В «Ф-1» под охлаждение заточена даже краска и покрытие корпуса. Ее наносят и в мастерских для обычных машин, но болиды обрабатывают по 96 часов
Эксклюзивный инсайд от поставщика «Макларена».
Болиды «Формулы-1» – самые совершенные и быстрые транспортные средства на четырех колесах на планете: гоняют на скорости 300-320 км/ч в сложнейших виражах (как на «Сильверстоуне», например), проезжают коварные шпильки на 100 км/ч (по меркам Гран-при это – «медленный поворот») и устраивают пилотам настоящий ад и сауну в кокпите с температурами под 60-70 градусов по Цельсию. Секрет прост: мотор мощностью свыше 1000 л.с. с огромным количеством электроники и гибридной составляющей – в сверхкомпактном и миниатюрном облачении, прозванном «бутылкой из-под «Кока-Колы».
Только представьте, что же творится под корпусом такой машины!
Естественно, 300 км на таких предельных нагрузках – крайне сложная задача, а потому инженерные штабы команд буквально помешаны на эффективном охлаждении. Чего стоят одни только фены «Мерседеса» невероятных форм:
Или особая конструкция корпуса – для «суперохлаждения» топливной смеси.
Погоня за лучшим распределением тепла по корпусу (и, соответственно лучшим охлаждением) привела к использованию краски с наночастицами – первой такую опробовала «Феррари» еще с 2019-го.
Звучит фантастически? А мы решили проверить – и обсудили с поставщиком «Макланена» AkzoNobel: они отвечают за качество покрытия ныне оранжевых болидов уже 10 лет и накопили огромный объем экспертизы.
«Как объясняет инженер-конструктор «Макларена» Сухи Бхогал, при температуре двигателя и выбросе выхлопных газов генерируется много тепла. Если недостаточно эффективно вытеснять горячий воздух из радиаторов в заднюю часть автомобиля, он может перегреться, что приведет к потере производительности.
Окружающие части должны быть экранированы, чтобы защитить их от этого тепла. Поэтому используются покрытия Intertherm 50 – они обладают «охлаждающим» эффектом и способны выдерживать температуру до 540 °C.
Как оно работает? Intertherm 50 – алюминиевое пигментированное тонкопленочное силиконовое покрытие, оно отражает тепло. Алюминий имеет очень низкую излучательную способность, поэтому отражает большое количество попадающих на него инфракрасных тепловых лучей. Его наносят на корпус и компоненты, окружающие двигатель с выхлопной трубой.
Толщина одного слоя – 25 микрон (или 0,00025 см!). Чем тоньше слой – тем меньше весит краска, а снижение веса имеет решающее значение. На каждом автомобиле более восьми квадратных метров краски в несколько слоев.
Царапины в целом не влияют на эффективность [охлаждения], но обновление ливреи – процесс постоянный. После каждой гонки краску обновляют в тех местах, где она была стерта из-за взаимодействия с гравием, соприкосновения с бортами или другими машинами. Чтобы корпус автомобиля был более обтекаемым.
Покраска – процесс непростой и довольно трудоемкий. На первом этапе на корпус наносится однокомпонентный грунт-выравниватель, который отвердевает под УФ-лампой – она помогает высушить его менее, чем за минуту. Далее корпус болида покрывается универсальным грунтом-выравнивателем. После происходит нанесение цвета в несколько слоев и лак для блеска ливреи.
Перед покраской требуется обработать шлифованием, зашпатлевать и загрунтовать деталь, и только потом можно приступить к цвету.
Например, окраска одного шасси MP4-31 занимает четыре полных дня (это 96 часов!) труда. Работники «Макларена» из соответствующего цеха используют три литра грунта, два литра графитового базового покрытия, один литр краски Rocket Red и 50 мл аэрографического металлического черного цвета для каждого болида. Затем отделка покрывается тремя литрами лака.
После завершения окраски компоненты необходимо подвергнуть сушке – чтобы краска полностью впиталась в компонент. Обычно лак высыхает за 40-45 минут при температуре около 60-65 градусов.
В «Ф-1» сложнейшая покраска болидов. Только на одно лого «Мерседеса» тратят до 45 минут
Почему «Формула-1» переходит на матовое покрытие? Например, матовые лаки используются на внутренней стороне «гало», чтобы минимизировать блики и отражение, которое могло бы отвлечь пилота.
Кстати, такая краска доступна не только в спорте: в прошлом году «Макларен» оценила идею отправки поврежденных деталей со стертым или исцарапанным покрытием в местные ремонтные мастерские, использующие материалы AkzoNobel. Это радикально снизило затраты на их транспортировку обратно в Великобританию для перекраски: покрытия используются на 120 рынках по всему миру в более чем 20 000 мастерских по ремонту автомобилей.
Откуда вообще взялись такие покрытия? Первоначально предназначались для внутренних и наружных покрасочных работ в домах: марка Sikkens по сей день представлена в таких направлениях, как декоративные покрытия и покрытия по дереву.
А бренд International – в который входит Intertherm 50 – появился в 1881-м и изначально представлял защитные и яхтенные покрытия с антикоррозионными и огнестойкими свойствами».
Обычно «Формула-1» подталкивает развитие гражданских технологий и привносит что-то в повседневность – но здесь обратный пример: лучшие инженеры планеты придумали и перехватили что-то давно известное в автоиндустрии и выжали еще чуть-чуть скорости. Даже с помощью облегченной краски и особого покрытия!
«Мерседес» первым запустил болид новой эры «Формулы-1». Послушайте, как он ревет
Фото: Gettyimages.ru/Hamad I Mohammed – Pool; twitter.com/