12 мин.

Сверкнуть на драфте: Находки десятилетия. Часть первая

20. Райан Гомес, «Бостон» (50-й номер, драфт-2005)

Переход в лотерейную «Миннесоту» сыграл на руку этому комбофорварду. Статус команды частично компенсировал его потерянность между позициями, а конкуренция с баскетболистами не самого высокого уровня подарила ему не просто возможность играть в стартовой пятерке, но и роль вице-капитана. Гомес – один из представителей когорты невысоких форвардов, которые воспитывались на позицию четвертого номера, но не могут быть эффективными в НБА из-за серьезного недостатка роста. Именно мышечная масса и вес, в принципе, мешают Райану сейчас, когда он стал номинально действовать на «тройке». У него есть ряд оборонительных умений, какой-никакой потенциал, но ему элементарно не хватает скорости. Тем не менее, он поработал над собой. В последнее время добавил в свой арсенал относительно стабильный дальний бросок, стараясь компенсировать недостаток атлетизма физическим превосходством над большинством опекунов. Его показатели растут, а место в старте «Волков» практически неприкасаемо. Вполне неплохо для игрока, который заявлял, что низкий выбор на драфте отнимал у него игровое время в решающие моменты.

19. Карл Лэндри, «Сиэтл»/«Хьюстон» (31-й номер, драфт-2007)

В конце прошлого сезона публика задалась простым вопросом: кто ты такой, Карл? Человек, который по рейтингу эффективности Холлинджера был выше, чем Дирк Новицки, не выходя на паркет в первой трети «регулярки», обоснованно вынуждал простого болельщика пожимать плечами. В итоге он завоевал место во второй пятерке новичков и заставил говорить о себе вслух после фантастически важного победного блок-шота в третьем матче серии с «Ютой». Имя этого «энергетика» мало что говорило в день драфта, да и спустя несколько месяцев после самой процедуры мало кто мог поведать вам о его реальной позиции на площадке. Что же случилось с Лэндри? Как только «Хьюстон» стал прибавлять после проваленного из-за травм отрезка во второй четверти сезона, в его составе стал появляться невысокий тяжелый форвард – взрывной, улыбчивый и невероятно эффективный. Он действовал исключительно в роли наконечника, но это не мешало ему показывать великолепную статистику и забирать подбор за подбором. Когда же лучший центровой лиги на тот момент объявил о стрессовом переломе, роль Карла изменилась – он стал одним из ключевых элементов в команде, которая выиграла 22 игры подряд и билась не на жизнь, а на смерть в плей-офф. После того как публика и эксперты увидели игру форварда в его дебютном году, большинство сошлось на том, что его должны были выбирать в топ-10 – топ-15, тем более, на том драфте.

Но уже через год ровнять того Лэндри и нынешнего стало, как минимум, не этично. Этот «большой» очень сильно прибавил в защите, развил средний бросок, существенно увеличил свой атакующий арсенал в игре на усах и даже обещает в следующем году «палить» из-за дуги. Он стал увереннее, мастеровитее. Несмотря на то, что Карлу пришлось отходить на дистанцию, его эффективность вряд ли существенно уменьшилась, но и уникальность не пропала. В чем она выражается? Он невероятный завершающий элемент. Один из лучших «охотников» на подборы в нападении, игрок, который может вынырнуть из ниоткуда и заставить фотографа разместить себя на завтрашнем постере. Его отличает тот факт, что он не боится работы не только на площадке, но и вне ее. Он не останавливается в росте, постоянно работает над собой и прибавляет во всех аспектах. Лучший «энергетик» НБА на данный момент серьезно заявил о себе как о «большом» с отличным атлетизмом, мягкими кистями, прогрессом в защите, милым характером и растущим потенциалом. Единственное, что не позволяет говорить о нем как о более весомом баскетболисте – это психология игрока со скамьи, того, кто выйдет, эффективно отработает, вернет публику к игре серией красивых эпизодов и смело уступит место на паркете представителю стартовой пятерки. Следующий сезон может стать для него шагом на новый уровень, и он уже заинтриговал очень многих и заставил следить за собой. Неплохо для того, кого считали легким форвардом без броска.

18. Глен Дэвис, «Сиэтл»/«Бостон» (35-й номер, драфт-2007)

Несмотря на то, что «Биг Бэйби» уступает Лэндри в ряде аспектов, он не мог оказаться ниже его, учитывая успешную игру в плей-офф-2009. Сложно представить, но Сэм Прести выбрал на одном драфте двух талантливых игроков на проблемной для его команды позиции и отдал их практически за «спасибо». Глен стал одним из открытий концовки прошлого сезона. От него мало кто ждал прыти и успехов, а он по-настоящему взорвался в матчах на вылет. Несмотря на то, что его антропометрия выглядит достаточно забавной, а характер реально «детский», он показал, что обладает достаточно неплохим потенциалом. Проблема в том, что у него практически не будет шансов его проявить, пока будет здоров Кевин Гарнетт (а уж кому-кому, а ему я этого желаю). Посмотрим, какой дальше будет карьера Дэвиса, но пока он продемонстрировал нам сносный средний бросок, взвешенность и самоотдачу. Если ему удастся поработать над подбором, то 23-летний «большой» должен стать очень интригующим игроком. Пока же он просто неординарный парень, который еще даст о себе знать. Интересно, а выбрали бы сейчас эту парочку в четвертом десятке?

17. Тревор Ариза, «Нью-Йорк» (43-й номер, драфт-2004)

На момент драфта Тревора сложно было назвать игроком, который способен отыграть солидную роль в завоевании чемпионства какой-то из команд НБА. Не самый быстрый форвард, без броска, с прекрасным атлетизмом (и подбором – как следствие), каким-никаким оборонительным потенциалом, но совершенно сырой. За эти пять лет он проделал путь от никому не нужного запасного «Орландо» до баскетболиста, который приковывает к себе все большее и большее внимание. Обоснованно? Далеко не факт. Ариза переоценен и впереди его ждет «проверка на вшивость». В «Хьюстоне» не будет человека, который сможет собирать на себя регулярные сдваивания и освобождать этого форварда от опекуна, даря ему возможность бросить из свободного положения. Как ни крути, а это единственный мяч с дистанции, который он может забить. Тревор не стал супер-баскетболистом, он просто получил больше легких возможностей. Кобе Брайант – главная тому причина. Спасти статус «очень перспективного», нарисовавшийся вообще из ниоткуда, «Кобра» может благодаря системе нападения Адельмана, и эффективному «смолл-боллу», который проповедует этот специалист в «Рокетс» без Яо на площадке. Тем не менее, сейчас Ариза – это свингмен, который довольно здорово обороняется без мяча и прогрессирует в области защиты на периметре, может забить из-за дуги, обладает немалым атлетизмом и при этом имеет 85-й год рождения в паспорте.

16. Марио Чалмерс, «Миннесота»/ «Майами» (34-й выбор, драфт-2008)

Пэт Райли прекрасно поработал на драфте год назад. Несмотря на то, что уже на старте прошлого сезона парочка новичков попалась на курении марихуаны, доверие руководства к Марио не уменьшилось. Как оказалось, этот маленький и юркий разыгрывающий на самом деле практически идеально подходит для игры рядом с Дуэйном Уэйдом. Спустя месяц раскачки Чалмерс продемонстрировал все, на что способен в статусе первогодки. Солидная защита, дальний бросок, великолепный перехват, работоспособность – ряд немногих из его преимуществ. Главное, что именно это и необходимо для игры в паре с таким исполнителей, как лидер «Хит». Забить свободный мяч, кое-где взять на себя или же обыграться с партнером, не побоятся совершить ответственный бросок. Добавьте сюда и то, что столь высокий уровень он продемонстрировал в дебютный год, и получите ответ на вопрос: почему они не подписывали Айверсона или Тинсли? А зачем, если есть молодой дешевый перспективный исполнитель, который будет расти и прогрессировать, при этом идеально вписываясь под стиль игры команды? Все просто, как дважды два.

15. Андерсон Варежао, «Орландо»/«Кливленд» (30-й номер, драфт-2004)

Как бы вы ни относились к главному симулянту НБА, прогресс бразильца сложно не заметить и еще тяжелее его отрицать. Попав на драфт в статусе игрока ротации испанской «Барселоны», Андерсон с первых дней в сильнейшей лиге мира зарекомендовал себя бойцом, который может выйти на десять-пятнадцать минут и отработать их по полной программе. Возможно, он немного умел, но брал самоотдачей и желанием, довольно редкими качествами для нынешней Ассоциации. Конечно, он, как и многие «мальчики из ниоткуда», переоценивал собственные возможности, требуя совсем недавно от «Кэвс» баснословных денег, но с каждым годом он отрабатывал практически каждый вложенный в себя цент. Прошлый сезон стал для него особенно успешным. Благодаря новой системе нападения и ряду травм Илгаускаса и Бена Уоллеса, он получил возможность выходить в старте и воспользовался ею максимально эффективно. В его арсенале уже появился стабильный бросок с нескольких метров, но не в нападении его ценность. Защита, подбор, умение подставляться вкупе с благосклонностью арбитров делают из него очень эффективный оборонительный элемент. Конечно, он не стоит 42,5 миллиона долларов, но в Огайо сейчас не до экономии, а его роль в «Кливленде» явно выше той, которую он мог бы получить в любой другой команде НБА, что автоматически повышает его значимость для коллектива.

14. Крис Дюхон «Чикаго» (38-й номер, драфт-2004)

Еще одно доказательство статистической эффективности системы Майка Д’Антони, причем едва ли не самое показательное. Раньше он был всего лишь запасным разыгрывающим, а сейчас улучшил свои показатели по всем статьям. Конечно, в защите у такого тренера не особо поиграешь, зато в атаке можно разгуляться. Знаете, что удивляет? В команде, где играли Уолт Фрейзер, Эрл Монро, Марк Джексон и, прости Господи, Стефон Марбэри рекорд по количеству результативных передач за игру (22) принадлежит именно Крису. Несмотря на то, что его будущее в команде напрямую зависит от того, какой будет граница платежной ведомости через год, Дюхон продемонстрировал свою состоятельность и вызовет интерес на рынке, даже несмотря на то, каждый генеральный менеджер понимает, что на его цифры смотреть нельзя. Раньше для игрока своего роста и комплекции он неплохо защищался, сейчас же развил свои диспетчерские способности и научился стабильно попадать дальние броски, пусть и солидная часть из них выполняется в раннем нападении. Он может быть хорошим разыгрывающим «под звезду» на позиции второго номера и, уверен, что если ему не удастся продолжить карьеру в «Никс», то «Лейкерс» или другая команда, как минимум, проведут с ним переговоры.

13. Рамон Сэшнс, «Милуоки» (56-й номер, драфт-2007)

Еще один представитель когорты никому не известных игроков, вдруг резко привлекший к себе внимание. После «стажировки» в D-лиге и пребывания в клубном лазарете новичок «Милуоки» так заявил о себе, что публика попросту ошалела от восторга. Сначала он умудрился забить победный бросок в игре с «Вашингтоном», а менее чем две недели спустя сделал 20+24+8 в поединке с «Чикаго». Неизвестно, захотели ли клубы по обоюдной договоренности преодолеть барьер в 300 очков на двоих, но тот поединок явно позовет в гости старика Кондратия каждому, кто ценит оборонительный баскетбол. Автоматически высокий интерес к Рамону был гарантирован. Но Скотт Скайлз был другого мнения. Сменив на посту главного тренера «Оленей» Лэрри Кристовяка, который выиграл с «Бакс» тридцать одну встречу из ста, он не особо веровал в Сэшнса. Новый наставник возжелал уделять больше внимания защите (прощай, Мо Уильямс!), поэтому Люк Риднур был для него намного более полезным исполнителем на позиции стартового первого номера. И все же эпидемия травм вынудила рулевого дать шанс второгодке. В феврале он предстал перед публикой в роли настоящего лидера команды, в международный день дураков сделал первый трипл-дабл в карьере, а апрель в целом закончил с двойными показателями в графах «очки» и «результативные передачи». Любой нормальный клуб переподписал бы такого игрока, хотя бы ради выгодного обмена в стан другого коллектива, но в Висконсине не знают, что такое большие победы, эффективные действия менеджмента и зрительский интерес. Слава Богу, хоть про плей-офф имени Терри Портера не забыли. Наверное. Рамон подписал контракт с «Миннесотой». Несмотря на свою однообразность, очень слабый бросок (один из худших в лиге среди баскетболистов его амплуа) и проблемы с головой, он может заиграть в «Тимбервулвз», огласивших курс на резвый атакующий баскетбол.

12. Марк Газоль, «Лейкерс» (48-й номер, драфт-2007)

На драфте-2007 испанец стоил такого выбора. Суть была даже не в том, что он не переехал бы в НБА в том же году, сколько в его реальном уровне. Высокий, несколько деревянный, с невыдающимся интеллектом. Но Марк совершил прорыв, проведя просто фантастический сезон в «Жироне». Он часто становился лучшим баскетболистом игрового дня, вырос практически во всех компонентах и прибавил в уверенности в собственных силах. На Олимпиаде в Пекине перед зрителем предстал уже совсем другой Газоль. В «Мемфисе» он заиграл сразу же. Умение подбирать, хороший средний бросок, эффективная игра спиной к кольцу, приумноженные на его габариты, сделали из него добротного центрового уже в дебютном сезоне. Ему нужно очень много работать над действиями в защите, но мы с вами знаем, что многие европейцы имеют склонность к профессиональному росту практически до тридцати, так что времени у испанца вагон и маленькая тележка. Ему очень помогло попадание в слабую команду с тренером, который ему доверял, и он не разочаровал. Единственное, что волнует поклонников таланта Марка и его самого, это Хашим Табит – совершенно сырой высокий, который должен благодаря статусу второго номера драфта получать игровое время и, наверняка, подсидит Газоля-младшего.

11. Каттино Мобли, «Хьюстон» (41-й номер, драфт-1998)

Сложно себе представить, как человек с таким убийственным дальним броском, хорошим проходом, умением играть спиной к кольцу и бескомпромиссной защитой мог уйти так глубоко на драфте. Возможно, причина кроется в том, что атакующие защитники, избранные выше, представляли собой известных на всю страну исполнителей, в то время как Кэт всего лишь показывал не внушающую пиетета статистику в «Род Айленде», который он, правда, вытащил в Elite Eight в том сезоне. Тем не менее, уже в дебютном сезоне Мобли показал свой замечательный потенциал и в будущем лишь развивал его. Этот левша запомнился многим в качестве одного из лучших дальнобойщиков десятилетия.

В прошлом сезоне публику буквально ошарашило сообщение о том, что у Каттино существуют проблемы с сердцем, да и сам игрок невероятно испугался. После случая с Реджи Льюисом с такими вещами в НБА уже не шутят. Баскетболист извинился перед своей семьей за то, что он, оказывается, так сильно рисковал и завершил карьеру, несмотря на то, что все еще был способен отбегать несколько лет на высоком уровне. Удивительно, как человек, который не был подвержен травмам на протяжении всей карьеры, мог очень плачевно закончить именно по причине неполадок со здоровьем.