Есть две подряд!
Итак, Льюис Хэмилтон сделал это. Выиграл в Монце неделю спустя победы в Спа. Сильная форма Mercedes на Гран-при Бельгии и Италии ожидалась заранее, что ж, Хэмилтону удалось реализовать свой шанс на все сто. До этого момента в 2017 году ни одному гонщику никак не удавалось победить в двух гонках подряд. Наконец, это удалось Хэмилтону. Как известно, все рекордные серии рано или поздно заканчиваются. То же касалось и маленькой традиции сезона'2017.
Льюис выиграл в Монце, стартовав с поул-позиции. Причем дорога к поулу вышла даже более сложная, чем днем позже в гонке. Ибо в субботу на Монцу, как и вообще на север Италии, обрушился грозовой фронт, потопивший Королевский парк в потоках дождя. Впрочем, мало кто в пелотоне Ф1 может бросить вызов мастерству Льюиса Хэмилтона в дождь, так что в этом отношении его победа в квалификации была вполне предсказуема. Хотя это нисколько не умаляет ее значения.
Вообще же квалификация Гран-при Италии выдалась, с одной стороны, одной из самых нудных в сезоне, - потому что после начала в сильный дождь, когда Роман Грожан из-за аквапланирования разбил свой Haas, дирекцией гонки был вывешен красный флаг, после чего долгое время на трассе появлялся только Mercedes Бернда Майландера с очередной инспекцией; ни телезрителям, ни болельщикам на трибунах в такие моменты не позавидуешь. Но с другой стороны, квалификация в Монце была одной из интереснейших в сезоне, - после того, как наконец действие возобновилось. Особенно, в третьем сегменте, - когда Хэмилтон и пилоты Red Bull, Макс Ферстаппен и Даниэль Риккьярдо по очереди сменяли друг друга на промежуточном поуле. Борьба шла до последних мгновений!
Сильное выступление в Спа дало надежду на то, что Ferrari поборется и в Монце. Это было особенно важно, так как к Гран-при Италии компания из Маранелло приурочила масштабные празднования своего 70-летия. Увы, в квалификации "Скудерия" совершенно не оправдала ожиданий. Скорее, просто отбывала номер. Нет, конечно ее пилоты в полном составе прошли в финальный сегмент. Но не показали в нем ни намека на борьбу за поул. Себастьян Феттель и Кими Райкконен откатились в конец первой десятки. Это было обескураживающе. Впрочем, возможно именно болидам Ferrari дождевые условия подошли гораздо хуже, чем другим.
В "отсутствие" Ferrari, как уже говорилось выше, борьбу Хэмилтону за поул навязали пилоты Red Bull. Возможно, именно для Red Bull дождевые условия как раз сыграли на руку, - в нормальных условиях на прямых Монцы скорее всего ощущался бы недостаток мощности моторов Renault.
Мастерство Макса Ферстаппена в дождь - факт уже хорошо известный. Именно в этом компоненте юный голландец уже бросает вызов признанным мастерам, таким как Хэмилтон. Макс с самого начала третьего сегмента выехал на шинах для сильного дождя и показал притязания на поул. Впрочем, вскоре выяснилось, что на поул всерьез претендует и напарник Ферстаппена - Дэн Риккьярдо. Фаворит - Хэмилтон, также не собирался отступать. Так они и менялись на верхушке протокола. В последние моменты квалификации уже казалось, что Макс выиграл-таки поул, - он вновь взлетел на первую позицию. Заключительная попытка Риккьярдо была чуточку хуже, и два Red Bull обосновались на P1-P2. В стане "Красного быка" уже готовы были праздновать триумф, - но тут на верхней строчке вновь сменился ее обладатель. Льюис Хэмилтон перебил-таки время Макса, и сделал это весьма уверенно.
Итоги квалификации в Монце получились весьма неожиданными, - если не считать Хэмилтона на поуле. То, что его ближайшими соперниками оказались пилоты Red Bull, это еще ладно. Но Лэнс Стролл на четвертом месте! Эстебан Окон на пятом! Валттери Боттас квалифицировался только шестым, уступив двум юным представителям команд середины пелотона, один из которых в начале сезона вызывал большие сомнения в правомерности своего нахождения в пелотоне Королевских гонок. Про провал Ferrari выше уже говорилось. Отлично показал себя Стоффель Вандорн, пробившись в финал квалификации, в то время как Фернандо Алонсо ничем особенным не отметился.
Что касается стартовой решетки, она выглядела вообще самой сенсационной в сезоне. Ибо из-за многочисленных замен элементов силовых установок и коробок передач весь пелотон после квалификации перемешали как колоду карт. Лэнс Стролл на первом ряду рядом с Хэмилтоном - каково?! Эстебан Окон на втором ряду впереди Боттаса. Райкконен и Феттель в итоге вместе стартовали с третьего ряда, что выглядело уже не так ужасно, как накануне. Даниил Квят поднялся аж на восьмую позицию, при том, что для Toro Rosso Монца традиционно выглядела сложной трассой, что подтвердилось в квалификации накануне.
К счастью, все эти перестановки не затронули обладателя поула, - ибо накануне Льюис Хэмилтон добился поистине эпохального достижения. Выиграв 69-й поул в своей карьере, он установил новый рекорд в истории Ф1 по количеству поул-позиций, превзойдя прежнее достижение Михаэля Шумахера и единолично возглавив рейтинг. Впрочем, как уже говорилось в материале о бельгийском Гран-при, если бы не дурацкий отложенный штраф за Гран-при Испании в 2012 году, Шумахер был бы на поул-позиции в следующей гонке в Монако, и это был бы его 69-й поул. Но, как говорится, история не знает сослагательного наклонения. Да и принципиально для Хэмилтона это ничего бы не изменило. То, что он догонит Айртона Сенну и Михаэля Шумахера по количеству поулов за карьеру и превзойдет их, ожидалось перед началом сезона 2017 года как одно из наиболее вероятных достижений. Льюис очень уверенно шел к этому достижению в последние годы, выигрывая каждый год очень большое количество квалификаций. В этом плане он выступал вполне в духе своего кумира Сенны. Так что это ожидаемое событие наконец свершилось. Причем на трассе в Монце, территории главных соперников Mercedes, на трассе, столь важной в карьере Михаэля Шумахера. Да, в любом случае, Монца - это Монца. Здесь всегда можно найти тысячу причин, почему это место - особенное. Кстати, по количеству поулов на "Аутодромо Национале" Льюис тоже отличился. Теперь их у него шесть, и это новый рекорд трассы. Хэмилтон превзошел прежний рекорд Монцы, по пять поул-позиций здесь было у Хуана-Мануэля Фанхио и Айртона Сенны. Что и говорить, Льюис - великий пилот, и его достижения это только лишний раз подтверждают.
Другое ожидание по поводу 2017 года было то, что Льюис Хэмилтон будет доминировать в чемпионате и легко выиграет свой четвертый чемпионский титул. К счастью, эти ожидания не подтвердились. Формула-1 и ее поклонники получили по-настоящему захватывающий, классический сезон. До определения чемпиона в Монце было еще ой как далеко! Тем не менее, выиграв вторую гонку подряд и завоевав шестую победу в сезоне и 59-ю в карьере, Льюис Хэмилтон сделал важный шаг к завоеванию четвертого титула.
В воскресенье, в день гонки над Королевским парком вновь привычно светило ясное солнышко, день был по-летнему теплым. В таких условиях Льюису Хэмилтону была открыта "зеленая улица" к победе. Уверенно выиграв старт, он не дал усомниться в своем преимуществе.
Впрочем, особенно силу Mercedes на первых кругах гонки продемонстрировал Валттери Боттас. На старте ему не удалось отыграть мест, более того, отлично стартовавший Райкконен сразу навязал ему борьбу. Красивая борьба Mercedes и Ferrari продолжалась на протяжении всего первого круга, битвы между двумя финнами стали уже привычны в Ф1, и на этот раз Кими удалось выйти вперед. Но в начале второго круга Боттас вернул себе позицию и оторвался.
Блестяще стартовал Эстебан Окон, уже в первом повороте опередив Лэнса Стролла и поднявшись на вторую позицию. Но Боттас на первых кругах гонки как орешки "расщелкал" и Стролла, и Окона, очень уверенно и легко, хотя на Williams и Force India, соответственно, стоят движки Mercedes, как и на заводской "серебряной стреле" Валттери. Боттас столь быстро поднялся на второе место, что Хэмилтон к тому моменту толком и оторваться не успел.
Так что если в начале гонки и возник легкий намек на то, что Ferrari поборется хотя бы со вторым Mercedes, он быстро растаял. Тем не менее, в гонке Ferrari выглядела совсем не так, как накануне в квалификации.
Феттель в начале гонки вскоре прошел Райкконена, и бросился в погоню за подиумом. Сначала Себастьян опередил Стролла, через несколько кругов справился и с Оконом, поднявшись на третье место. Да, это не выглядело также легко, как в исполнении Боттаса, но было исполнено Себом вполне уверенно.
Кими повторить маневры напарника не удалось, он догнал пару Окон-Стролл, но застрял за ними, хотя Ferrari явно могла идти быстрее. Тогда в "Скудерии" решили пораньше зазвать финна в боксы, чтобы переиграть соперников на пит-стопе. Но случилась небольшая заминка с левым передним колесом, а в Force India среагировали оперативно, зазвав Окона на пит-стоп на следующем круге. На трассу Эстебан вернулся прямо перед носом Кими, - план не сработал. В Williams тоже не стали оттягивать пит-стоп Стролла, но еще одного лишнего круга оказалось достаточно, чтобы Лэнс потерял позицию относительно Райкконена. Ну а с Оконом пришлось решать вопрос на трассе, в непосредственной борьбе. Ближе к середине дистанции Кими все-таки удалось пройти розовую Force India, пилотируемую Эстебаном.
Кстати, вскоре после своих пит-стопов эта группа, возглавляемая на тот момент еще Оконом, догнала Стоффеля Вандорна. Конечно болиды и у Окона, и у Райкконена, и у Стролла имели преимущество в скорости над оранжевой McLaren-Honda бельгийца. Поэтому обгон Эстебаном Стоффеля вскоре произошел, и весьма уверенный. Но еще более впечатлило, как Вандорна опередил Райкконен, практически сразу же за Оконом, чтобы не терять ни мгновения в борьбе с французом.
Необходимо отметить, что Стоффель проводил классную гонку, и очень жаль, что окончилась она сходом. Вандорн и квалификацию накануне провел здорово, но после нее стартовал он в конце пелотона из-за очередных штрафов за замену элементов двигателя, и все равно прорвался достаточно высоко, так что претендовал на очки. На трассе в Монце, которая изначально была очень сложной для McLaren-Honda из-за недостатка как мощности, так и надежности силовых установок. В последние годы в Монце у McLaren прямо-таки сложилась дурная традиция. На этот раз Вандорн был как никогда близок к тому, чтобы ее разорвать, что стало бы одним из самых неожиданных выступлений в этой гонке, но, увы, не сложилось.
Из трех привезенных в Монцу компаундов Pirelli, наиболее жесткий, Medium, в гонке никому не понадобился. Что ж, надо отметить, что выбор шинников на итальянский Гран-при был весьма консервативным, так что неудивительно, что подавляющее большинство в пелотоне провело гонку с одним пит-стопом. Различалось только время его проведения - на первой половине дистанции, в середине, или ближе к финишу. Причем практически все стартовали на более мягком составе SuperSoft, переходя на "средний" Soft на пит-стопах. Исключений было совсем мало - гонщики Red Bull да Фернандо Алонсо. Но испанец проводил крайне печальную гонку (в отличие от напарника), так что его пример абсолютно не показателен.
Ничего нам не скажет о вышеупомянутой альтернативе и пример Макса Ферстаппена. После блестящей квалификации из-за штрафа голландец стартовал только тринадцатым, и уже в начале гонки слишком ярая борьба с Фелипе Массой привела к проколу передней правой шины. Макс был вынужден совершать внеплановый пит-стоп и откатился в самый хвост пелотона. Но это обстоятельство позволило ему в самом начале избавиться от одного из обязательных составов, и дальнейшую гонку Ферстаппен провел на самых мягких шинах SuperSoft, остановившись по ходу дистанции еще один раз. Макс выбирался из хвоста всю гонку, и это ему, в общем-то удалось, - он финишировал десятым, пусть и в круге отставания от лидера.
Остается Риккьярдо, стартовавший и вовсе шестнадцатым. И Даниэль провел великолепную гонку! Несмотря на то, что в его случае также не обошлось без небольших инцидентов на старте, пилотов более слабых команд он опережал весьма споро, поднявшись вскоре в середину пелотона. Затем начались пит-стопы у впереди идущих соперников, так что Дэн выиграл еще несколько позиций. Вскоре он был вообще четвертым! Свой пит-стоп он планировал ближе к финишу, когда и перешел на более мягкие шины. Даниэль был на пятом месте, и отсюда собирался угрожать пилотам Ferrari.
С Райкконеном у Риккьярдо все вышло совершенно блестяще! Вскоре после своего пит-стопа Дэн догнал Кими и опередил его красивым и уверенным маневром. После этого Райкконен не смог удержаться за соперником, который имел более мягкие шины. На этом Даниэль не собирался останавливаться и преследовал Феттеля до самого финиша, постепенно подбираясь к Себастьяну. Атакуя, Дэн поставил лучший круг гонки, что стало первым таким достижением и для него, и вообще для Red Bull в 2017 году. Но все-таки Феттель был слишком далеко впереди, так что догнать его Дэну не удалось. Но в любом случае, его выступление было одним из самых красивых в этот день.
Окон и Стролл в итоге растеряли позиции, бывшие у них на старте. Все-таки три сильнейшие команды - Mercedes, Ferrari и Red Bull в нормальных условиях пока не по зубам Force India и Williams. В результате во второй половине десятки сложилась плотная группа представителей этих двух команд. Окон опережал Стролла, которого ближе к финишу догнал Масса. На последнем круге между товарищами по команде даже случилась неплохая дуэль, и Лэнсу все-таки удалось сдержать порыв Фелипе. Массу в свою очередь практически по пятам преследовал Серхио Перес. В Монце Force India и Williams сыграли, можно сказать, "вничью", но для Williams это была одна из наиболее подходящих трасс. При этом отрыв "розовых" в чемпионате сейчас очень велик, не в пример прошлому году, когда борьба между этими командами шла очень плотная.
Даниилу Квяту не удался хороший старт, так что воспользоваться выпавшей ему восьмой позицией не получилось. Даня потерял несколько позиций в начале гонки, затем боролся на подступах к десятке. В концовке гонки Квяту удался красивый и уверенный обгон Нико Хюлкенберга. Этот маневр явно идет Дане в актив. Затем Квят преследовал Магнуссена, пытался атаковать, но опередить Кевина не удалось. Квят финишировал двенадцатым, с учетом того, что для Toro Rosso Монца явно из тяжелых трасс, гонка получилась весьма неплохой.
Но главным итогом дня стала победа Льюиса Хэмилтона, - и дубль Mercedes, третий в сезоне после Канады и Великобритании. "Серебряные стрелы" нанесли "Скудерии" болезненное поражение у нее дома. Впрочем, выступление Ferrari в день гонки, в первую очередь Феттеля, вызывает надежду в стане "красных". Хотя уже который год "Скудерия" остается без победы на самом главном своем Гран-при, ограничиваясь подиумом.
Если перед Монцей Льюис Хэмилтон уступал в чемпионате 7 очков, Италию он покидает с преимуществом в 3 очка, возглавив чемпионат единолично впервые по ходу нынешнего сезона. Так что к завершению европейской части сезона Льюис своей цели добился. Вот только Монца ныне - далеко не конец чемпионата, а скорее его середина. Впереди еще очень длинная выездная серия гонок, и вся борьба только впереди.