10 мин.

Незаменимый человек Михаила Прохорова

Оригинал: www.netsdaily.com

Нет, нет, это не Джей-Зи. А русский парень, стоящий рядом с ним!

Когда руководители «Нетс» только знакомились с мужчинами (и женщинами), окружающими Михаила Прохорова, они называли их «Командой России» и «40-летними, имеющими все деньги мира», которые рассматривали управление клубом как своего рода «хобби».

Они ошибались очень во многом. На самом деле, они 30-летние, а не 40-летние. Не все из них русские. И совершенно точно, большинство из них не считают «Нетс» «хобби». Руководство «Нетс» уловило правильно лишь одну вещь – у них, и в самом деле, все деньги мира.

В этой группе выделяется незаменимый для Михаила Прохорова человек – Дмитрий Разумов, которому только исполнилось 36 лет. Он тот, кто, как считают в «Нетс», лучше всех понимает проблемы команды… и тот, кто занимается их решением. Кристоф Шарльер, француз, получивший образование в Штатах, как председатель совета управляющих отвечает за бизнес-составлющую, Ирина Павлова решает вопросы, связанные с ареной, и именно Разумов занимается баскетбольными делами. Кажется, что это невероятно, но пока это работает.

***

Когда Михаил Прохоров в прошлом месяце прилетел в Сан-Антонио, чтобы встретиться с Дероном Уильямсом, Дмитрий Разумов был с ним. Он был под рукой и тогда, когда Прохоров и Уильямс уже встретились неделю спустя для более продолжительной встречи в Лондоне.

Уильямс понимает значимость Разумова. «Можно совершенно определенно сказать, что их цель – удержать меня здесь, – заявляет сам Дерон. – Мы провели немало отличных бесед. Я встретился с Дмитрием Разумовым и мистером Прохоровым. Они держат меня в курсе своих планов».

Вряд ли кого-то удивляет, что именно Разумов является руководителем для разыгрывающего и держит звездного игрока «в курсе». Он может играть за кулисами или вне сцены, но совершенно точно одно – Дмитрий Владимирович – игрок.

В прошлом году Разумов прилетел с Родом Торном с Матча всех звезд на Олимпиаду в Ванкувере, чтобы бывший президент встретился с Прохоровым и предложил ему свое видение развитие клуба в будущем. Он же сопровождал Прохорова на драфт-лотерее, проводил собеседования с кандидатами на место генерального менеджера и главного тренера и говорил тосты за успех предприятия вместе с Джей-Зи и Прохоровым в клубе «40-40». Он же был с боссом и в июне, когда Прохоров и Кори Букер выпивали за оформление сделки между «Нетс» и «Девилс».

И именно Разумов делал презентации для свободных агентов, рассказывая о бизнес-возможностях, открывающихся перед ними, если они станут глобальными суперзвездами Прохорова. На самом деле, когда «Нетс» встречались с ЛеБроном Джеймсом в Акроне прошлым летом, основными «продажниками» там были Прохоров и Разумов, которые делились тем, как можно распространить бренд ЛеБрона Джеймса по всему мира… как это произошло с Дэвидом Бекхэмом.

Важные сделки

Насколько значителен он сейчас? Когда главный офис «Нетс» хочет принять важное решение, Билли Кинг звонит Разумову или Прохорову, чтобы получить одобрение. Эвери Джонсон регулярно обсуждает с Разумовым дела команды. Когда Разумов приезжает в Джерси, он сидит в первом ряду вместе с Джей-Зи.

Вот как описывает роль Разумова в переговорах Кинг: «Я держу связь с Дмитрием и Михаилом, а они либо дают одобрение, либо говорят нет… Собрав информацию и поговорив с Бобби Марксом, Эвери, скаутами и другими людьми, я принимаю решение и сообщаю о нем владельцу».

Пока все работает неплохо. Нет никаких сигналов о том, что русские поставили фронт-офис с ног на голову. «Постоянное взаимодействие с Дмитрием это здорово, – объясняет Кинг. – Это постоянный диалог помогает нам принимает необходимые и уместные решения очень быстро».

Разумов признается, что так и есть: «Я действительно регулярно общаюсь с Билли и Эвери на баскетбольные темы». Он шутит, что у этих отношений есть только один недостаток: «Главное, к чему приходится приспосабливаться – это разница во времени между Москвой и Нью-Йорком!»

Разница во времени не представляла никаких проблем, когда Кинг позвонил, чтобы рассказать о самой большой сделке: Прохоров и Разумов катались на лыжах в западной Канаде – в трех часовых поясах. При обсуждении этого не было вообще никаких проблем.

Переход Уильямса – никаких раздумий

«Что касается обмена Дерона Уильямса, то здесь нужно отдать должное Билли. Мы с Михаилом отдыхали, когда было принято это решение. Никаких сомнений тут не было, – объясняет Разумов. – Все были в восторге, когда появилась эта новость». Они сразу же прервали отпуск и погрузились в самолет, направляющий в Сан-Антонио.

Так кто же этот 36-летний русский, чей профиль на сайте группы ОНЕКСИМ гласит, что его любимыми видами спорта являются футбол, хоккей, лыжи и теннис, а не баскетбол, и который вырос в Москве тогда, когда умирал Советский Союз?

Он не входит в совет управляющих «Нетс», его не упоминает медиа-гайд клуба, у него нет своего офиса или должности в клубе, но он играет определяющую роль в его управлении. Он доверенное лицо Прохорова и управляющий 25-миллиардной компанией ОНЭКСИМ. Дэвид Олдридж назвал Разумова «правой рукой Прохорова при управлении «Нетс», человеком, через которого проходит все. На самом деле его роль еще значимее.

Разумов скромно говорит о том, что он делает: «Моя роль в «Нетс» – неофициальна. Как и любую компанию, на повседневном уровне «Нетс» контролирует совет управляющих. Но Михаил любит, чтобы его держали в курсе друзья и советники. И я рад, что могу причислять и себя к этому кругу.

Мы с Михаилом работали вместе уже 10 лет. Я очень хорошо понимаю, в каком направлении он мыслит, основываясь на опыте наших прошлых деловых отношений, и это понимание помогает нам решать некоторые проблемы. И давайте скажем честно, заниматься клубным баскетболом в НБА – это же весело».

Разумов сразу же оговаривается: «Я не вовлечен в дела команды на повседневном уровне». Кто-то считает, что для неофициальной роли Разумова существует формальная причина, коренящаяся в российской законодательной системе. Просто необходимо изолировать группу ОНЭКСИМ и ее многочисленные дочерние компании от каких бы то ни было юридических связей с «Нетс». Ведь и Прохоров не входит в совет директоров.

Не только «Нетс»

Его роль как советника Прохорова никаким образом не сводится лишь к управлению «Нетс». Именно он занимается продвижением ё-мобиля, работает над сделками Прохорова, связанными с операциями по золоту, алюминию и никелю, проводит с «необходимым усердием» изначальное исследование инвестиций Прохорова в рискованные проекты – от одного из ведущих инвестиционных банков России Renaissance Capital и RBC – сочетание российской версии CNBC и Yahoo до клуба НБА, обретающегося в подвале турнирной таблицы. Это все является частью стратегии по отходу Прохорова от металлов.

«Наша главная цель – теперь, когда у нас есть опыт в самых разных сферах и мы имеем основательный стабфонд на случай рисков – развивать имеющиеся вклады, – рассказывает Разумов. – Мы особенно заинтересованы в увеличении доли в области хай-тек, так что сейчас мы развиваем ряд проектов с потенциалом значительного роста в этой сфере – гибридный автомобиль, недавно открытая фабрика по выпуску светоизлучающих диодов и много другое».

Та же самая деловая философия отчетливо видна и в работе российских бизнесменов в «Нетс». Renaissance, RBC и «Нетс» нуждались в деньгах, были все в долгах и искали покупателя, который смог бы их спасти, когда руку помощи им протянул Прохоров. В результате цена оказалась малой, что дало ОНЭКСИМ возможность купить по низкой цене, а затем «развивать существующие активы», предоставить управляющим инструменты для работы… и следить за ними.

Разумов получил юридическое образование в одном из лучших российских вузов и когда-то работал в сфере делового и корпоративного права в большой юридической фирме Clifford Chance. Он получил опыт работы с банковскими инвестициями в Renaissance Capital. В 1998 году (когда ему было 23) он ушел оттуда, чтобы основать независимую фирму, занимающуюся рисковым капиталом, которая помогла ускорить успех «Мегафона», третьего по величине мобильного оператора в России.

Он присоединился к Прохорову в 2001-м и сначала работал в качестве заместителя главы одного из отделов в «Норильском Никеле» (сделки слияний-поглощений), самой крупной добывающей компании в Росии, которая приобретала активы в США, Южной Африке и России. Прохоров доверял ему до такой степени, что Разумов входил в советы управляющих, участвуя в самых разных операциях своего босса – сделках с московской недвижимостью, добычей никеля, в банковской сфере или сфере технологий.

И да, ему принадлежит часть некоторых проектов Прохорова (но, естественно, не «Нетс»). Он не будет объяснять, каких именно, но ранее он говорил: «У меня есть финансовая заинтересованность в развитии группы».

Разные люди

Оба они очень разные люди. Так говорят те, кто знает их обоих. «Между ним и Прохоровым виден интересный контраст в плане выражения идеалов эгалитаризма и аристократичности», – говорит один американец, который провел довольно много времени с ними обоими. Это заметно по их моде. Прохоров не выделяется. Он говорит, что ему не интересна мода (хотя его часы Pierre Kunz стоимостью 138 тысяч долларов свидетельствуют об обратном). Он приходит на матчи «Нетс» в джинсах и свитерах, равно как и в обычных деловых костюмах. Разумов всегда элегантен в своих модных итальянских костюмах. Вы можете увидеть свое отражение в его сверкающей обуви.

Прохоров ведет себя шумно. Разумов спокоен, сдержан, отстраненный русский с европейским налетом. Прохоров – убежденный холостяк. Разумов – отец троих детей.

Он, Кристоф Шарльер и Ирина Павлова следят за инвестициями Прохорова. Это не бездонная яма с деньгами для игр Кинга и Бретта Йормарка, но инвестиции. С разделением труда. Прохоров дал ему работу следить за баскетбольным хозяйством. Он поясняет: «Я гораздо меньше вовлечен в проект арены. Крис и Ирина главным образом обсуждают эти вопросы с Бреттом и командой Брюса Ратнера». Он может и не знать о баскетболе, но как юрист и банкир он точно знает о коллективном соглашении.

Инвестиции расписаны таким образом – 200 миллионов уходят на 80 процентов финансирования команды плюс на 45 процентов строительства арены; 60 миллионов – на покрытие текущих расходов, пока команда не переберется в Бруклин, в том числе на погашение долга клуба (в общей сложности – 175 миллионов), на аренду стадиона, упрощение трейдов и пополнение главного офиса; и 76 миллионов – на акции арены. (Согласно официальным документам и информации инсайдеров, эти 76 миллионов вложений в акции означают, что Прохоров может контролировать и Barclays Center, а не только клуб).

Полный доступ

Не все, естественно, сводится к финансовой области. Разумов доступен всем в клубе – от игроков и руководителей до Тима Уолша (тренер по физподготовке). 19 января, когда команда собиралась на последнюю тренировку перед матчем с «Джаз», Уолш увидел Разумова, который сидел рядом с Джей-Зи в конце скамейки. Он подошел к нему, а затем после быстрой, но серьезной беседы снова ушел на скамейку, но его мысль – какая бы они ни была – была услышана.

«Я не помню, о чем мы тогда разговаривали, – вспоминает Разумов. – Но мне кажется, что и Михаил, и я вполне доступны, особенно для тех, с кем мы работаем… Мы довольны работой офиса «Нетс». И, хотя Михаил вовлечен в принятия стратегических решений, а также смотрит матчи, он не тратит каждый день время на управление «Нетс». Разумов не сказал, что сам он не тратит.

Источник в клубе, который видел, как работают Прохоров и Разумов, называет русских спасителями. «Мы были бы похожи на «Сакраменто», если бы эти парни не купили команду», – говорит он.

Наконец, важна его роль не только роль финансиста и стратега, но дипломата и политика, равно как и наблюдателя. Он тот, кто отвечает за цифры и имеет дело с сотрудниками. Самое главное это то, чтобы все получали то, что им нужно, если не то, что они хотят, чтобы делать свою работу. В бизнесе это получение прибыли. Для «Нетс» – победа в чемпионате. Дерон Уильямс в будущем наверняка узнает Дмитрия Разумова гораздо лучше. Ведь он держит его «в курсе».

«За свою жизнь я совершил множество сделок. В период, что я занимаюсь «Нетс», я пока особенно горжусь приобретением Дерона».

Акцент сделан на слове «пока».