Задачка для доктора Марко
Почему о подписании Квята в "Ред Булле" объявили чуть ли не сразу как за Кристианом Хорнером закрылась дверь номера Феттеля в японской гостинице, а с объявлением Сайнса в "Торо Россо" так тянут? Чего мутит Хельмут Марко? Или Карлоса Сайнса - давнего участника молодежной программы "Ред Булла" и действующего чемпиона Мировой серии Renault (фактически второго по престижности формульного чемпионата после F1!) в младшей команде "быков" все же не будет?
Мне видится так.
Программа поддержки молодых пилотов Red Bull известна двумя принципами, произрастающими, очевидно, из характера ее гуру доктора Марко: 1) пилотов, которые доказали свой исключительный класс, здесь любят и пестуют, им доверяют, предоставляя возможности, которые другим могут только сниться (в 17 лет оказаться из F3 сразу в "Формуле-1" или за два года пройти путь от WSR 2.0 до чемпионской команды F1 - кажется, возможно только в сказке про Золушку); 2) с гонщиками, не проявившими себя сразу, особо не церемонятся, выгоняя их из программы и второго шанса по сути не предоставляя.
Я думаю, Хельмут Марко хотел отправить Сайнса по второму пути еще в прошлом году, когда испанец провалил сезон, оказавшись бледной тенью не только Квята, но даже статиста Вишою - своего второго напарника по команде MW Arden в GP3. Как и Квяту, ему давали возможность показать себя в других сериях: еще годом ранее Сайнс проехал полный сезон в британской "трешке", а в 2013-м параллельно с GP3 выступил в нескольких гонках Мировой серии Renault 3.5 - но ни там, ни там выдающихся результатов (а главное - выдающегося пилотирования, что важнее) сын Матадора не показал. Наверное, в том, что для Карлоса сделали исключение и дали еще один шанс в Red Bull Junior, сыграли свою роль и Сайнс-старший, и компания CEPSA. И казалось бы, в этом году он полностью оправдал доверие, посрамив всех скептиков убедительнейшим титулом в WSR 3.5. Так чего же еще нужно старику Марко?
Однако в том и дело, что на титулы в "Ред Булле" смотрят во вторую очередь, если не в пятую. Макс Ферстаппен не стал чемпионом "Формулы-3", там в одну калитку всех вынес Эстебан Окон. Когда год назад подписали Даню Квята, он тоже еще не был чемпионом GP3 и не факт, что стал бы им: отставание от Регальи было довольно внушительным. Чемпионами не были ни Риккьярдо, ни Вернь, ни даже Феттель, если помните. Потому что важнее другое - как гонщик ведет себя на трассе, как он работает с машиной и командой, как адаптируется к новой технике, другими словами - мастерство, если хотите - талант. Получив в свое распоряжение машину, на которой годом ранее Магнуссен так же легко и досрочно стал чемпионом Мировой серии, Карлос завоевывал поул-позиции и спокойненько доезжал до финиша на первом месте. Но не всегда! Если в квалификации не удавалось показать высокий результат, успехов в гонке ждать тоже не приходилось. Вспомните хотя бы, как беспомощно выглядел Сайнс на Moscow Raceway. Не попали в настройки, скажете вы. И будете правы. Но не обратная ли связь пилота играет в настройках болида ключевую роль? В уровне команды DAMS сомневаться не приходится, так, может, все-таки недорабатывал Сайнс?
И все это не имело бы такого большого значения, все-таки Карлос, безусловно, пилот очень способный, если бы не одно "но". И имя этому "но" - Пьер Гасли. Человек, который в прошлом году провел шикарный сезон в двухлитровом еврокубке, опередив в красивой борьбе более опытного Роуланда, и который не менее блистательно приехал на итоговое второе место уже в трехлитровом классе, показав высочайшее мастерство, не имея такого превосходства в технике, какое было у Сайнса. Я думаю, именно Гасли хочет взять в "Торо Россо" доктор Хельмут Марко. И сейчас он и весь "Ред Булл" решают задачу - как бы и на елку влезть, и чтоб арбузами не завалило.
Идеальный вариант видится таким. Учитывая проблемы Камуи, посадить Карлоса Сайнса в "Кейтерем" на три оставшиеся гонки чемпионата. Смотри-ка, какой бонус тебе за титул: дебютируешь в "Формуле-1" уже сейчас, не дожидаясь следующего сезона. И посмотреть. Будет все хорошо - оставляем Сайнса в "Кейтереме" на будущий год, Гасли берем в "Торо Россо", все отлично, все довольны. Будет совсем хорошо - что ж, берем Сайнса в "Торо Россо", а Пьер еще годик покатается в Мировой серии и, может, параллельно где-нибудь еще (например, продолжит веселить народ своим зеленым "Ред Буллом" в GP2). Ну а уступит Эрикссону (знаю, знаю, Эрикссону невозможно уступить, но вдруг) - звиняйте, не убедили, в полном соответствии с нашими принципами даем место в "Торо Россо" более перспективному Пьеру Гасли.
Для самого Карлоса такой сценарий - не самый плохой вариант и совсем не означает автоматический крест на карьере. Вспомните, Даниэль Риккьярдо дебютировал в F1 по ходу сезона в HRT, которая даже размер баков не могла сделать таким, чтобы топлива хватало до конца гонки, а сейчас он выигрывает 3 гран-при в сезоне, где не на "Мерседесе" это сделать фактически невозможно.
Беда в том, что сам "Кейтерем" может не дожить до конца текущего сезона и не приехать уже в Остин, так что описанная комбинация не сложится по объективным причинам. Как-то будет - поглядим, возможно, доктор Марко снова удивит нас всех.