5 мин.

Памяти «Мистера безопасность»

Темные начала

Жизнеописание Жана-Мари Балестра приходится начинать с рассказа о событиях, не имевших никакого отношения к автоспорту, но оказывавших на его жизнь огромное влияние вплоть до самой кончины. Будущий глава Всемирной федерации автоспорта родился в 1921 году близ Марселя во Франции и достиг совершеннолетия к началу Второй мировой. Относительно того, что делал молодой человек в период оккупации, до сих пор идут ожесточенные споры. По одним данным, он сотрудничал с гитлеровцами, по другим – работал на французское сопротивление. Сам Балестр в послевоенные годы, конечно же, отстаивал вторую точку зрения, выиграл несколько судебных процессов против людей, обвинявших его в пособничестве фашистам, но прекратить публикацию фото, на которых он запечатлен в немецкой форме, не смог.

Но не будем ворошить дела уже более чем полувековой давности. Тем более, что главное для нас – то, благодаря чему имя Балестра навсегда оказалось связано с «Формулой-1» началось много позже, когда война закончилась, Европа начала приходить к себя и у ее жителей вновь проснулся интерес к автогонкам…

Журналист

После войны молодой Жан-Мари стал журналистом, причем, весьма успешным. Вместо того, чтобы передавать «желтые» сплетни и писать о политике, Балестр избрал для себя иную нишу: его интересовали автомобили и все, что с ними связано.

В 1950 году вместе с издателем Робером Эрсаном он основал L'Auto Journal, и в наши дни по праву считающийся одним из самых авторитетных изданий в мире моторов. В дальнейшем, однако, пути Эрсана и Балестра разошлись. В то время как первый на волне успеха стал, как сказали бы сейчас, медиа-магнатом, Жан-Мари все больше интересовался гонками.

В том же 1950-м он стал членом Французского автоспортивного клуба. А спустя два года уже был одним из основателей новой, более солидной организации – Французской федерации автоспорта (FFSA), в 1968-м стал ее генеральным секретарем, еще через пять лет – президентом (этот пост он оставит только в 1996 году). Так на смену Балестру-журналисту пришел Балестр-спортивный функционер.

Чиновник

Амбиции Жана-Мари быстро переросли границы родной Франции. С 1961 года он начал курировать картинг в Международном спортивном комитете (CSI) ФИА, а в 1978 году возглавил эту организацию, получив контроль над автоспортом, в том числе – над «Формулой-1». Годом спустя Комитет был переименован в ФИСА и начал все более активно вмешиваться в жизнь королевских гонок, когда на пути Балестра встал сильный противник – глава Федерации конструкторов «Формулы-1» Берни Экклстоун.

О войне Балестра и Экклстоуна написаны десятки статей. Проныра-бизнесмен из Суффолка, Берни к моменту прихода Балестра к власти превратил клуб по интересам, состоявший из владельцев британских команд, в сплоченную и сильную организацию и стремился получить полный контроль над «Формулой-1». В конце концов, ему это удалось, но никто не может сказать, что Жан-Мари не сражался до последнего!

В 1981 году Большой цирк едва не раскололся на две части: Экклстоун убедил британские команды, недовольные реформами Балестра (тот, в частности, хотел полностью запретить недавно придуманный Колином Чепменом граунд-эффект), основать альтернативный чемпионат, который ФИСА немедленно объявила незаконным. От катастрофы спорт спас Энцо Феррари, заставивший стороны сесть за стол переговоров, а результатом стал подписанный в марте того же года первый Договор Согласия – по нему административная власть оставалась в руках Федерации, а Берни взял в свои руки денежные потоки внутри «Формулы-1».

Мистер безопасность

Уступив финансовые вопросы Экклстоуну, Балестр сосредоточился на делах спортивных и в последующие годы получил от гонщиков прозвище «Мистер безопасность». Он действительно многое сделал для того, чтобы гонки стали безопаснее: в частности, ввел обязательные крэш-тесты, а в конце 1980-х активно боролся за отмену турбодвигателей, взвинтивших скорости в «Ф-1» до безумных значений.

Увы, не обошлось без скандалов. Самый громкий из них случился после финальной гонки сезона-89 в Сузуке, когда Айртон Сенна протаранил болид другого претендента на титул, Алена Проста. Бразильский волшебник был лишен первого места в гонке, очков и чемпионского титула, после гонки он обвинил ФИСА и лично Балестра в фаворитизме по отношению к земляку. На Гран-при Великобритании того же 1989 года Балестр проявил удивительную беспечность, перебежав трассу вскоре после старта. Кто видел этот Гран-при, может подтвердить: президент чудом не был сбит Николой Ларини.

Черный флаг

Вскоре после описанных случаев начался закат карьеры Балестра – собственно, это было предрешено еще десятью годами ранее, когда деньгами в «Формуле-1» стал рулить Экклстоун. В 1991 году Жан-Мари проиграл выборы президента ФИСА ставленнику Берни Максу Мосли. Во время того голосования «Мистер безопасность» с удивлением обнаружил, что многие некогда верные сторонники отвернулись от него... Двумя годами позже в результате «реструктуризации» ФИСА перестала существовать, при этом ее функции перешли к ФИА, которую возглавил тот же Мосли. Балестр еще некоторое время продолжал работать, оставаясь членом различных комитетов, но от его былого влияния не осталось и следа.

Балестр, безусловно, был противоречивой фигурой, но он также был одним из творцов современной «Формулы-1». Именно эта не нуждающаяся в доказательствах мысль лежит в основе всех эпитафий. Пожалуй, лучше всех сказал Ален Прост: «Хотел бы от всего сердца поблагодарить за все, что этот человек сделал для автоспорта». Присоединяемся к Профессору…