Как организовать психологическую подготовку молодого спортсмена
Не все до конца не понимают, насколько важно научить молодого человека (спортсмена) работе с другими людьми, членами спортивной команды, клуба. Подготовка начинающих предусматривает, кроме физического развития, формирование личности занимающегося и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Основными задачами психологической подготовки являются:
-привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;
-формирование правильную установки на указания тренера;
-формирование морально-волевых качеств занимающегося;
-совершенствование эмоциональных свойств личности - контроль и анализ;
-развитие коммуникативных свойств личности;
-развитие и совершенствование интеллекта занимающегося.
К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, разъяснения, методы моделирования соревновательной ситуации через игру. В программу занятий следует поэтапно, вводить ситуации, требующие преодоления трудностей. Рекомендации по организации психологической подготовки.
В структуру психологической подготовки занимающегося включены следующие компоненты:
1. Определение, разработка и реализация системы требований к личности ;
2. Психодиагностика, оценка уровня проявления психических качеств и контроль за их развитием;
3. Отслеживать становление личности занимающегося, через волевые, эмоциональные, коммуникативные и интеллектуальные качества личности.
4. Разработка и совершенствование «психологической настройки» спортсмена в день соревнований, контроль за концентрацией в предстартовый период.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях. В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.
В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая игровая готовность занимающегося к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.
Как психологически подготовить молодого игрока к соревнованиям? Какие качества нужно сформировать в нем тренеру?
Объективную уверенность в своих силах (с учетом уровня соперника).
Стремление проявить все свои умения для достижения цели – победы (но быть готовым к стойкому переживанию поражения со способностью делать выводы).
Поддержание нормального уровня возбуждения, помогающего реализовать свои силы.
Способность быть хозяином своих чувств, мыслей и действий.
Тренера должны стимулировать спортсмена достигать своей цели – победы и формировать способность быть готовым к проигрышу, чтобы с учетом ошибок развиваться дальше.
Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
Сухомлинский В. А.
https://www.goprotect.ru/blog/kak-podgotovit-rebenka-k-sorevnovaniyam