О Доверии... она как девственность, теряешь раз и навсегда
Доверяют ли вам люди? Способны ли вы произвести должное впечатление на окружающих? Многие замечали, что заслуживающих доверия людей вокруг не так-то много. Мы выстраиваем отношения с друзьями, коллегами, знакомыми без учета фактора доверия. Однако это полезное качество может стать необходимым для коммуникации. Игнорировать его не стоит. Жизнь легко допускает ситуации противоречий и парадоксов, где люди доверяют незнакомцам больше, чем близким родственникам, с которыми прожили полжизни вместе, и которые за это время создали серьезные барьеры для общения с родными. И наоборот, древний совет держать врагов своих ближе чем друзей своих обретает в данном ракурсе вполне конкретную пользу: враг с одной стороны достаточно предсказуем в своем желании навредить, а с другой - в близком контакте более скован, ограничен в проявлении своих желаний. Если же чуть обобщить, то можно сказать, что человек может доверять партнеру в одном деле, и опасаться в другом. А самое важное, что по людям видно, какую роль доверие играет в их отношениях: более крепкое доверие позволяет быть искренним и свободным в проявлении своих значимых чувств. В какой-то мере доверие есть еще и готовность к тому, что ты не все знаешь о партнере, и ты допускаешь, что он может тебя удивить. Это же определение объясняет случаи, когда человек дает другому слишком много доверия и этим снимает с партнера ответственность за ошибки, позволяет ему расслабиться, игнорировать чувства и потребности доверяющего, что приводит к разрушению отношений. В основе взаимодействия и общения людей лежит именно доверие. Оно побуждает нас совершать поступки, принимать решения. Заслуживающий доверия человек способен оказывать влияние на окружающих. Причем это влияние будет принято ими спокойно, ведь они доверяют.
Что такое доверие? Если родители и обстоятельства сильно давили на ребенка, сковывали его произвольные поступки или наоборот позволяли слишком много, если в семье решения почти всегда принимали под воздействием сильной тревоги, то и ребенок вырастет с постоянным ожиданием подвоха со стороны окружающего мира, будет ждать и готовиться к неудачам, будет учиться и адаптироваться именно к неудачам, будет чувствовать себя на месте именно среди неудач. Иначе говоря, такой ребенок сам окружает себя высоким, но ненадежным порогом к проявлению своих чувств и желаний, и всегда носит эту "крепость" с собой. А крепкое базовое доверие к миру возникает в дружной семье, где каждый имеет право реализовывать свои потребности, где каждому позволено ошибаться и получать поддержку для исправления этой ошибки. Крепкое доверие к миру помогает человеку сосредоточиться на своей ошибке, чтобы изучить ее и извлечь полезный опыт, вместо того чтобы думать о том, как перевалить вину на другого и избежать наказания.
Многие ученые придерживаются точки зрения, что ДОВЕРИЕ это совокупность трех факторов - опыт, компетентность и надежность. Если ваше окружение видит в вас все три компонента, это значит, что возникает доверие. Получается, что доверие зависит не от вас, а от целевой аудитории. Именно их восприятие вас как личности, оценка ваших действий будет оказывать нужное влияние. А умения, навыки, действия – все это отходит на второй план, влияет на формирование доверия только косвенно. Завоевание авторитета – это сложный и трудоемкий процесс, а вот его потеря – дело нескольких минут. Любой неправильный шаг или ошибка могут привести к потере авторитета. Стоит более подробно остановиться на каждом компоненте, который помогает завоевать доверие. Так можно не только приобрести авторитет, но и сохранить его.
Компетентность
Компетентность – это один из максимально простых способов завоевать авторитет и доверие в рабочей сфере. Если вы продемонстрируете свои возможности, высокую надежность, предоставите примеры своей компетентности, то это позволит легко поднять уровень доверия у окружающих. Вы сразу разрушите все преграды, как только покажете профессиональные умения, навыки, заявите себя компетентным специалистом.
Профессионализм
Профессионализм и компетенция связаны. Если вы хотите завоевать доверие человека в каком-то вопросе, то нужно показать себя исключительным профессионалом. С технической точки зрения вы должны быть экспертом, тогда коллеги будут верить вам во всех отношениях. Профессионализм основывается на опыте, проведенных делах, если на вашем счету есть множество удачных действий, то завоевать авторитет будет гораздо проще. Так можноубедить окружающих в правильности своих выводов. Если выводы основаны на профессионализме, на специализированных знаниях, то к ним точно прислушаются. Здесь важно иметь конкретный опыт, а не возможность выгодно себя подать. Показать свой профессионализм в точных вопросах, требующих подтверждения, несложно. Стоит просто изучить компетентные источники, надежные по своему содержанию. Если при обсуждении вы будете ссылаться на авторитетные данные, то профессионализм, а вместе с ним и доверие повысятся. Здесь также важен и личный опыт. Обратите внимание, что считается надежным источником среди вашего окружения. Если в глазах собеседника источники не являются авторитетными, то доверия таким путем можно и не получить. Не каждый считает ценным те данные, которые имеются у вас. Тогда нужно предоставить именно ту информацию, которой окружающие поверят.
При представлении доклада, отчета и других документов нужно подобрать материалы, подтверждающие ваши слова. Это не только станет отличным способом, как сформировать доверие, но и покажет вашу осведомленность и высокий уровень подготовки. Аудитория может даже не посмотреть на все эти материалы, но их наличие даст понять, что вы тщательно готовились, изучили вопрос, а теперь можете приступать к выполнению работы.
Надежность
Надежный человек – это тот, кто не обманет и не подведет, кто выполнит то, что обещал, и не бросит в трудную минуту. Надежный человек – это тот, кто несет ответственность за свои поступки и честно признает свои ошибки, не пытаясь свалить вину на кого-то другого. Всем нам хотелось бы иметь дело именно с такими людьми – и в личных, и в деловых отношениях. Но то и дело случаются ошибки, когда мы вовремя не можем распознать ненадежного человека, за что потом расплачиваемся.
Многие игроки не реализовавшие свой потенциал часто объясняют свои неудачи отсутствием доверия тренера. Но абсолютно забывают что это обоюдный процесс. И вопросы а был ли ты компетентным, надежным или профессиональным стараются игнорировать. Особенно это видно у молодых баскетболистов переходящих во взрослый спорт и просто ТРЕБУЮТ ДОВЕРИЯ. Но новый тренер, новые условия, новый коллектив, ответственность перед кубом и т.п. Это в общем то предмет отдельного разговора. А тренер будет доверять игроку только тогда, когда увидит что его приоритетом будут общие, командные цели. То же касается и партнеров по команде.
Доверие как бы очерчивает общее пространство спортсменов, где у них есть согласие и чувство безопасности. Это то, что находится выше барьеров каждого из них, это можно описать как сообщение: "Здесь ты можешь быть собой настоящим, здесь я могу быть собой настоящим, здесь мы можем чувствовать друг друга, здесь мы можем искренне реагировать на настоящие чувства друг друга". Без этого сообщения друг другу фундамент отношений остается зыбким и призрачным, а все построенное на нем постоянно грозит сорваться в бездну взаимных претензий и разрушительного гнева.
Есть две причины, почему мы не верим людям: 1. Мы не знаем их. 2. Мы их знаем .