Загрузить фотографиюОчиститьИскать

Ненужная экзотика

Трасса «Истанбул-Парк» – одна из интереснейших в календаре «Формулы-1». Однако болельщики не спешат посещать этот автодром. Проблемы организаторов, победные традиции Фелипе Массы, шансы «Ред Булл» на победу в ближайшее воскресенье – в предисловии к Гран-при Турции на Sports.ru.

Представьте, что вам подарили… слона. Он большой, забавно ломает задом стены, поливает из хобота вам огород. Источник огромной радости для детей, если они у вас есть, и навоза, вне зависимости от вашего социального положения. Большинство людей уже через день будет набивать в Гугле «убить слона быстро надежно». Но представьте, что слона вы купили, это вовсе не подарок. Не спорю, запрос в Гугле вы отложите на день – больше нервы не выдержат. А если вы не только купили слона, но и должны в течение месяца платить за него, вне зависимости от функций, выполняемых слоном – поливальщик огорода или запас мяса на зиму? То есть, избавитесь вы от него или нет – деньги все равно у вас будут забирать.

Если представили, то можете понять в какой ситуации оказались организаторы Гран-при Турции. Пять лет назад эти господа думали: «У нас будет гонка «Формулы-1», мы обогатимся на продаже билетов, атрибутики, а доходы от зон развлечения на трассе позволят нам и вовсе нанять Дженнифер Лопес посудомойкой». А меж тем в трассу и пресловутые зоны отдыха надо вложить деньги. Много и сразу. Права на рекламу на трассе принадлежат Берни Экклстоуну, за право проводить гонку придется выложить круглую сумму. Не Монако чай, чтобы гонку бесплатно принимать. Доходы от билетов? Увы, пока организаторам не разрешается насильно загонять людей на трибуны. А добровольно эти неблагодарные идут вовсе не теми потоками, что способны привести к финансовому изобилию. Что ни говорите о мировом значении автогонок, в Турции это остается на уровне экзотики.

Вот и получается, что страна имеет гонку, которая в Европе вызывает большой интерес, а самой Турции не сильно нужна. А «Формула-1» имеет страну, которая поражает ее индифферентным отношением и служит лишь финансовой подпиткой империи Экклстоуна.

Гонка в Турции вызывает большой интерес в Европе, но самой стране не нужна.

А меж тем в инженерном отношении трасса получилась весьма неплохой. В отличие от многих трасс, здесь нет длинной главной прямой, выдающей комплексы архитекторов. И нет большого количества «забавных» шикан, а-ля Хунгароринг. Первый сектор трассы отличается скоростными кривыми, разделенными очень медленным четвертым поворотом (на «Истанбул-Парке» повороты не имеют имен собственных). Но по-настоящему сложный в пилотажном отношении отрезок трассы ожидает впереди. Главное украшение всей трассы – поворот номер восемь, вираж с трижды меняющимся апексом. Проходится он (если, конечно, есть заинтересованность в хорошем времени на круге) на скорости 270 км/ч. По ходу поворота скорость падает, но очень незначительно. При этом перегрузки зашкаливают за 4G. Чтобы лучше понять, что это такое, представьте, что голову пилота тянет вбок лебедка, на тело навалили мешки с картошкой, вся эта конструкция несется вперед на бешеной скорости, и парню, зарытому под мешками картошки, было бы неплохо крутить баранку и нажимать педали.

Финальный отрезок самый быстрый, хотя и здесь придется работать рулем и тормозами. Если бы не одиннадцатый поворот, «ломающий» прямую, максимальная скорость была бы намного выше 310 км/ч. Последние повороты – это те самые шиканы, без которых современная трасса – это что свадьба без драки.

В Турции мы наверняка увидим развитие аэродинамических идей команд. В Монако воздуховоды не могли дать особого преимущества, но с возвращением на классические треки, смысл экспериментировать с формами снова появляется. Но главную роль будут играть шины и тормоза. Лебедки и мешки с картошкой действуют не только на пилотов, но и на всю машину. Износ покрышек в одном восьмом повороте как в Монце на десятке кругов. Утрируем, конечно, но если мы уже видели проблемы с блокировкой колес в предыдущих гонках, то можно ожидать, что несколько не самых слабых пилотов потеряют здесь шансы на достойный результат. Особенно перетормаживанием любит увлекаться парень, чья фамилия начинается на букву «Х», а заканчивается на «эмилтон».

Безусловным фаворитом предстоящего Гран-при является Фелипе Масса. Из пяти гонок в Стамбуле бразилец выиграл три.

Безусловным фаворитом предстоящего Гран-при является Фелипе Масса. Из пяти гонок в Стамбуле бразилец выиграл три (в том числе первый в собственной карьере Большой Приз). Хотя сейчас Фелипе выглядит не так ярко, как его напарник, именно в Турции он должен начать всерьез заявлять о своих шансах. А то волшебная атмосфера Скудерии превратит его из сказочного принца в очередного баррикелло. Алонсо, кстати, хоть и не побеждал в Турции, всегда выглядел здесь очень хорошо. Учитывая форму «Феррари» он вполне может опередить и своего напарника и всех остальных заклятых друзей в пелотоне. Прошлогодняя гонка осталась за Баттоном и пришлась на тот период, когда «Брауны» могло остановить только прямое ракетное попадание – в предыдущие годы Дженсон здесь не был особо заметен. Самый первый победитель Гран-при Турции – Кими Райкконен – сейчас занят в другом виде гонок и задается вопросом, что делает парень справа со странной фамилией «Штурман», а не тем, как пройти какой-то там восьмой поворот.

Такой короткий список триумфаторов позволяет предположить, что в будущий уик-энд он расширится. Первыми кандидатами являются пилоты «Ред Булл», оформившие сезонный абонемент на поул-позицию. «Феррари» и «Ред Булл» – главные фавориты гонки при теневых лидерах из «Макларена», всегда готовых воспользоваться ошибками соперников.

Наверняка мы снова увидим полупустые трибуны, а в понедельник после Гран-при кто-то из высокопоставленных турецких чиновников будет жаловаться на убытки. Но зрителям у телеэкранов абсолютно все равно, сколько людей ходит на гонки в этой стране. Так что, наверное, Берни не так уж не прав – такая восточная экзотика востребована. Хоть кем-то.

Круг по трассе

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

Лучшие материалы