4 мин.

Любопытная история о Формуле 1 №9: Амадео Гордини

Источник: блог Джо Сейварда.

Если отправиться на фабрику Феррари и заблудиться, то довольно легко можно попасть в горд Баццано. Это около 15 километров к востоку от Маранелло по Strada Provinciale 569. Возможно эта удивит вас, но там есть супермаркет Carrefour, хотя Carrefour это французская компания. Но если вы повернёте направо от супермаркета, но вы обнаружите себя на улице имени Амадео Гордини, что ещё более удивительно для тех, кто пишет о автоспорте.

Амадео Гордини

Амадео Гордини

Гордини - это знаменитый французский производитель двигателей, и, по факту, фабрика Renault Sport Racing F1 в Вири-Шатийоне официально называется фабрикой имени Амеди Гордини.

Так, что вообще тут происходит?

Так вот, всё это берёт начало от фермы Podere Mandelli близ Баццано. Эта область известна своими фруктами, но Августо и Лючия Гордини ухаживали за лошадьми и скотом, арендуя собственность у Mandelli. У них было четверо детей: Жозефина, Джозеф, Амадео и Марселин. Все четверо были рождены между 1895 и 1900 годами. К сожалению, отец семейства Августо заболел и умер в 1903, и, поскольку Лючия не могла справляться со всеми детьми, Амадео был отправлен жить к своему дяде, который ухаживал за овцами и прочим скотом. Когда Амадео было девять, дядя взял его с собой на гонку кубка Florio, на городскую трассу известную как Circuito di Bologna к северо-западу от города. Ту же самую гонку в этот день смотрел и другой юноша по имени Энцо Феррари. Оба Феррари и Гордини были вдохновлены тем, что они увидели. И оба захотели попасть в автомобильный бизнес...

Лючия вскоре снова вышла замуж и семья переехала в Болонью, где 12-летний Амадео стал работать в качестве подмастерья у кузнеца. Годом спустя он перешёл на работу к местному дилеру Фиат. Бригадиром был 24-летний Эдуард Вебер, позже ставший известным благодаря изобретению карбюратора собственной конструкции. Гордини затем снова сменил работу и устроился в Isotta-Fraschini, где он работал вместе с амбициозным инженером по имени Альфьери Мазерати. Затем война прервала карьеру несовершеннолетнего Горидини. В 1917 он был призван на службу в берсальерскую высокомобильную пехоту, и участвовал в битвах при Капоретто и при реке Пьяве, до того как его отправили в Триполи в Ливию для помощи в подавлении восстания. Там он заболел и был отправлен домой. Ему был 21 год, грудь была завешена медалями, и вскоре он обзавёлся женой и сыном (в неправильном порядке) и вернулся к работе в гараж Isotta-Fraschini, где он работал вместе с Джузеппе Москини над строительством гоночной машины, используя старое шасси SCAT и двигатель Hispano-Suiza. Получившаяся машина была использована юным мотоциклистом Тацио Нуволари и послужила началом отношений между молодым лихачём и Гордини, продолжавшимися в последующие годы. Тем не менее, в 1925 Гордини был готов к чему-то новому, снялся с якоря и уехал в Париж, где был принят на работу владельцем гаража по имени Джузеппе Каттанео, представляющим Isotta-Fraschini на французском рынке. Он работал в гараже Каттанео в Сюрене, но вскоре начал думать об организации собственного бизнеса, и нашёл старую конюшню на улице Republique в том же Сюрене, прямо напротив завода Sunbeam Talbot Darracq. Он организовал переезд своего сына Альдо в Париж и в 1929 оба стали гражданами Франции, однако переезд жены похоже не представлял для него интереса.

Simca-Gordini 1200

Simca-Gordini 1200

Примерно в то же время, он договорился о совместной работе с представителем Fiat Энрико Теодоро Пигоцци, который собирал итальянские машины во Франции, используя имя Societe Industrielle de Mechanique et Carrosserie Automobile (SIMCA). В конце 1934 Пигоцци приобрёл завод Donnet-Zedel в Нантере, и начал производить копию Fiat 500 Topolino, которую он назвал Simca 5. Fiat 1100 же превратился Simca 8, а Пигоцци был доволен тем, как Гордини продвигает его продукты через различные виды автоспорта, имея особый успех в малолитражных сериях. Их отношения продолжилась после войны, когда болиды Simca-Gordini выиграли множество гонок, в особенности с Жаном-Пьером Вимиллем, пока тот не был занят в заводской команде Alfa Romeo. К несчастью, Вимилль погиб за рулём Simca-Gordini в Аргентине в начале 1949, но гоночная команда Simca-Gordini осталась единственным серьёзным французским участником в Больших призах, когда в 1950 стартовал новый Мировой чемпионат Формулы 1. Гордини разработал своё собственное шасси и двигатели на основе техники Simca, но был в сущности человеком-оркестром, хотя его усилия и привлекали лучших французских гонщиков, таких как Жан Бера, Морис Трентиньян, Робер Манзон и Андре Симон. Было и несколько успехов, но в основном Феррари были быстрее. В 1952 Бера выиграл самую известную гонку Simca-Gordini из числа не входящих в чемпионат Ф1 в Реймсе, но к 1956 году деньги начали подходить к концу. Прагматичный Гордини присягнул на верность Рено. К тому времени Гордини уже получил прозвище Le Sorcier (Волшебник) за его умение выжимать дополнительные лошадиные силы, но в конце концов он понял, что лучший способ поиска мощности - это обладать деньгами, и в итоге его бизнес был поглощён Рено. Люди Гордини стали ключевыми участниками программы Рено в Ф1, однако сам он умер в 1979...

Амадео Гордини на фоне Renault 8 Gordini

Амадео Гордини на фоне Renault 8 Gordini