4 мин.

Стиляга из Овьедо

За основание для анализа изберем оригинальный стиль пилотирования испанца. Специфичность подхода к управлению болидом, если верить многочисленным воспоминаниям представителей автоспортивной индустрии, у нашего героя в полной мере проявилась уже к 17 годам, когда пиренеец стал сильнейшим по итогам сезона «Формулы-Ниссан». Последовавшие тесты в «Минарди», сотрудничество с «Бенеттоном», стремительное развитие гоночной карьеры и, как итог, триумфальное покорение элитного класса лишь подтверждали: уникальность Алонсо кроется не только в природных задатках – скорости, превосходной реакции и способности сохранять предельную концентрацию на протяжении продолжительных периодов времени, – но и в мастерстве вождения.

Итак, попробуем проследить за нюансами движения Фернандо по трассе. Прежде всего, обратим внимание на процесс торможения. Перед входом в вираж складывается ощущение, что испанец стремится выжать из машины максимум – скорость, предшествующая маневру, обычно весьма высока. Далее он, словно приноравливаясь, несильно нажимает педаль тормоза, после чего делает вторую, «зачетную», попытку. Последняя традиционно оказывается резкой и агрессивной, способствует импульсивному замедлению кара. «Ну, и что здесь нового? – резонно спросите вы. – Вон, Льюис Хэмилтон всю дистанцию работает в режиме позднего брэйкинга, причем порой действует куда эффектнее напарника». Замечание уместное, однако справедливое лишь отчасти. Британец рискует, делая ставку на предельно оттянутый момент торможения. В случае помарки неизбежна блокировка передней оси и «убийство» компаунда, ведь выловить машину из заноса после «пролета» мимо точки брэйкинга за счет работы рулем катастрофически сложно.

Алонсо использует тактическую хитрость, отличающую его стиль от манеры дебютанта и дающую пилоту возможность исправить ошибку, коли таковая случается, в процессе движения без критических последствий. Едва чемпион начинает ослаблять давление на педаль тормоза после глубокого втопления, как в ту же секунду (при случае обратите внимание на диаграмму throttle&brake) включает работу рук – выкручивает руль, причем делает это очень четко и глубоко, делая траекторию кривой довольно крутой. Зачем?

«Фишку» маневра пару лет назад раскрыл технический директор «Рено» Пэт Симмондз. При подобном подходе шасси избавляется как от недостаточной, так и от избыточной поворачиваемости (проявление последних чревато потерей времени и ускоренной деградацией компаунда). Нейтральность же, провоцирующая более высокое боковое ускорение, дает возможность оперативно проскочить к точке смены направлений, где Фернандо применяет еще один любопытный ход.

После непосредственно поворота пиренеец очень мягко начинает прибавлять газ (изначально – процентов на 25-30) и лишь затем следует разгон, сопровождающийся предельной акселерацией. Нюанс заключается в следующем: ход болида на всем пути второй составляющей витка мастерски корректируется рулем. Алонсо по сравнению с манерой соперников разом убивает двух зайцев – страхуется от заноса, а заодно стабилизирует машину. Не будем забывать и о том, что стиль пиренейца позволяет болиду на протяжении виража не терять сцепления с трассой. В финальной стадии маневра сей факт особо ценен: игра дросселем и отменное использование преимуществ трэкшн-контроля (да-да, чемпион не брезгует «электронными» наворотами, при этом извлекает из дополнительной навигации уйму дивидендов!) превращают процесс набора скорости Фернандо в образец для подражания.

Последователей, к слову, у нашего героя немало. Взять того же Ковалайнена. Весенний отрезок чемпионата мира агрессивные атаки виражей финна до боли напоминали действия экс-напарника. Разница заключалась в том, что испанец, искушенный в работе над настройками, скорректировал свою манеру сообразно требованиям компаундов «Бриджстоун». Хейкки же с трудом приноравливался к особенностям японской резины, чутко реагирующей на жесткие маневры, из-за чего зачастую оказывался в щекотливых ситуациях. Возможно, северянин куда быстрее вошел бы в гоночный ритм, ориентируйся специалисты «Рено» в вопросах развесовки столь же расторопно, сколь инженеры «Макларена»… Хотя, стоп! Это уже совсем другая история.

Рискнем навлечь на себя гнев фанов Хэмилтона, но заметим: Льюис также пытался примерить элементы испанских лекал на собственные гоночные модели. Но быстро понял: игра не стоит свеч. Британцу не хватало синхронности действий. После пары серьезных перетормаживаний (заметьте, в каком положении находилось в момент блокировок оси рулевое колесо и в результате какого маневра оно там оказалось!) вундеркинд вернулся к привычному поведению на трассе.

Завершим описание стиля Фернандо парой штрихов. Экс-чемпион невероятно стабилен: скорость, которую он демонстрирует по ходу воскресенья, не претерпевает перепадов. Несмотря на то, что деградируют шины, изменяется уровень загрузки топлива в баках, разнится температура асфальта, очевидно: наш герой уверенно контролирует поведение машины и при надобности корректирует рисунок вождения (переходит в щадящий режим либо же более активно атакует поребрики). Также он превосходно совершенствует настройки по ходу уик-энда. Заметьте, ни разу в сезоне Алонсо не жаловался на возникновение в суперпоуле какой-либо из поворачиваемостей – судя по квалификационным пресс-конференциям, бич пилотов, не позволявший им показывать добротные результаты в Q3 после долива топлива. Да что «Макларен» – в «Рено» он периодически попадал в технический аврал, но с честью выходил из ситуаций (неважно был то отказ электроники или механические недоработки) за счет рациональных решений.

Сейчас главный вопрос, волнующий поклонников Фернандо, заключается в следующем: в кокпите какой из машин проведет их кумир сезон-2008? Дать ответ мы не рискнем, но одно знаем наверняка: уникальный стиль пилота не позволит ему затеряться даже за рулем невыразительного середняка…