данка и издевательского взгляда со стороны Кристиана Брауна:

Уже в этом сезоне Гобер болезненно засадил локтем Марку Уильямсу, когда тот взлетал на бросок сверху. Таким образом француз ответил коллеге за удар по голове в одном из предыдущих эпизодов.

Пару лет назад Гобер также оказался в центре ссоры между Джейденом Макдэниелсом и Клэем Томпсоном. Парадокс оказался в том, что а) Гобер не был зачинщиком; б) эмоции зашкалили еще при счете 0:0; и в) оттащить Гобера в сторону удушающим приемом за шею решил Дрэймонд Грин.

В НБА очень строго наказывают за акцентированные удары кулаками, поэтому после конфликта Майлз Тернер и Гобер выбрали схватку с обнимашками в духе двух медведей.

Злодейство Гобера проявляется, когда он становится зачинщиком конфликта, а потом делает вид, что обижают именно его. И при этом все равно не упускает шанса ткнуть оппонента локтем.

И совсем уж недавно Гобер исполнил «фол Зазы» – опасно подступил под Вембаньяму после броска соотечественника. Так можно лишиться и последних друзей в лиге.

Это нарушение на Вемби стало уже шестым неспортивным фолом Гобера в текущем сезоне – и повлекло автоматическую дисквалификацию на 1 матч. А это еще недополученные французом 200 тысяч долларов (в довесок к очередному штрафу за технический, полученный в той же игре за контакт с арбитром).

Спорт бывает противоречивым. Бокс был ведущим видом спорта в США 100 лет назад, драки являются неотъемлемой частью хоккея, а узаконенные драки по правилам ММА сейчас на пике популярности. Но после трагедии с Руди Томьяновичем любой элемент провокации или рукоприкладства в НБА изучают под микроскопом, как будто это десткий мультик, а не соревнование с участием взрослых потных мужиков.

Потасовки в НБА занимают почетное место в рейтинге самых запоминающихся моментов, хотя за них жестко карают со времен побоища на матче «Детройта» и «Индианы». Без них НБА лишилась бы части себя, так что и Руди Гоберы ей тоже нужны. Есть такая работа – быть сволочью. И у Гобера это отлично получается.

Фото: Gettyimages.ru/Scott Taetsch, Lachlan Cunningham, Jonathan Daniel