Каждому человеку нужно знать, за что он сражается
Помогая спортсменам , ставить цели и достигать их, очень важно учитывать особенности их личности. Уровень мотивации человека и его ориентации на достижение цели оказывают существенное влияние на цели, которые он ставит перед собой, а также на сам процесс постановки целей. Успешно выступающие спортсмены, для которых характерны высокие уровни мотивации к достижению успеха и низкие уровни мотивации к избеганию неудач, как правило, ставят трудные, но вполне реальные цели. А спортсмены, выступающие неудачно, характеризующиеся высокими уровнями мотивации к предотвращению неудач и низкими уровнями мотивации к достижению успеха, обычно ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели.
Следует также отметить такую особенность. Люди с высокой степенью соревновательности акцентируют внимание на целях, связанных с результатом, в отличие от людей с высокой ориентацией на задание, которые отдают предпочтение целям, связанным с уровнем физической подготовки( получающих большее удовлетворение от тренировок). Осознание этих различий поможет определить, чего следует ожидать от людей, которым вы помогаете в определении целей. Успешно выступающие спортсмены с высоким уровнем ориентации на задание должны хорошо реагировать на ваше стремление помочь им с определением целей. Менее успешно выступающим спортсменам, ориентированным на результат, придется постоянно напоминать о важности постановки реальных целей, связанных с уровнем физической подготовки, а также постоянно контролировать их. При работе с детьми также необходимо прилагать много усилий, чтобы обеспечить концентрацию усилий на постановку целей, связанных с уровнем физической подготовки.
Иногда спортсмен чрезмерно концентрирует внимание на механике и движениях тела. Естественно, нельзя сказать, что узкое внутреннее поле внимания всегда является недостатком. Когда вы изучаете новое умение или навык, вам необходимо концентрировать внимание внутри, с тем чтобы овладеть кинестетическим ощущением движения. Например, если вы изучаете технику езды на лыжах с горы, вам следует акцентировать внимание на перемещении веса тела, положении лыж и лыжных палок, а также на том, чтобы не упасть или не «врезаться» в кого-нибудь. Если вы попытаетесь интегрировать эту новую структуру движения, ваши результаты, скорее всего, окажутся неоднозначными. Вам придется хорошо поработать, концентрируя внимание на улучшении техники за счет достижения лучшего ощущения движения. Проблема возникает в том случае, когда узкое внутреннее мышление проявляется после усвоения умения или навыка. На этом этапе навык должен выполняться автоматически, а ваше внимание должно быть направлено главным образом на то, что вы делаете. Если вы участвуете в соревновании, то ни в коем случае не должны концентрировать свое внимание на движениях тела. Ваше внимание должно быть сосредоточено на том, куда вы едете, тогда как сама езда должна происходить «в автоматическом режиме».
Концентрация внимания на технике и движениях тела во время соревнования, как правило, отрицательно сказывается на результате. Чем больше вы анализируете, тем выше вероятность того, что вы нарушите естественную плавность движений, характерную для высокого уровня спортивной деятельности, особенно если необходимо быстро принимать решения и быстро реагировать. Часто, приоритет в постановке цели меняется, при постоянном внимании на второстепенный элемент. И в этом случае нужно найти способ вернуться к работе над главной задачей. Со стороны иногда видно лучше и тренерский глаз не должен быть “ замыленным”.
Другие люди также могут оказать помощь в постановке целей спортсменам, учащимся и людям, занимающимся физической культурой. Однако довольно часто этого не происходит. Например, тренер школьной команды , игроки которой принимают участие в районном чемпионате, поставил вместе со своими подопечными ряд целей, связанных с уровнем физической подготовки. В то же время родители спортсменов, их преподаватели и друзья очень часто акцентируют внимание на достижении победы в чемпионате. В такой ситуации тренер должен объяснить всем заинтересованным лицам большую важность целей, связанных с уровнем физической подготовки, по сравнению с целями, связанными с результатом. Для этого ему необходимо провести собрание или написать письма родителям спортсменов. Часто, после замужества, спортсмены больше прислушиваются к мнению партнера (возможно более эмоциональному чем профессиональному), что не всегда помогает требовательному наставнику. И, наконец, профессиональные специалисты должны проявлять истинный интерес к людям, с которыми они работают. Они должны анализировать цели, поставленные занимающимися, поощрять их усилия, интересоваться их успехами и т.д.
Помощь должна совершаться не против воли того, кому помогают.Георг Вильгельм Фридрих Гегель