11 мин.

«Игра престолов» в «Далласе»: Харрисон манипулировал Дюмоном, но недооценил коварство Кьюбана

Неделю назад НБА стала скучнее: «Даллас» избавился от президента по баскетбольным операциям Нико Харрисона, известного тем, что без наркоза провел операцию по обмену Луки Дончича на сердце болельщиков «Мэвс».

После этого ESPN и The Athletic попросили источники в клубе рассказать, что происходило за закрытыми дверьми.

И вот что вскрылось.

1. Марк Кьюбан продал клуб, но собирался управлять им дальше просто потому, что он Марк Кьюбан

27 декабря 2023 года Кьюбан оформил сделку по продаже мажоритарного пакета акций «Мэвс» за 3,5 миллиарда долларов семейству Мириам Адельсон. У него осталось 27% акций, но при этом он собирался оставить за собой баскетбольное управление.

«Ничего не изменится, кроме моего банковского счета», – объявил «миллиардер средней руки».

После обмена Луки Дончича Кьюбан публично возмущался, что его оттеснили от руководства, а потому он никак не мог повлиять на историческую сделку. По его словам, лига вынудила его убрать из контракта пункт, согласно условиям которого за ним сохранялся контроль над баскетбольными операциями.

На самом деле, как говорят источники, в этом пункте ничего подобного не было. Кьюбан был уверен, что будет и дальше управлять клубом просто потому, что продал его небаскетбольным людям. И не видел в клубе никого, кто обладал бы релевантной баскетбольной экспертизой и соответствующим опытом.

«Очевидный пример того, как человек пытается и рыбку съесть, и в пруд не лезть, – пояснил источник. – Сколько вы знаете Марка Кьюбана? Кажется ли вам, что в данном случае он поступил не так, как делает обычно?»

Вскоре после покупки новый фактический владелец клуба Патрик Дюмон (он женат на дочке Мириам Адельсон) объявил, что Кьюбан что-то неправильно понял.

«Марк – мой друг, я с ним буду иногда консультироваться, – объявил он. – Но не надо заблуждаться: теперь клубом управляю я и все решения принимаю я».

По словам источников, это очень обрадовало и Нико Харрисона, и тренера Джейсона Кидда. Оба считали, что постоянное вмешательство бывшего владельца в решения по персоналу сильно вредили организации.

2. Кьюбан нанял Нико Харрисона, чтобы улучшить отношения с игроками

Нико Харрисон получил пост президента еще при Марке Кьюбане. Тот не верил в его баскетбольные знания, а потому приставил к нему в качестве старшего советчика бывшего генменеджера «Юты» Денниса Линдсея. Именно он должен был определять трансферную политику клуба, и его же сейчас Кьюбан пытается вернуть из «Детройта» на позицию, которую занимал Нико Харрисон.

Смысл назначения Харрисона заключался в том, что у него были дружеские отношения со многими звездами НБА благодаря многолетней работе в Nike. По словам самого Харрисона в компании его называли «Молчаливым убийцей», потому что он ловко закрывал все деловые вопросы.

«Даллас» в течение долгого времени не мог подписать сильных свободных агентов. И Харрисон должен был помочь с этим.

3. Харрисон манипулировал Дюмоном и оттеснил Кьюбана

Летом 2024 года Дюмон провел единственную пресс-конференцию в качестве владельца «Далласа».

На ней Нико Харрисон расписал, что помогло ему нащупать общий язык с новым боссом.

«Обычно, когда клубы меняют владельцев, те приводят своих людей. Но Патрик и семья Адельсонов приняли меня как своего, и я очень ценю это. Одна из особенностей моего общения с Патриком – мы говорим о лидерстве. Мы говорим об инвестициях в сообщество. Мы говорим о культуре. Это все то, во что я верю. Это напоминает мне мои прежние дни в Nike. Полагаю, это влияние его корпоративного опыта».

Харрисон оттеснил Кьюбана от управления и стал принимать решения, напрямую согласовывая их с Дюмоном.

«Нико, по сути, сказал: «Я не хочу больше иметь дело с Марком. Его слишком много», – рапортует один из источников.

«После продажи Нико начал манипулировать Дюмоном. Затем мы вышли в финал, и оказалось, что Нико просто безупречен», – соглашается другой.

4. Харрисон обвинял во всех ошибках Кьюбана, а себе приписывал все успехи

Собственно, манипулирование заключалось в том, что Нико Харрисон выставлял себя идеальным управленцем.

«Нико проделал чертовски хорошую работу по продаже себя, – рассказал источник в клубе. – Он приписал себе все заслуги. Когда Патрик задавал вопросы – спрашивал, как мы заполучили Кайри, как прошел драфт и так далее – Харрисон заявлял, что все это его работа. У нас тогда началась победная серия, и мы добрались до финальной серии. Это была просто химера».

Со слов Харрисона получалось, что глупый Кьюбан отдал Джейлена Брансона и выменял форварда Кристиана Вуда, которого терпеть не мог Джейсон Кидд. (Тренеры и работники фронт-офиса подтверждали, что так и было дело).

И одновременно умный Харрисон спас положение тем, что заполучил Дэниэла Гэффорда и Пи Джея Вашингтона, что и помогло команде дойти до финала. Хотя вообще-то изначально «Даллас» пытался забрать Кайла Кузму за несколько пиков первого раунда и переключился на другие цели после того, когда тот заблокировал эту сделку.

5. Харрисон убедил Дюмона, что Дончичу не нужно платить

Благодаря безупречной репутации и тесным отношениям Харрисону удалось убедить владельца обменять Луку Дончича.

Он аргументировал это тем, что платить словенцу 345 миллионов за 5 лет будет ошибкой. Харрисон настаивал на том, что Дончич – в плохой форме, его привычки за пределами площадки оставляют желать лучшего, он часто травмируется. Управленец регулярно конфликтовал с «лагерем Дончича» по поводу восстановления после травм икроножных мышц и представлял владельцу это как дополнительное доказательство того, что тот недостаточно предан клубу. Поражение в финале он объяснял проблемной защитой Дончича и потому предложил построить лучшую защиту лиги вокруг Энтони Дэвиса, которого знал с детских лет.

Харрисон же уговорил Дюмона, что не нужно афишировать информацию о возможном обмене Дончича. Основной предлог для этого – то, что агент Дончича Билл Даффи тогда мог бы использовать влияние в лиге и помешать провести трейд.

Поскольку у Даффи и Кьюбана близкие отношения, они договорились не сообщать ничего и миноритарному владельцу.

После обмена Дюмон дал интервью, где произнес: «Мы верим в Нико». Показывая, что полностью доверяет видению ловкого президента.

6. Харрисон нанимал странных людей из ФБР. И во многом с этим была связана пиар-катастрофа

Еще в прошлом году всплыла информация о том, что клуб нанимает неквалифицированных персонажей на ключевые позиции.

«Если ты хоть как-то задеваешь чувства Нико на любом этапе – это все, конец», – рассказал бывший сотрудник клуба. – Он ранимый парень».

«Даллас» избавился от многолетнего директора по физподготовке Кэйси Смита, который не соглашался с Харрисоном по ряду вопросов.

На место атлетического директора пришел Кит Белтон, у которого не было соответствующего сертификата от Национальной Ассоциации силовой и общефизической подготовки. Белтона уволили в мае после того, как он пытался заставить играть Дерека Лайвли с переломом голеностопа.

Теперь же объяснилось, почему обмену Дончича сопутствовала пиар-катастрофа: Харрисон не только обменял словенца, но и вдогонку сделал десяток идиотических заявлений.

В феврале 2024 года «Даллас» нанял новую главу пиар-отдела, у которой также не было адекватного опыта. Это место заняла Виктория Мартинес, до того работавшая в ФБР и занимавшаяся противодействием терроризму.

Поскольку уличить Дончича в терроризме или хотя бы экстремизме не удалось, Мартинес выступила не очень удачно.

Одна из самых ярких ее промашек – встреча за закрытыми дверями с представителями местной прессы. Журналистов попросили не записывать то, что говорили Харрисон и управляющий клуба Рик Уэлтс, но те все равно выложили содержимое заседания на всеобщее рассмотрение.

Каждое публичное выступление Харрисона после обмена выставляло его еще большим посмешищем.

В итоге в сентябре Мартинес уволили. Настоящим террористом оказался сам горе-президент.  

7. Харрисон перестал контактировать с Кьюбаном. И это было его главной ошибкой

«Нико построил ров, воздвиг забор и сказал: «Я сам с усам!» Очевидно, что это была неверная стратегия», – объяснил источник.

Харрисон стал единственным источником Патрика Дюмона по баскетбольным вопросам и вливал в него нужную ему информацию.

И параллельно отодвинул Марка Кьюбана, хотя у того оставалось треть акций клуба.  

В итоге последнее и оказалось главной оплошностью управленца.

«Кьюбан в течение нескольких месяцев затевал этот переворот», – рассказал еще один источник.

Свержение Харрисона было вызвано не столько неудачами на старте сезона или гневом болельщиков, а спровоцировано главным образом интригами бывшего владельца. Его дружеские отношения с Дюмоном никуда не делись – Кьюбан даже с потерей контроля над баскетбольными решениями никогда не обвинял напрямую новых хозяев, а на публике критиковал одного президента.

После обмена Дончича он принялся планомерно подтачивать доверие Дюмона к Харрисону. В частности, летом он предсказывал, что у команды без квалифицированных разыгрывающих будут огромные проблемы с атакой, что приведет к кризису. Харрисон в ответ держался за свой тезис «Защита выигрывает титулы» и указывал на то, что «Мэвс» и в прошлом году на чужой половине не блистали.

С началом сезона прогнозы Кьюбана оказались куда ближе к правде.

Дюмон быстро разочаровался в Харрисоне. И то, что непосредственно привело к отставке, как раз и демонстрирует закулисную работу Марка Кьюбана.

Харрисон настаивал на скорейшем возвращении в строй Энтони Дэвиса, восстанавливающегося после растяжения икроножной мышцы левой ноги. Личные врачи игрока и директор «Далласа» по физподготовке Йохан Билсборо просили дать тому больше времени, поскольку поспешный выход мог привести к разрыву ахилла, модной травме в современной НБА.

Президент настаивал, так как ему нужно было спасать собственную шкуру.

И вот тут Дюмон впервые за время в клубе принял участие в решении баскетбольных вопросов – встал на сторону специалистов, а через несколько дней и вовсе распрощался с Нико Харрисоном.

Теперь Марк Кьюбан представляет дело таким образом, словно он вернул себе контроль над баскетбольными операциями.  

«Сейчас он ходит по воздуху от счастья, – сказал источник в клубе. – Кьюбан парит в своих Skechers».

При этом его статус не до конца понятен.

Никакой официальной должности у него нет. Никакой юридической власти – тоже. Дюмон не объявлял, что у него появился новый конфидент.

«Он консультант, а не лицо, принимающее решения, – сообщает другой источник. – Но он находится за столом переговоров».

При этом сам Кьюбан комментирует все слухи вокруг клуба так, словно как раз он – «лицо, принимающее решение». Например, он тут же принялся опровергать появившиеся инсайды о том, что «Даллас» попытается обменять Энтони Дэвиса до дедлайна.

В общем, со всем этим «Мэвс» еще придется разобраться.

«Даллас» выгнал клоуна, обменявшего Луку Дончича. И это вовсе не подачка фанатам

Фото: Gettyimages; East News