4 мин.

Формула-1: Гонки поодиночке – есть ли свет в конце тоннеля?

Гран-при Бразилии 2007

10 лет прошло с 2007 года, когда Кими Райкконен отыграл 17 очков за 2 последние гонки сезона, а представить подобный сценарий вот уже лет 5 не представляется возможным. Последние годы гонка больше похожа на длинную квалификацию с периодической борьбой за позицию. Пилоты, жалующиеся на трафик в гонке (!) – это апофеоз нынешней «Формулы-1», где все хотят не гоняться друг с другом, а устраивать покатушки на свободной трассе.

Что же изменилось за эти годы? Было 2 масштабных изменения технического регламента, отмена дозаправок, изменилась марка поставщика шин (и даже было 2 кардинально разных подхода от поставщиков – то быстро изнашивающиеся покрышки, то износостойкие). Внешне, с точки зрения болельщика, ничего не меняется. Но с 2009 года мы только периодически видим действительно зрелищную борьбу за чемпионство, а за Кубок конструкторов с тех пор серьезной борьбы не было вовсе. Это говорит нам о том, что увеличилось расслоение команд, а это, в свою очередь, чревато тем, что все большую роль начинает играть не пилот, а болид, в который его посадят.

Многие говорят – а чего хотите, это же технический вид спорта. Но для меня «Формула-1» – это, в первую очередь, гонки, где должна быть борьба, а слово «спорт» подразумевает, что роль спортсмена должна быть доминирующей. В современных же условиях понять, какой гонщик лучше, весьма проблематично. Вот Ферстаппен перешел из «Торо Россо» в «Ред Булл» – и сразу стал бороться за победы. А Квята отправили обратно – и он из претендента на медали превратился в борца лишь за более-менее адекватное количество очков.

И ведь есть же у «Формулы-1» более успешный в этом отношении аналог – Индикар, где машины не сильно отличаются друг от друга по скорости, стратегия гораздо более важна, а борьба зачастую ведется до последнего круга. Не зря же Алонсо решил участвовать в «Инди-500». Многие, посмотрев эту гонку, наверняка разочаруются, сказав, что это настоящие сумасшествие – зачастую даже непонятно, что происходит в гонке, где лидер в гонке меняется чаще, чем в гонках «Формулы-1» в сумме за несколько сезонов. Но это просто специфичная гонка на овале, составляющая часть календаря и несущая свой шарм, придавая местную специфику серии. В большинстве же своем «Индикар» – упорные гонки на автодромах, по очертаниям несильно отличающихся от трасс Ф-1.

Трасса в Индианаполисе

Так в чем же секрет «Индикара»? Чего не хватает «Формуле-1», чтобы была борьба на трассе до последних секунд? Ну или хотя бы в чемпионате, что было характерно для серии в ее «золотые» годы? На первый взгляд, все банально – не хватает равенства. Равенства возможностей, равенства пилотов одной команды, равенства доходов команд, наконец. Но вот как это воплотить в жизнь? Меняют регламент – разрыв растет. Убирают дозаправки – разрыв растет. Делают быстро деградируюищие шины – пилоты не могут атаковать, делают износостойкие покрышки – уменьшается пространство для стратегического маневра. Возникает ощущение, что что бы ни делали руководители Ф-1, все становится только хуже.

Так что же теперь - совсем ничего не делать, следуя древней мудрости «главное не навредить»? Тоже не вариант, ведь мы все прекрасно видим, что в отсутствие мер ситуация будет только усугубляться, что вызывает отторжение у болельщиков, которые устают видеть одинаковую картину.

Мне кажется, вся проблема в том, что принимаются полумеры, как косметический ремонт вместо капитального. Они не способны решить проблемы со зрелищностью. В качестве действенной меры мне видится сокращение количества производителей шасси. Пусть таких команд будет 4 – «Феррари», «Мерседес», «Рено» и «Макларен». Это самые богатые команды, которые могут себе позволить потратить много денег на собственное шасси. Все остальные команды смогут пользоваться клиентскими шасси (покупая шасси у одной из команд-производителей). Таким образом, будут сокращаться расходы и увеличиваться конкурентоспособность. В начале сезона будет проводиться омологация шасси, что позволит всем командам соревноваться наравне друг с другом. Также будет неплохо вернуть дозаправки и сократить персонал на пит-стопах (что повысит вероятность ошибки и увеличит роль стратегии). В любом случае, хочется, чтобы новые руководители Ф-1 учли ошибки своих предшественников и сделали «Формулу-1» серией, интересной в первую очередь зрителю, а не техническому эксперту. Что неизбежно повысит популярность и увеличит доходы за счет более выгодных ТВ-контрактов и контрактов с автодромами, заинтересованных в более высоких кассовых сборах.