7 мин.

Проверить аккумулятор мультиметром – как проверить емкость аккума авто

Даже с учетом того, что новые АКБ относятся к классу необслуживаемых, важно периодически проверять их состояние и работоспособность. При эксплуатации характеристики любого аккумулятора снижаются, даже в случае полностью исправной системы заряда. Далее будут рассмотрены основные способы проверки состояния АКБ при помощи мультиметра.

Штрафы за грязные и нечитаемые номера в 2024: сколько штраф

Что такое мультиметр

Мультиметр представляет собой электронное устройство, предназначенное для замеров характеристик электрических и электронных элементов и целых систем. К главным функциям прибора, также называемого «тестер», относится измерение напряжения, сопротивления и силы тока. В случае с профессиональными устройствами, они обладают дополнительными функциями, однако для замера параметров аккумулятора достаточно, чтобы мультиметр мог измерить всего 3 характеристики, описанных выше. Даже самые простые приборы подходят для этого.

К параметрам, которые имеют значение при проверки состояния аккумулятора с помощью мультиметра, относятся:

  • емкость;

  • напряжение;

  • утечка тока;

  • внутреннее сопротивление;

  • плотность.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром

Емкость АКБ – параметр, демонстрирующий примерное время отдачи ток определенной силы. Величина измерения – ампер-часы (А⋅ч). В случае с автомобильными аккумуляторами, измерение обычно проводится в течение 20 ч. Например, при силе тока 3 ампера, емкость равна А⋅ч. Таким образом, с увеличением показателя ампер-часов увеличивается и время работы при идентичном расходе энергии. 

Как и номинальное напряжение, емкость считается основной характеристикой любой батареи. Под воздействием внешних факторов, из-за возникновения поломки или естественного износа, АКБ начинает терять заряд значительно быстрее, при этом нагрузка на него не меняется. Например, в случае с новым аккумулятором, водитель может слушать музыку на протяжении 2-3 часов и после этого с легкостью запустить мотор. Если же батарея изношена, то через несколько часов прослушивания музыки завестись может быть довольно проблематично. Причиной тому является уменьшение емкости АКБ и его более быстрая разрядка.

Чтобы измерить емкость аккумулятора при помощи мультиметра достаточно выполнить следующее:

  • Снять батарею и полностью зарядить. К счастью, сегодня можно найти различные зарядные устройства, отличающиеся по своему функционалу и стоимости. Конечно автомобиль способен и сам восполнять заряд АКБ, однако далеко не всегда система работает должным образом. Поэтому важно периодически заряжать устройство. После того как батарея будет заряжена, необходимо дать ей постоять несколько часов при комнатной температуре. Таким образом кипение электролита, возникающее в процессе зарядки, прекратится. 

  • Воспользоваться лампой на 12 В и замерить ток потребления. Например, если в вашем распоряжении есть лампа на 60 Вт, то делением ватт на вольты можно посчитать ток потребления – 5 А. 

  • Подключить лампу к АКБ и засечь время подключения. Важно, чтобы лампа располагалась в безопасном месте, т. к. она нагревается, а сечение проводов было подходящим. 

  • Периодически проводить замеры напряжения при подключенной лампе. По достижении показателя в 10,5 В лампу можно убирать. Здесь важно зафиксировать время отключения и рассчитать время горения лампы. 

  • Посчитать фактическую емкость батареи. Для этого полученное значение (кол-во часов) перемножается с потреблением лампочки (А). Например, падение напряжения до 10,5 В произошло за 10 ч, значит фактическая емкость АКБ составляет 50 А⋅ч.

После этого полученное значение емкости батареи сопоставляют с номинальной (можно посмотреть на этикетке). Далее можно сделать вывод о состоянии АКБ. Важно понимать, что первоначальные характеристики батареи через несколько лет эксплуатации меняются. Однако допускать сильного снижения емкости не стоит. Например, если аккумулятору 3 года, а его первоначальный показатель был 60 А⋅ч, то вполне допустимо снижение емкости до 40-50 А⋅ч. При более серьезных снижениях АКБ необходимо заменить.

Как проверить утечку тока в аккумуляторе при помощи мультиметра

Ток утечки представляет собой ток, потребляемый батареей даже при отсутствии потребителей. Избежать его невозможно, т. к. в автомобиле постоянно поддерживается питание некоторых систем. Это могут быть часы, ЭБУ, сигнализация и т. д. Суммарный ток утечки на исправном ТС составляет 15-40 мА. При обнаружении иных значений, необходимо найти источник повышенного потребления. Вероятнее всего он окажется неисправен. 

Как проверить ток утечки в АКБ машины

  • Отключить клемму «–» от батареи.

  • Воспользоваться мультиметром, перевести его в положение измерения тока в пределах 10 А.

  • Щуп на «+» подсоединить к клемме на «–», щуп на «–» подсоединить с выводом АКБ на «–».

При исправной электрике машины, на экране появится показатель в пределах 15-40 мА. При более высоком токе утечки, необходимо найти причину. Первое, что можно сделать – проверить предохранители. Предохранитель, в котором показатели мультиметра резко снизятся, может служить показателем того, где искать поломку.

Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром

Проверка напряжения в батареи при помощи мультиметра – несложный процесс, с помощью которого в считанные минуты можно понять в каком состоянии находится устройство. Замер напряжение – это первое с чего нужно начинать любую диагностику аккумулятора. Чтобы сделать это, необходимо предпринять следующие шаги:

  • Выбрать на мультиметре режим измерения напряжения постоянного тока с пределом 20 В.

  • Отключить все приборы, заглушить мотор и подождать некоторое время (1-2 часа). Если ДВС не работал до этого минимум 1 час, то можно подождать всего 10 мин. Это время необходимо для отключения всех электронных блоков.

  • Подключить щупы к клеммам АКБ.

Как замерить напряжение на заглушенном моторе

При неработающем двигателе и исправной батарее, напряжение должно составлять 12,5 В. Такой показатель является усредненным, и он может меняться исходя из температуры окружающей среды, износа АКБ и иных факторов.

Замеры на запущенном моторе

В том случае, если двигатель запущен, напряжение на клеммах батареи должно показывать 13,5-14 В. При этом допустимы изменения в большую или меньшую сторону, однако средние показатели должны быть приближены к указанным значениям. В этом случае можно считать, что АКБ и генератор работают исправно. Хотя лучше провести дополнительные замеры, как описано выше.

Как измерить плотность электролита в батарее при помощи мультиметра

На просторах Интернета можно найти руководства по измерению плотности электролита батареи, используя простой мультиметр. Но все инструкции не являются корректными и получить достоверный результат с их помощью невозможно. В первую очередь это связано с плотностью, ведь эта величина физически осязаемая, по сравнению с иными параметрами (силой тока, сопротивлением и напряжением). По этой причине произвести точные замеры плотности электролита, используя для этого обычный мультиметр, не получится. Для этого необходимо использовать специальный прибор – ареометр. Его стоимость невысока, при этом он продается в большинстве магазинов автозапчастей.  

Как измерить внутреннее сопротивление АКБ с помощью мультиметра

К сожалению, измерить внутреннее сопротивление батареи, используя мультиметр, невозможно, т. к. данные будут неточными. Чтобы данные были корректны, необходимо произвести соответствующие расчеты и определенным образом подключить дополнительные сопротивления. Далее произвести замеры и вычислить данные, используя формулу. Важно понимать, что на показатели внутреннего сопротивления влияют различные факторы (температура, уровень заряда), поэтому самостоятельное проведения замеров может быть слишком сложным занятием.

Круговое движение в 2024 – изменения в правилах движения

Штраф за езду без прав 2024: что будет за езду без прав, сколько штраф