5 мин.

Любопытная история о Формуле 1 №16: Zerex Duralite Special

 

Cooper T53 Climax Уолтера Хансгена, машина-донор для Zerex, Гран-при США, Уоткинс-Глен (кстати, на фоне сам Роджер Пенске в своём Cooper T53)

Cooper T53 Climax Уолтера Хансгена – машина-донор для Zerex, Гран-при США, Уоткинс-Глен (на фоне сам Роджер Пенске в своём Cooper T53)

Источник: блог Джо Сейварда.

История McLaren на самом деле начинается в тот момент, когда 41-летний гонщик из Нью-Джерси Уолт Хансген разбил свой новый Briggs Cunningham Cooper на 15 круге Гран-при США в Уоткинс-Глен в октябре 1961 года. На выходе из поворота Петля бельгийца Оливье Жандебьена развернуло в его арендованном UDT Laystall Racing Team Lotus, после чего он вернулся на трассу прямо наперерез Хасгену. Cooper перелетел через Lotus, потерял переднее колесо, перетел через ограждение и остановился в поле, к счастью на оставшихся трёх колёсах. Каннингэм собрал обломки и уехал обратно в свою мастерскую в Нью-Йорке, где разбитая машина простояла всю зиму.

Роджер Пенске

Роджер Пенске

В начале 1962 25-летний Роджер Пенске навестил заведение Каннингэма в пригороде Нью-Йорка Вудсайд. Он увидел обломки Cooper Хансгена и, несмотря на повреждения, которые включали в себя полностью вырванную подвеску и сильно перекошенное шасси, Роджер разглядел в этом потенциал. Он вырос, восстанавливая послеаварийные гоночные машины, соревнуясь и затем продавая их, и решил проделать тоже самое с Cooper. Пенске забрал машину к себе в Филадельфию, где пристроил её в Updraft Enterprises Лироя Гейна, занимавшую старую кузнечную мастерскую в пригороде Филадельфии Брин-Мар, неподалёку от известного женского колледжа. Гейн и Джим Солей, работавший в соседнем Molin Body Works в Уэйне, перестроили шасси, заменив погнутые части рамы, которые уже нельзя было вернуть в изначальное состояние. Как-то раз Пенске пришла в голову идея. Он прочёл регламент американского клуба спортивных машин (SCCA) и обнаружил, что некоторые гонщики конструируют машины с центрально расположенным сиденьем, хотя правила предписывают наличие двух сидений. Правда правила не говорили ничего про то, что второе сиденье должно иметь достаточно места, чтобы кто-то в нём сидел. В подобном Cooper Streamliner, оснащённым двигателем Porsche и прозванным Pooper, Пит Лавли выиграл национальный чемпионат SCCA в 1955. Пенске сообразил, что если кто-то соберётся построить такую машину, то логично будет взять за основу шасси Формулы 1. Он попросил Гейна создать подобную машину. Также он позвал местного конструктора Гарри Тидмарша, бывшего морского пехотинца, для производства алюминиевого корпуса. Гарри работал в мастерской Molin в Уэйне, вместе с Бобом Веббом, известным конструктора из Индианаполиса. Параллельно Гейн, совместно с австрийцем Карлом Кайнхофером собирали машину и устанавливали редкую, экспериментальную 2,75-литровую версию двигателя Coventry Climax FPF, который уже был использован Джеком Брэбемом в Индианаполисе в 1959. Получившуюся машину окрестили Zerex Duralite Special, в честь спонсора Пенске - антифриза компании Dupont. Хитрый Пенске уточнил у SCCA будет ли машина легальной, несмотря на неполное соответствие духу правил, и затем появился на LA Times Gran Prix в Риверсайд в октябре 1962. Он взял поул и выиграл гонку после поломки Lotus 19 Дэна Гёрни, проехав дистанцию в 322 км со средней скоростью 248 км/ч.

Пенске за рулём Zerex, LA Times Gran Prix, Риверсайд, 1963

Пенске за рулём Zerex, LA Times Gran Prix, Риверсайд, 1963

Неделей позже он выйграл Pacific Gran Prix в Лагуна Сека. Затем он переправил машину в Пуэрто-Рико, где вновь выиграл на Autopista Caguas.

Роджер Пенске за рулём Zerex Climax, Пуэрто-Рико, 1962

Роджер Пенске за рулём Zerex Climax, Пуэрто-Рико, 1962

В 1963 SCCA объявила машину не соответствующей регламенту и Пенске всё же пришлось сделать машину двуместной. Он продал машину техасскому нефтянику Джону Мекому, но продолжил выступать на ней в 1963, выиграв гонки SCCA на Marlboro Motor Raceway и в Камберленде, штат Мэрилэнд. В июне он принял участие в гонке в Пенасколе, штат Флорида, разделив машину с Хэпом Шарпом, но двигатель был повреждён, после того как Шарп забыл в нужный момент переключить передачу. Тем же летом Пенске переправил машину в Англию и выиграл Guards Trophy в Брэндс-Хэтч. В конце года Меком продал машину Брюсу Макларену, предварительно сняв двигатель.

Брюс Макларен

Брюс Макларен

Bruce McLaren Motor Racing Limited была основана Брюсом Маклареном и Тедди Майером в сентябре 1963. Для этого они арендовали ангар с земляным полом в Wellington Crescent, в пригороде Лондона Новом Молдене. Тайлер Александер (друг Майера) и Уолтер Виллмот (друг Макларена) начали работу над перестройкой Zerex Special, модифицировав каркас и установив двигатель Oldsmobile V8.

Победоносный дебют Макларена в Cooper-Oldsmobile, Канада, 1964

Победоносный дебют Макларена в Cooper-Oldsmobile, Канада, 1964

В гонках он участвовал под именем Cooper-Oldsmobile, дабы избежать юридических проблем с Cooper Car Company, но вскоре Макларен начал работу над McLaren M1A, который по большей части основывался на Zerex.

Cooper-Oldsmobile в паддоке, 1964 (видно второе сидение, установленное вследствие ужесточённого в 1963 году регламента)

Cooper-Oldsmobile в паддоке, 1964 (видно второе сидение, установленное вследствие ужесточённого в 1963 году регламента)