4 мин.

Любопытная история о Формуле 1 №20: Война и автогонки

Источник: блог Джо Сейварда.

Эдвин Старр ошибался. В 1970-х он пел: "Война. Чем она хороша? Да вообще ничем!", перепевая песню, выпущенную ранее (среди прочих) The Temptations. С тех пор песню успели переделать Frankie Goes to Hollywood и Брюс Спрингстин.

Но все они ошибались. Война хороша для технологий, а следовательно и для автогонок. Если вы пробежитесь по истории спорта, то обнаружите множество примеров того, как война способствовала развитию автоспорта.

 

Граф Луи Зборовски за рулём Chitty Bang Bang, под капотом 23-литровый двигатель Maybach, используемый во время войны в цеппелинах, Бруклэндс, 1921

Граф Луи Зборовски за рулём Chitty Bang Bang, под капотом 23-литровый двигатель Maybach, используемый во время войны в цеппелинах, Бруклэндс, 1921

Взять для примера Первую мировую. Разработка авиационных двигателей, происходившая во время войны, дала послевоенным гонщикам невероятно мощные моторы. Это не говоря уже о поколении ищущих приключений авантюристов, пытающихся вновь получить адреналин, который когда-то давали им сражения. Академические исследования британской автоспортивной индустрии привели к выводу о том, что есть два ключевых элемента, объясняющих почему Британия является мировым лидером в автоспортивных технологиях: доступ к блестящим, мотивированным инженерам, а также доступ к местам для соревнований. Оба эти элемента являются следствием войны.

Целое поколение юношей выросло изобретая и используя оружие, самолёты и машины. Огромные средства были потрачены на войну с нацистской Германией, поэтому когда всё закончилось, этим молодым людям быстро наскучило то, что кто-то назовёт "настоящей жизнью". Они хотели развлекаться, и, по причине высоких пошлин на импорт, призванных стимулировать британскую автоиндустрию, они брали уже доступные машины и модифицировали их. Austin-ы и Morris-ы были переделаны в гоночные автомобили. Фирма Cooper началась со старого Fiat Topolino. Эти создания вывозились и соревновались на встречах устраиваемых 750 Motor Club и другими подобными организациями. И из этого выросла целая индустрия. Конкуренция была яростной. Кто не мог выиграть на собственной технике, покупал быстрейшую машину из доступных, таким образом коммерческие возможности привели к созданию таких компаний как Lola и Lotus. Это был идеальный пример того, когда выживал наиболее приспособленный.

 

Истребитель Spitfire MKIIA построенный на фабрике Morris в Касл Бромвич

Истребитель Spitfire MKIIA построенный на фабрике Morris в Касл Бромвич

А вторым ключевым элементом были гоночные трассы. До войны Британия отставала из-за закона, запрещавшего соревнования на публичных дорогах. Французы, немцы и итальянцы могли устраивать гонки там, где хотели, в то время как британский закон разрешал гонки только на частной территории, что ограничивало выбор Бруклэндс и Доннингтон Парком. Война это изменила. Между 1939 и 1945 Британия построила буквально сотни авиабаз. Министерство обороны реквизировало огромные участки земли, а подрядчики, такие как McAlpine, Laing и Wimpey, сделали на этом состояния. За шесть лет войны было построено 444 базы, а на пике строительства в 1942 каждые 3 дня открывалось по новой базе. Это были оперативные базы бомбардировщиков, использовавшиеся бомбардировочным командованием Королевских ВВС, а также Восьмой воздушной армией ВВС США. Плюс базы Командования истребительной авиации и Командования береговой охраны, а также прочие, используемые для тренировок и обслуживания. Все они были возведены в кратчайшие сроки, используя единый дизайн взлётно-посадочных полос (ВПП) и зданий. ВПП обычно образовывали букву А, с тремя полосами пересекающимися между собой и широкими рулёжными дорожками, соединяющими их с районами рассредоточенной стоянки и ангарами. Считалось, что к 1945 было построено около 14,5 тыс. км. бетонных ВПП в сельских районах Британии. Большинство их них в один момент стали более не нужны.

 

План аэродрома Королевских ВВС в Бассингборне, 1945

План аэродрома Королевских ВВС в Бассингборне, 1945

Некоторые аэродромы стали аэропортами, другие превратились в выставочные территории или индустриальные парки, но по большей части они вернулись к аграрному использованию. ВПП оставлены на своём месте, вокруг них росли посевы. Или же овцы паслись там, где когда-то приземлялись боевые машины.

Однако сотни из этих строений были замечены энтузиастами гонок и, поскольку находились они на частных территориях, идеально подходили для гонок. Некоторые были быстро заброшены, а другие стали полноценными гоночными трассами. Список их длинный и славный - от Gransden Lodge до Сильверстоуна, Castle Combe, Thruxton, Snetterton, Goodwood, Croft, Rufforth, Davidstow и многих других.

 

Эволюция трассы Сильверстоун

Эволюция трассы Сильверстоун

Война? Чем она хороша? Хммм...