7 мин.

Артефакт

Дорога смерти

Принявшая первую гонку класса Гран-при в 1924 году трасса, проложенная по дорогам общественного пользования между городками Франкоршам, Мальмеди и Ставело, в изначальном своем варианте представляла треугольник периметром более 14 километров. Потрясающе интегрированная в холмистый рельеф она была живописной, быстрой и очень опасной. Аварии со смертельным исходом нередко случались в Спа. Так, в 1939 года инцидент в «Ля Сурс» унес жизнь британского пилота «Мерседеса» Ричарда Симена, которому прочили великое будущее. А на этапе чемпионата мира в 1960-м погибли сразу два гонщика – Алан Стэйси и Крис Бристоу, еще двое, Стирлинг Мосс и Майк Тэйлор, получили тяжелые травмы.

Известно, что Джим Кларк, побеждавший в Спа четырежды, что лишь подтверждает его статус одного из лучших пилотов в истории Больших призов, ненавидел эту трассу. Не только из-за ее сложной конфигурации, но и потому что близко дружил со Стэйси…

Конец классической конфигурации бельгийской трассы положил Джеки Стюарт. Будущий трехкратный чемпиона мира угодил здесь в 1966 году в тяжелую аварию в скоростном повороте «Маста». За долгие минуты, которые пришлось просидеть шотландцу, зажатому рулевой колонкой в разбитой «БРМ», пока его коллеги Грэм Хилл и Боб Бондьюрант искали гаечный ключ, Стюарт сделал два вывода: ключ следует брать с собой в кокпит, а с отсутствием безопасности в Больших призах надо что-то делать. Инициатива Стюарта получила название «крестового похода за безопасность» и, в конце концов, привела к исключению Спа из календаря чемпионата в начале 1970-х.

Вернувшись в 1983 году в качестве этапа чемпионата мира, бельгийская трасса была урезана вполовину, она лишилась самой коварной своей части с отрезками «Лекомб», «Мальмеди», «Маста» и «Ставело» (не путать с современными поворотами с аналогичными названиями). В последующие годы была проведена дальнейшая реконструкция, но все же дух изначального автодрома был сохранен. Сейчас семикилометровая «Спа-Франкоршам» – самая длинная трасса в чемпионате, к тому же весьма скоростная. Более чем три четверти дистанции здесь проходится в режиме «газ в пол», а средняя скорость на круге в прошлом году была зафиксирована на отметке в 238 км/ч.

Вода живая и вода красная

«Божией милостию Петр Первый, царь всероссийский, <…> прибыл к этим водам в Спа как к источнику спасения, <…> где он вновь получил свои прежние силы и здоровье», – гласит надпись на мраморной доске, пожалованной жителям маленького бельгийского городка правителем Российской империи в память о месячном пребывании здесь летом 1717 года. Задолго до времени Петра I Спа был известен как уникальное своими железосодержащими лечебными водами место. Столетия спустя название города стало именем нарицательным для целого направления досуговых заведений – спа-курортов, спа-центров, спа-салонов. Да и сама гоночная трасса в предгорьях Арденн пронизана духом многовековой традиции водолечения: повороты здесь носят характерные названия – «Ля Сур» («Источник»), «О`Руж» («Красная вода»), «Пуон» (назван по имени одного из самых знаменитых минеральных ключей).

Свое название «Красная вода» получила по имени берущей свое начало в подземных источниках речушки, русло которой пересекает трасса. Рассказывают, будто Петр Первый частенько ловил здесь рыбу. В наше время знаменитый «О`Руж» является, пожалуй, самым известным поворотом бельгийского автодрома. Вообще-то говоря, в этом отрезке, следует разделять собственно «О`Руж», завершающий спуск после прямой старт-финиш, и связке двух виражей «Радийон», знаменующих подъем на вершину местного холма. Однако название «Красная вода» прочно закрепилось за комбинацией всех трех поворотов. Изюминка этого отрезка – в очень быстром (скорость превышает 300 км/ч) не то подъеме, не то взлете. Находящийся у основания холма гонщик не видит выхода из поворота, кажется, будто прямо на траектории вырастает вертикальная стена асфальта.

В прежние времена пройти «О`Руж» на полном газу могли только самые талантливые и рисковые гонщики, но даже им это не всегда удавалось. Например, Жак Вильнев в ходе квалификаций перед бельгийским Гран-при 1998 и 1999 годов попал в жуткие аварии, когда пытался проделать эту штуку. Сейчас же ввиду сокращения объема рабочего объема двигателей и падения их мощности, а также того, что полотно на этом участке расширили, «О`Руж» с утопленной педалью газа проходят практически все пилоты.

Еще одно знаменитое место «Спа-Франкоршам» находится в районе Пуонского источника. Придворные хроникеры Петра I сообщали, что государь, презрев протесты врачей, выпил здесь 21 стакан воды, от чего у него разыгрался аппетит. Расположенный неподалеку вираж «Пуон» являет собой не меньший вызов мастерству пилота, чем «Красная вода». Участок, расположенный с небольшим уклоном, болиды «Формулы-1» минуют на скорости около 250 км/ч, небольшая оплошность грозит здесь вылетом. Впрочем, в последние годы организаторы гонки несколько упростили задачу, окружив апекс виража обширной асфальтовой зоной безопасности, что позволяет допустившим ошибку пилотам вернуться в гонку.

Искусство компромисса

Впрочем, нельзя говорить о Спа-Франкоршам только как о трассе с исключительно скоростными участками. В таких местах как «Бас стоп» (раньше здесь и в самом деле располагалась автобусная остановка) и «Ля Сурс», болиды снижают скорость менее, чем до 80 км/ч. Вот и посудите, как тяжело приходится инженерам настраивать машины, чтобы и на скоростных прямых, и в требовательных «тягунах», и в медленных шиканах гонщики чувствовали себя комфортно.

Непростой характер автодрома и проблемы в прошлом году, когда из-за высоких скоростей резина гранулировалась и пузырилась, вынудили «Бриджстоун» привезти в Бельгию два самых твердых состава резины. Но даже обычная тактика двух пит-стопов в Спа дает место для творчества. Можно попытаться оторваться от пелотона на легкой машине, но как вариант – повременить с первой дозаправкой без особого риска попасть в трафик на длинной бельгийской трассе.

Но это если погода будет сухой. А прогнозы с большой вероятностью обещают дождь в день гонки. В климатических условиях Фландрии дождь тоже бывает разный: он может лить как из ведра, а может сыпать противной моросью; он то останавливается, то вновь припускает; наконец, непогода может разыграться над одной частью автодрома, тогда как вторая будет абсолютно сухой.

Именно такие непростые условия сопровождали в 1995 году одну из лучших побед Шумахера, который стартовал тогда лишь с 16-го места. Немец угадал с выбором резины и временем пит-стопов, переиграв в условиях меняющейся погоды своего главного в те годы соперника – Дэймона Хилла. Однако три года спустя именно Хилл в последний раз финишировал на первом месте в гонке, проходившей в жутких условиях ливня, тогда как «Феррари» Шумахера, мчавшаяся сквозь стену обрушившейся на трассу воды, въехала в отстававший на круг «Макларен» Дэвида Култхарда.

Арденнские прогнозы

Если взглянуть на статистику, то явным фаворитом нынешнего Гран-при Бельгии кажется Кими Райкконен. Финн побеждал здесь в трех последних гонках – дважды за рулем «Макларена», один раз – в прошлом году, защищая цвета «Феррари». Так что если где и суждено Кими вернуться в лагерь победителей, это должно произойти именно в Бельгии.

Шансы же его главных соперников выглядят менее убедительно. Лучший результат Фелипе Массы – второе место в 2007 году. Льюис Хэмилтон также не может похвастаться особыми достижениями: в единственной своей гонке в Бельгии он приехал к финишу четвертым. Скоростной характер трассы также означает, что сюрприз в Спа могут преподнести пилоты «БМВ», а вот Фернандо Алонсо, чья «Рено» не может похвастаться мощным двигателем, блеснуть вряд ли удастся.

Вместо послесловия

Специализированные автоспортивные СМИ сообщили, что организаторы Большого приза Бельгии намерены сократить длину автодрома к следующему году. Новый участок якобы должен соединить «Пуон» и «Бас стоп», что оставит «за бортом» чемпионата такие классические участки как «Бланшимон» и «Ставело». Столь радикальная мера упростит бюрократические издержки (трасса проходит по территории двух административных округов) и сократит расходы, дабы избежать повторения ситуации 2006 года, когда Спа исчезла из календаря из-за банкротства организаторов.

К сожалению, эта вполне разумная мера приведет к тому, что нынешний Гран-при станет последней гонкой по классической конфигурации Спа, которая останется только на страницах истории «Формулы-1». Так что, как говорится, спешите видеть…