В отставку нельзя остаться
Неубедительные результаты вернувшегося в «Формулу-1» Михаэля Шумахера с каждым днем вызывают все большую критику со стороны автоспортивных экспертов. Когда немец окончательно уйдет из чемпионата и чем займется после второй отставки? Sports.ru разбирается в карьерных перспективах семикратного чемпиона мира.

Пилоты «Формулы-1» практически всемогущи. Однако в коротком списке того, чего они, все-таки, не могут, главными пунктами являются: стать богаче Экллстоуна и не стареть.
Да, рано или поздно про любого пилота начинают ходить слухи об отставке разной степени обоснованности. Ключевой фразой является штамп «гвоздь в стене», на который непременно надо повесить шлем. Есть подобная жертва слухов и сегодня. Речь, конечно, не о Рубенсе Баррикелло, который, кажется, был всегда, и проведет в гонках еще несколько жизненных циклов команды «Хонда». Сейчас на пенсию отправляют Михаэля Шумахера.
Немец в свое время уже стал героем сериала «Он уходит», который стартовал задолго до 2006 года, а потом, почти без паузы, невольно поучаствовал в сериале «Он возвращается».
Впрочем, уже после первых гонок сезона-2010 зазвучали голоса экспертов об окончании гоночной карьеры Михаэля, к окончанию европейской части сезона становившиеся все громче.
Все уже позабыли, как в марте называли «Барона» одним из фаворитов борьбы за титул
У людей, призывающих Михаэля уйти, имеются веские аргументы. Первый и главный результаты Михаэля. Все уже позабыли, как в марте называли «Барона» одним из фаворитов борьбы за титул. Сейчас семикратный чемпион очень близок к тому, чтобы провести первый в карьере полный сезон без побед. И станет это не следствием невезения, а закономерным спортивным итогом. Как бы ни был талантлив Росберг, безоговорочный проигрыш ему явился сюрпризом для большинства.
Второй аргумент это техника. Никто не рискнет утверждать, что в ближайшие годы «Мерседес» непременно построит лучшую машину в чемпионате. Да, вера в гений Росса Брауна по силе мало уступает религиозной, да и могущественные боссы из Штутгарта имеют опыт и деньги для решения серьезных задач. Но обогнать за межсезонье в развитии все три топ-команды задача крайне сложная. К тому же, соперники из второго эшелона в первую очередь «Рено» не стоят на месте. А даже если пилот «Мерседеса» и станет выигрывать гонки, то его имя, учитывая нынешнюю ситуацию, вероятно, будет не Шумахер, а Росберг.
Третий аргумент сродни контрольного выстрела в голову. Возраст. Михаэлю с каждым годом будет все тяжелее поддерживать спортивную форму на уровне более молодых соперников. Каким бы талантливым ты ни был, против физиологии бессильны и чемпионы.
Возражения оппонентов, по сути, сводятся к одному самолюбию Михаэля. Уйти сейчас это уйти побежденным, признать, что решение вернуться стало ошибкой, и что надо было продолжать кататься на горных лыжах с женой, а также следить за картинговой карьерой сына. Признать это амбициозному пилоту, являющемуся рекордсменом в главных статистических показателях «Формулы-1», вероятно, тяжело.
Как довод в пользу светлого будущего, часто озвучивается мысль, что новые шины «Пиррелли» помогут Михаэлю вернуться в группу лидеров. Любители конспирологии считают, что неспроста «Мерседес» так легко отпустил Хайдфельда к итальянским шинникам. Но даже если здесь больше вымысла, чем фактов, то, по крайней мере, можно надеяться, что опыт Шумахера позволит быстрее адаптироваться к новым условиям, чем его коллегам.
Вот только нет у Шумахера пяти лет в запасе. Возраст не позволяет мыслить такими категориями
Сам Шумахер, кстати, активно, чтобы не сказать раздраженно, опроверг слухи о повторном завершении карьеры. Он убеждает нас, что «Мерседес» уже в следующем году будет бороться за титул, он вспоминает, что в свое время потратил 4 года в «Бенеттоне» на дорогу к титулу и 5 лет в «Феррари» на то же самое. А, значит, все у него и у немецкого концерна впереди. Вот только нет у Шумахера пяти лет в запасе. Возраст не позволяет мыслить такими категориями. Если сама вероятность того, что Михаэль, все же, останется с нами еще на сезон, не утопична, то очевидно, что именно от результатов 2011 года будет зависеть все остальное.
Отвечать сейчас на вопрос «уйдет или останется» это гадать на кофейной гуще. Не удивимся, если сам Михаэль не знает сейчас ответа на этот вопрос и практически убеждены, что до финиша гонки в Абу-Даби его не узнают болельщики. Более интересно задуматься о том, что будет, когда Михаэль (рано или поздно) уйдет. От его послегоночных перспектив во многом и будет зависеть решение об уходе.
По одной из версий, Михаэль станет тим-менеджером одной из команд. В таком случае это будет первый после легендарного Альфреда Нойбауэра харизматичный немец, шеф команды. Но это и один из самых невероятных вариантов. Большинство знаменитых пилотов проваливались на должности руководителя конюшни. У Шумахера нет необходимого опыта, а одного имени здесь будет недостаточно. Не верите спросите Алена Проста. Более вероятно, что Шумахер станет «консультантом» команды в том же «Мерседесе» при реальной власти у Брауна и Хауга. Такое развитие событий должно устраивать боссов в Штутгарте, которые сохраняют такого сильного рекламного агента как Шумахер и могут при этом нанять на должность пилота молодого немца. Сейчас поговаривают о Сутиле.
Однако как-то все забывают, что на такой роли Шумахер уже находился в «Феррари» после своей добровольно-принудительной отставки. Он числился консультантом, сидел на ряде гонок на командном мостике и, говорят, действительно по наушникам слушал переговоры гонщиков и инженеров, а не своего любимого Фила Коллинза. И раз Шумахер с этого поста свадебного генерала ушел, то вряд ли пойдет еще раз.
Вполне возможно, Шумахера увлекут идеей возглавить какой-нибудь спортивный орган. Чиновники из ADAC далеко не всегда ладят с ФИА, трассы в Хоккенхайме и Нюрбурге тоже не отказались бы от мощного лобби. А Шумахер всегда имел хорошие отношения и с Экклстоуном и само собой с Тодтом. Но просто жать руки на презентациях и резать ленточки на этом посту будет мало. Придется вести жесткий бизнес с такими пираньями как Берни и Жан, которые вряд ли позволят воспоминаниям о славных днях помешать заработать миллион-другой. А Шумахер в этих делах, как ни странно, новичок. Гонщик, заработавший не один десяток миллионов, почти всю карьеру не участвовал непосредственно в финансовых спорах. Для этого был Вилли Вебер. Менеджер сколь талантливый, столь и увлекающийся (за что сейчас и получил условный срок). Да и вряд ли Михаэль захочет, чтобы денежные споры портили его нервы и отношения со старыми друзьями.
На роль тестера «Пирелли» Шумахер подходит лучше, чем Грожан или де ла Роса
Остается еще один вариант. Это должность некоего гуру в том или ином гоночном проекте. Сейчас шины «Пирелли» проигрывают где-то секунду «Бриджстоуну» и итальянцам не стоит сворачивать тестовую программу после официального прихода в «Формулу-1». А на роль тестера Шумахер подходит лучше, чем Грожан или де ла Роса. Выгода для шинников очевидна они получают пилота с гигантским опытом и не менее гигантской славой. Которая может нивелировать определенный негатив от неизбежных технических провалов «Пирелли». Есть в этом плюсы и для Шумахера он будет заниматься по-настоящему важным делом и при этом не рискует проигрышем близнецу Леонардо ди Каприо.
Альтернативой может быть и работа в другом подобном проекте: с Зораном Стефановичем если тому разрешат-таки участвовать в чемпионате, с Вильневом (вот это будет ядерная смесь!) или, наконец, в каких-нибудь тестах болида для GP2. Все останутся в выигрыше: и организаторы чемпионата, и Михаэль, и третьи лица («Пирелли», Стефанович, чемпионат GP2).
Резюмируя: если сам Михаэль не видит сейчас перспективы (или они ему кажутся малопривлекательными), то он останется в «Формуле-1» как можно дольше. Старая ловушка для старых спортсменов после выхода на пенсию не знаешь чем заняться и поэтому возвращаешься в спорт. Если у Шумахера появится заинтересованность в другой роли в гонках, кроме как кручение «баранки», то он уйдет или этой осенью, или следующей. Несомненно лишь то, что три года без гонок доказали Шумахеру и нам: он не хочет поливать фикус на подоконнике и предаваться сладостным воспоминаниям. Поэтому и пытается найти для себя подходящее место в гонках. Пока это привычная ему роль пилота. Но, вполне возможно, вскоре мы увидим его в новой должности.
Интересно было бы посмотреть на Шуми будь Ф1 моносерией!
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Как ни странно, но я действительно так считаю. Не надо путать божий дар с яичницей. Для того чтобы завоевать «поул» и проехать от старта до клетчатого флага первым достаточно обладать неплохой концентрацией и выдержкой, но самое главное повторюсь - «САМОВОЗКОЙ», сделать быстрый круг (вспомните круг Виталия Петрова на Гран-при Турции 2010 года) - достаточно стечения обстоятельств. А по сему считал и считаю, что наиболее ценные НЕ те победы, которые достигнуты в «виртуальной борьбе с обстоятельствами» или обычные «доезды до финиша с поула с обгонами круговых»(уж слишком их много было и про это обычно не любят вспоминать поклонники Михаэля-правда глаза колет), а ИМЕННО ТЕ ВОЛЕВЫЕ ПОБЕДЫ, КОТОРЫЕ ДОБЫВАЮТСЯ В РЕАЛЬНЫХ ОБГОНАХ С РЕАЛЬНЫМ СОПЕРНИКОМ. И поэтому исходя из таких побед и должен оцениваться талант гонщика. Так вот таких побед у Михаэля как-то непропорционально меньше его общего количества побед и титулов. Поэтому полностью согласен с «Jet 89: МШ конечно разочаровывает, не настолько он крут, его достижения не пропорциональны его таланту!»
В нашем же случае всякого рода прорывы и боевые победы есть следствие собственных ошибок, технических проблем, излишней агрессивности и прочих форс-мажоров. Я целиком и полностью за боевые обгоны, однако не совсем понимаю соотношение оных и таланта пилота. Скорее «обгонный талант» говорит о излишней (для результатов) авантюрности и склонности рисковать часто и помногу.
Если бы все пилоты были такими, как Льюис и Монти, скучать бы нам не пришлось. Однако такой подход не поощряет пилотов призовыми результатами. Преуспевают стабильные.
Но если талантливый пилот стабилен, обгонов ему не видать, как своих ушей :)
а то Я помню в начале сезона в грудь себя бил (CYS) и грил,что это временно, а вот осенью он будет уже рвать Росберга, будет прогрессировать и тд, но что-то Я этого не вижу, сезон уже близится к концу , а Росберг всё ещё впереди Шумахера, вот не задача, да CYS ??? :)
Ну а так, Шумахера хватит на след.сезон и всё, на этом Я думаю его карьера гонщика F1 закончится:)
Как уже отметил автор статьи Михаил, возраст хочешь не хочешь даёт о себе знать и тягатся с молодыми бесполезно!!!:)
Он и на этой резине из 1.50 вышел в отличие от Ника (я не для сравнения с Ником, я для оценки потенциальных возможностей Шумахера).
И про историю его взаимоотношений с Сенной. И о том, что вообще происходило в формуле, когда он только в нее пришел. И про тепличные титулы 94 и 95 особенно мне хочется послушать. И про «тепличное» становление команды «Ферарри» с Брауном, Берном и Тодтом.
Тепличные условия - это сейчас. Уж по сравнению с теми временами - точно.
Что касается «сравнивая с Нико», читайте недавнее интервью Брауна. Там все в подробностях описано.
Я, конечно, понимаю, что легче объявить его нулем и неадекватом и идти дальше рассказывать про самовозки, тепличные условия, отсутствие таланта и прочие бредни.
Тепличные условия, блин. Даже не думал, что пара слов меня могут заставить так негодовать.
И хоть в этом году фобы взахлеб радуются положению вещей, никто из нас не знает что будет в следующем и это, пожалуй, самая главная интрига.
Эээ... интересный подход. А для взятия поула талант, как я понимаю, не пригодится? :)
Ну почему же? Есть. Регламент вроде бы не накладывает никаких ограничений на возраст пилотов? Отлично. Добавит ещё несколько рекордов в свою коллекцию :))