Новичок Дюрэнт не успел спасти «Сиэтл» от переезда. Но залетел в НБА суперзвездой уже в 19
Возвращаемся в 2007-й.
В начале текущего сезона 37-летний 211-сантиметровый форвард Кевин Дюрэнт выходил в стартовой пятерке «Хьюстона» как…атакующий защитник. Спустя неделю тренерский штаб вернулся к более традиционным пятеркам, но для самого Кевина позиция второго номера не нова – карьеру в НБА он начинал именно как защитник. И было это в форме клуба, который многие поклонники баскетбола уже и не помнят.

* * *
В фильме «Кто убил BlackBerry» одним из ключевых персонажей является инвестор Джим Балсилли, который в 2006–2009 годах предпринял три попытки стать владельцем команды НХЛ. Изначально он хотел купить «Питтсбург», позднее он делал своей целью «Нэшвилл» и «Финикс», но успеха не добился. В кино Балсилли изображен как жесткий делец, который пытается купить хоккейную команду, чтобы перевезти ее в Канаду. На этом он и погорел – комиссионер Гэри Бэттмен провел совещание с другими владельцами и отказал Балсилли.
Однажды мы увидим и экранизацию занятной истории переезда «Сиэтл Суперсоникс» в Оклахому. Занятный получился бы детектив. Главный момент в той истории – знал или нет продавший «Суперсоникс» Говард Шульц о вероятности переезда команды в другой город. Официально новый владелец Клэй Беннетт предпринимал попытки оставить команду в Сиэтле, но при первой возможности собрал манатки и умчался в другой штат под гул недовольных фанатов.

Сложилась необычная ситуация – «Оклахома» формально продолжила историю «Суперсоникс», но достижения предшественника оставила нетронутыми. Под сводами домашней арены «Тандер» нет баннеров, связанных с легендами «Сиэтла» и даже чемпионским титулом «Соникс»-1979. Это логично – «Суперсоникс» ассоциируются с Гэри Пэйтоном, Шоном Кэмпом, Детлефом Шремпфом, Рэем Алленом, звездами 1970-х и 1980-х годов, но к «Тандер» эти игроки уже не имеют ни малейшего отношения.
Но была фигура, которая застала последний сезон «Сиэтла», а вскоре добилась статуса первой суперзвезды в истории «Оклахома-Сити». Речь о Кевине Дюрэнте.
Дюрэнт «зашел в одну реку дважды» – у него получилось два первых сезона
Дюрэнт провел в «Сиэтле» один сезон-2007/08. Для него это была идеальная ситуация. «Суперсоникс» были отвратительной командой, которая ни на что не претендует, Дюрэнт мог спокойно набивать шишки в качестве новоиспеченного профессионала. Как только он адаптировался к игре на новом уровне, то клуб сменил прописку, а в коллективе появился сначала Расселл Уэстбрук, а затем Джеймс Харден и Серж Ибака (2009) – все благодаря феноменальной работе Сэма Прести, который сегодня продолжает восхождение к трону лучшего менеджера в истории НБА.
Дюрэнт изящно сделал шаг на новую ступеньку, став одним из лучших снайперов НБА уже со второго сезона. Первый же пришелся на регулярку, которая его ни к чему не обязывала. Второй сезон был как первый, только заставил его ощутить на себе серьезный груз ответственности. Он стал лицом свежей организации после неожиданного переезда, позволившего начать все с чистого листа.
В первом сезоне Дюрэнт, как и полагается новичку, тестировал навыки против матерых баскетболистов. Как бы ни был талантлив игрок, но ему нужно время, чтобы приноровиться к баскетболу НБА. Так было и с Лукой Дончичем, хотя по его европейской карьере было сразу понятно, что он способен забивать много. Так было даже с Леброном Джеймсом, которого ветераны команду не сразу приняли.
Леброн пришел в НБА в 2003-м, а Дюрэнт – в 2007-м. И тогда в НБА действительно все было устроено иначе, это была более ориентированная на ветеранов лига. Были тренеры, которые с подозрением относились к новичкам-тинейджерам, предпочитая делать ставку на «терных калачей». Но Дюрэнту и здесь повезло, поскольку сразу после переезда в 2008-м команду возглавил Скотт Брукс, для которого это был первый опыт работы главным тренером в НБА.
И все же в «Сиэтле» Дюрэнт начинал под руководством опытного Пи Джея Карлесимо. «То, как он умеет набирать очки уже сейчас, – такому не научишь. Это его дар. И хорошо, что он так рано увидит все возможные варианты защиты. Это пойдет ему на пользу», – говорил Карлесимо о Дюрэнте.
Дюрэнт почти сразу стал машиной для набора очков
Несколько игроков, ставших позднее звездами НБА в XXI веке, набирали 20 очков за игру в дебютной регулярке. Так было у Леброна (20,9) и Дюрэнта (20,3). Чуть более готовыми к скорингу в лиге оказались Кармело Энтони (21,0), Лука Дончич (21,2), Виктор Вембаньяма (21,4) и Блэйк Гриффин (22,5 – но первый сезон после драфта травмированный Блэйк провел в роли наблюдателя). Набирать 20+ в дебюте сложно, поскольку клуб еще не адаптирован под многообещающего новичка, а атака не заключена на нем как на железную первую опцию.
Дюрэнт сходу продемонстрировал то, насколько он великолепен. По большому счету, нынешний Дюрэнт добивается успеха за счет тех же технических приемов, которыми он зарабатывал на хлеб в 19-летнем возрасте. Он даже мяч терял не чаще своей нормы, что обычно свойственно новичкам – в дебютном сезоне у Кей Ди 12,9 потерь на 100 владений, в то время как средний показатель за всю карьеру – 12,6.

Дюрэнт-новичок – худосочный парень с тонкими руками и ножками. Правда, есть нюанс – это справедливо лишь на фоне закоренелых ветеранов, в то время как в Летней лиге против ровесников Дюрэнт не выглядел щуплым. Да, известный факт, что он не смог взять минимальный вес 80 кг в жиме лежа на скаутском комбайне перед драфтом. С другой стороны – а не определило ли это его судьбу? Может, этот факт и склонил «Портленд» сделать ставку на Грега Одена, который выглядел пышущим здоровьем?
Рост Дюрэнта – официально 211 см, или 6 футов 11 дюймов. При этом долгое время ходили слухи, что игрок даже занижает рост. Дюрэнт опасался, что ярлык «семифутера» будет смущать скаутов, которые при таком росте будут оценивать его как бигмена. Но если Дюрэнт действительно ростом семь футов, то он будет конкурировать с Дирком Новицки за звание лучшего снайпера среди игроков с ростом центрового.
Дюрэнт и Новицки умели набирать очки миллионом способов, но габариты на протяжении всей карьеры давали им неоспоримое преимущество – возможность атаковать через голову защитника.
В случае с Дюрэнтом-Суперсоником (и в первые годы в «Тандер») приходится говорить о превалировании средних бросков над трехочковыми. По сегодняшним канонам очень смешно выглядят его броски с семи метров, когда он всего на один шажок заступает внутрь трехочковой дуги. Но тогда это было нормальным явлением, а Дюрэнт позднее сумел перестроиться под атаки с дальней дистанции, когда для этого пришло время. И показательна трансформация Дюрэнта именно между первым и вторым сезонами – он дебютировал в НБА с 28,8% реализации трехочковых, но после этого ни разу не опускался ниже 35%. Просто привык к удаленной дистанции и пошло-поехало.
В 2007–2010 годах доля двухочковых бросков в общем арсенале Дюрэнта была самой высокой в карьере (85% в сезоне за «Сиэтл»). Любопытно, что в сезоне-2025/26 Дюрэнт вновь «распробовал» средние (около 72% от всех бросков). Сейчас это стало актуально, поскольку защитники мыслят аналитическими категориями – игрок с мячом либо бросает издали, либо идет под кольцо до конца. А вот Дюрэнт обманывает эти ожиданиями благодаря резким остановкам в районе штрафной линии. Именно эту дистанцию Дюрэнт регулярно выбирает для атаки кольца в решающие моменты.
Новичок Дюрэнт забивал больше 90% своих трехочковых с чужих передач – и это сопоставимо с прошлым сезоном в составе «Финикса» (88,8%), когда Дюрэнт непривычно часто для себя оказывался в роли спот-ап шутера в углу. Можно сказать, что Дюрэнт прошел по стопам Рэя Аллена, пусть он и выше своего предшественника по «Сиэтлу» на добрых полфута. Аллен перешел на 90% трехочковых с чужих передач со второго сезона в «Бостоне» и дошел до 95% в «Майами». В случае с Дюрэнтом эта тенденция развивалась в «Финиксе», но откатилась назад при переходе в «Хьюстон».
С Алленом его также объединяет то, на какой позиции они играли в «Сиэтле». В «Соникс» Дюрэнта идентифицировали как атакующего защитника, а не форварда.
В «Сиэтле» Дюрэнт сильно полагался на быстрые атаки. В отношении этого типа атак видна эволюция Дюрэнта не только по карьере, но и при смене обстановки. Так, в сезоне-2007/08 он набирал в быстрых прорывах 22% очков, второй самый высокий показатель в его карьере. Самый высокий пришелся на первый сезон в «Уорриорз», но по мере адаптации Дюрэнта в «Голден Стэйт» он все чаще превращался в самостоятельную единицу, возвращался к более привычным паттернам в атаке и реже атаковал в быстрых отрывах.
Благодаря вытянутости тела, скорости и широким шагам Дюрэнт-2007 стал примером для ранней версии Янниса Адетокумбо, которого тоже пробовали ставить защитником в начале карьеры в «Бакс». Но греческий защитник-форвард-центровой всегда больше полагался на пробивную мощь, в то время как молодой Дюрэнт – это широкий арсенал атакующих умений, благодаря которому он мог чередовать евростепы с флоутерами и полукрюками, разбавляя все это бросками с любой дистанции.
Уже на старте карьеры Дюрэнт понимал ценность игры через пост. Затолкать кого-либо у него не было шансов, но вот использовать неравноценный размен он был способен с первых дней в НБА. Выходя на паркет как второй номер, защитник Дюрэнт с ростом центрового получал эти неравноценные размены на каждом шагу.
На старте карьеры Дюрэнт также был умелым данкером, агрессивно шел на кольцо, завершая эпизоды в свою пользу даже в сложных ситуациях.
Недостатки у Дюрэнта тоже были – но недолго. Заметить их успел лишь Кобе
Дюрэнт – хорошим доказательством того, что главным сокровищем Леброна стало его здоровье. В активе 38-летнего Дюрэнта больше 30 тысяч очков за карьеру, он уже занимает 8-е место в истории, а до конца текущего сезона может замахнуться на попадание в топ-5. Но если прибавить к его резюме упущенные из-за травм очки, то Дюрэнт уже сейчас был бы в тройке, сразу за Леброном и Каримом Абдул-Джаббаром.
На один из недостатков новичка Дюрэнта указывал еще Кобе Брайант. По словам легенды «Лейкерс», Дюрэнт изначально был для него одним из самых сложных оппонентов. У него была лишь одна проблема – ему было неудобно идти под левую руку. Это несколько компенсировалось тем фактом, что Дюрэнт атаковал кольцо в короткие сроки после получения мяча и никогда не был дриблером.
«Я завершил карьеру, так и не выяснив, как можно остановить Дюрэнта. На старте карьеры у него было несколько недостатков. Если он шел вправо, то плохо бросал после остановки. Когда он получал мяч в посте, то не разворачивался через левое плечо. Если держать это в голове, то можно отключить отдельные аспекты его игры. Но он развивался быстро – и уже скоро бросал со средней после движения влево и вправо, атаковал издали…
Когда он только пришел в НБА, то при проходе влево он плохо завершал атаки левой рукой вблизи кольца. Да, у него было преимущество в габаритах, но поначалу атаки слева были для него некомфортными. А когда он исправил все эти недостатки, то я пытался отталкиваться от ритма его движений. Я пытался его просчитать, но не успел этого сделать до своего ухода», – говорил Кобе.
Главное нарекание при просмотре игр раннего Дюрэнта к самому Дюрэнту вообще не имеет отношения. Ключевая проблема – в качестве партнеров вокруг звезды. Дюрэнт-новичок только-только вписывался в коллектив, старался не тянуть одеяло на себя, предоставлял партнерам возможность проявить себя. Когда же Дюрэнт находил свою волну, то соперники отправляли на опеку против него двоих защитников, полагаясь на то, что остальные игроки «Суперсоникс» не представляют угрозы. И становилось понятно, что одноклубники не соответствуют потенциалу Дюрэнта. В «Сиэтле» было достаточно исполнителей, с которыми Прести попрощался в кратчайшие сроки.
Кстати о Прести – он всегда признавал, что ему всегда нравилась идея построить все с нуля в «Тандер». Но строить этот дом на голом пустыре было бы не так приятно и увлекательно, если бы у него не было прочного фундамента в лице Дюрэнта. Уже после сезона в «Сиэтле» было ясно, что этот парень в НБА всерьез и надолго. Оставались подозрения, что телосложение Дюрэнта не позволит ему обойтись без травм при переводе на более жесткую позицию форварда, но первые семь лет карьеры – без серьезных повреждений. А еще после даже самых жутких травм он возвращался в строй без просадок по качеству игры, что после «крестов» в «Оклахоме», что после разрыва ахилла после двух чемпионств в «Голден Стэйт», то после череды болячек в «Бруклине» и «Финиксе».
Это и есть признак выдающегося игрока – а намеки на это Дюрэнт проявил еще в зелено-желтой форме «Суперсоникс».
Этот текст – новый выпуск сериала про легенд НБА до того, как они стали суперзвездами. В предыдущих сериях:
● Молодой Майкл Джордан поражал игрой уже на Олимпиаде-1984. Жаль, что не против сборной СССР
● Как худой подросток Дончич взял Евробаскет в 2017-м
● Новицки выводил Германию в финал Евро. Без шансов на золото, но сам Дирк был шикарен
Фото: Gettyimages.ru/Kevin C. Cox, Otto Greule Jr; East News/AP Photo/Ted S. Warren














