Итоги первой половины сезона «Формулы-1». «Форс-Индия», «Уильямс», «Феррари»
3 вещи, на которые нужно обратить внимание
1. Лучший старт сезона
Со статистической точки зрения сезон-2014 можно однозначно назвать лучшим в истории «Форс-Индии». 98 очков по итогам первой половины чемпионата – это рекорд для подопечных Виджая Малльи. За исключением провального Гран-при Венгрии, конюшне каждый раз удавалось финишировать в топ-10. Болид VJM07 оказался надежен – ни одной технической проблемы в 11 гонках, а двигатель «Мерседес» компенсировал недостаток скорости. Поэтому результат и прогресс по сравнению с прошлым годом, как говорится, на лицо.
2. Время упущенных возможностей
Потенциал машины в начале чемпионата был огромным. Но удалось ли его реализовать полностью? Большой вопрос. На третьем этапе в Бахрейне Серхио Перес финишировал третьим, а команда вышла на второе место в Кубке конструкторов, и, как тогда казалось, это только начало. Однако большего по различным причинам добиться не удалось.
Иногда в ключевой момент гонки стратегам не хватало смелости и агрессивности, все неожиданным образом начинало рушиться, как на последних кругах Гран-при Канады, когда на болиде Переса, претендовавшего на победу, возникли проблемы с тормозами, а на последнем круге он вовсе столкнулся с Фелипе Массой.
Еще одним объяснением проблем с реализацией потенциала стал низкий темп в квалификации. Для сравнения, если бы за квалификацию давали бы такие же очки, как и в гонке, то на счету Хюлькенберга их было бы 33 против 69 в Гран-при, а у Переса 19 против 29. При наличии более высокого темпа на одном быстром круге показатели в гонках, наверное, были бы выше.
3. Отставание в гонке развития
Одной из главных сильных сторон «Форс-Индии» в прошлые годы всегда была доработка машины по ходу чемпионата, но в последние два сезона почему-то все изменилось с точностью до наоборот. В 2013-м после Гран-при Великобритании команду словно подменили – 59 очков в первой половине чемпионата против 18 в оставшихся гонках.
Понятно, что сыграло роль изменение составов шин, но, тем не менее, вряд ли одним этим можно объяснить такой регресс. Хотя не стоит забывать и о раннем прекращении работы над болидом, поскольку команде было нужно начинать готовиться к сезону-2014. Вызывает опасения тенденция в этом году – «Уильямс» и «Феррари», с которыми коллектив Малльи боролся на равных в первых гонках, уже вышли вперед и оторвались, да и «Макларен» в целом выглядит лучше, хоть пока и находится в Кубке конструкторов позади.
Оценка техническому штабу – 6/10
Безусловно, «Форс-Индия» не обладает такими ресурсами, как «Феррари» и «Макларен», но удивляет неторопливость, с которой команда готовит обновления для машины. К примеру, в Испании была представлена комбинация из новинок, опробованных на предыдущем этапе в Китае. На этапы в Монако, Канаде и Австрии больших обновлений не было запланировано вообще. С таким подходом за третье место в Кубке конструкторов не борются, да и шансы на попадание в топ-5 могут вызывают сомнения.
Оценки гонщикам
Нико Хюлькенберг – 8/10
После супер выступления в конце прошлого сезона в «Заубере» от немца ждали вновь чего-то невероятного. Нико уверенно начал чемпионат, в семи первых гонках финишировал в первой шестерке, но вся слава досталась не ему, а напарнику. В то время как в Бахрейне он стал пятым, Перес поднялся на подиум. В Монреале мексиканец и вовсе боролся за победу, а немец – лишь за седьмое место.
Серхио Перес – 6/10
В первой половине сезона Чеко наглядно продемонстрировал, чем привлек внимание «Макларена» в конце 2012 года и почему вылетел из Уокинга через год. Временами он феноменально быстр и способен даже затмить такого сильного напарника, как Хюлькенберг, но при этом нестабилен, вспыльчив и заносчив, и допускает глупые ошибки.
Лучшая гонка – Гран-при Канады
Несмотря на разочаровывающие итоги, именно гонка в Монреале стала лучшей для «Форс-Индии». До проблем с тормозами и аварии с Фелипе Массой на последнем круге Перес реально боролся за победу, и пусть такой шанс представился за счет проблем «Мерседеса», это было действительно феноменально.
Худшая гонка – Гран-при Венгрии
Худшего сценария и быть не могло – Хюлькенберг вылетел с трассы после контакта с Пересом, а сам мексиканец попал в аварию еще через 7 кругов.
Риторический вопрос
Что лучше: стабильность Хюлькенберга или яркие, но нестабильные выступления Переса?
Слова
Фелипе Масса о столкновении с Пересом на Гран-при Канады: «Перес тоже должен научиться признавать ошибки и быть первым, кто скажет: «Это была моя ошибка, я извиняюсь». Надеюсь, он научится, потому что в противном случае в будущем его ждет большое количество штрафов».
Нико Хюлькенберг: «То, что в общем зачете я опередил Себастьяна Феттеля, не слишком многое для меня значит. Да и, честно говоря, «Ред Булл» не является нашим прямым конкурентом. В дальнейшем они вырвутся вперед, вне зависимости от обстоятельств».
Виджай Маллья о переходе на новый технический регламент: «Все команды согласились с переходом на новый регламент, инвестировали в новые проекты существенные деньги, двигатели работают нормально. Какой смысл теперь жаловаться?
Переход на новый регламент – это уже свершившийся факт. Я мог жаловаться и стонать каждый день, говорить о том, что из-за изменений состава шин в середине прошлого сезона пострадала форма команды. Но куда бы это меня привело? Да никуда».
3 вещи, на которые нужно обратить внимание
1. Привлечение Пэта Симмондза и переход на моторы «Мерседеса» полностью себя оправдали
На смену провальной прошлогодней машине в этом сезоне пришел отличный болид FW36 – и хотя его разработка стартовала еще до прихода в «Уильямс» Пэта Симмондза, нет сомнений, что он получился столь удачным во многом благодаря техническому гению англичанина. Симмондз отличается нешаблонным мышлением и неудивительно, что ему удалось стать тем самым стержнем, которого столь не хватало техническому штабу команды. Организация процесса в команде английским специалистом не осталась незамеченной и удостоилась признания – работу Пэта хвалят все, от Клэр Уильямс до гонщиков конюшни. Симмондз – один из главных активов команды и залог успешного будущего коллектива.
Не зря «Уильямс» принял решение о переходе на моторы «Мерседес» – альянс с «Рено», хоть и навевал приятные ностальгические воспоминания, на деле никаких ощутимых результатов команде не принес. Сотрудничество с французскими мотористами себя, увы, не оправдало, зато с «Мерседесом» конюшня, похоже, попала в десятку. Немецкие силовые установки в этом сезоне вне конкуренции – это касается как общей мощности, так и расхода топлива, и именно это во многом помогает «Уильямсу» быть на высоте на автодромах, где от двигателя зависит многое. Резкий взлет команды со дна в ряды лидеров стал возможен во многом благодаря правильному выбору моторов.
2. «Уильямс» не реализовал массу возможностей добиться высоких результатов
Однако хорошая машина еще не является гарантом сильных результатов – и «Уильямс» нынешнего года тому яркое подтверждение. На многих трассах было заметно, что конюшня из Гроува по темпу является лучшей после «Мерседеса» – однако конвертировать это преимущество в высокие результаты удавалось не так часто, как хотелось бы поклонникам прославленной команды.
Нужно признать – сильнее «Уильямса» не везет в этом сезоне никому. Из-за глупейших аварий и инцидентов команда лишилась прорвы очков – Фелипе Масса, к примеру, вынужден был сходить трижды на первом же круге Гран-при исключительно из-за неаккуратных действий своих соперников. Однако в ряде случаев команда может винить только себя – заминки на пит-стопах, ошибки в квалификациях и некоторые провальные тактические решения, испортившие Массе и Боттасу не одну гонку полностью на совести коллектива. Пока в «Уильямсе» столь часто допускают не вынужденные ошибки – коллектив нельзя отнести к топ-командам, каким бы быстрым болидом не располагали в Гроуве.
3. Впервые за долгое время команда может завершить сезон в тройке лидеров
Если подопечным сэра Фрэнка удастся удерживать высокий уровень развития машины и не провалиться, внедряя в болид обновления – «Уильямс» вполне может замахнуться на самую высокую позицию в Кубке Конструкторов с 2003 года. FW36 особенно быстра на скоростных трассах, коих в календаре сезона-2014 впереди немало, а проблемным обещает стать разве что Гран-при Сингапура. Быть может, лимит невезения на этот сезон коллектив уже выбрал – ну, в самом деле, сколько же можно из гонки в гонку не брать свое, раздаривая конкурентам очки?
Отставание от «Феррари» мизерно и даже «Ред Булл» не выглядит недосягаемым – у британской команды есть все шансы попасть в тройку сильнейших по итога сезона. А высокое место в Кубке Конструкторов означает большие призовые, которые так нужны не самой богатой частной команде. Есть все основания полагать, что будущее у «Уильямса» действительно яркое, и кошмаров образца сезонов 2011 и 2013 в ближайшие годы не повторится – столь титулованной команде куда больше подобает место среди лидеров «Формулы-1».
Оценка техническому штабу 9/10
Технический штаб под руководством Пэта Симмондза потрудился на славу – FW36, без сомнения, один из лучших болидов нынешнего сезона, при этом построен он был при отнюдь не самых больших тратах по сравнению с соперниками. Конечно, во многом своему успеху «Уильямс» обязан силовым установкам, которые любезно поставляет «Мерседес» – однако ее нужно еще успешно интегрировать в болид. Кроме того, без успешного шасси и хорошего аэродинамического пакета успех невозможен даже с немецкими моторами, посмотрите на мытарства «Макларена» и спад по ходу сезона «Форс-Индии». FW36 быстр практически на всех типах трасс и его ахиллесовой пятой выглядят разве что медленные повороты, где машине немного не хватает прижимной силы. В новую эру «Формулы-1» команде удалось войти куда лучше многих конкурентов.
Оценки гонщикам
Валттери Боттас 8/10
Финн обрел уверенность в себе и отлично приноровился к FW36, прогрессируя от гонки к гонке и в итоге начал приносить команде подиумы. Боттас хорошо обращается с резиной, здорово обгоняет соперников и в целом смотрится сильнее опытного Массы, делая серьезную заявку на лидерство в коллективе. Кроме того, Валттери очень спокоен на трассе и ему успешно удается избегать разного рода неприятных инцидентов, в отличие от партнера. Возможно, прямо у нас на глазах происходит рождение нового топ-пилота – если Боттас сможет добиваться таких результатов на регулярной основе и дальше, подобное признание не за горами.
Фелипе Масса 6/10
Масса, быть может, пока находится в тени напарника, однако более чем двукратный перевес Боттаса в очках не должен вводить в заблуждение – остается только догадываться, сколько зачетных баллов могло быть на счету Фелипе, если бы удача столь часто не поворачивалась к нему спиной. Вместе с тем нельзя не отметить, что старые проблемы бразильца никуда не делись и явно мешают ему успешно бороться с Боттасом – это касается как скорости на одном быстром круге, так и работы с резиной и решительностью на трассе. В плюс бразильцу можно отнести тот факт, что Фелипе явно больше не позволит вытирать о себя ноги, как это было в «Феррари» – его отказ пропустить чуть более быстрого напарника в Малайзии говорит о решительном настрое Массы.
Лучшая гонка – Гран-при Австрии
После великолепной квалификации, где обе машины «Уильямса», как в старые добрые времена ушли в бой с первого ряда, Боттасу и Массе не удалось сдержать позади «Мерседесы», но тем не менее команда добилась впечатляющего результата. Валттери добыл для «Уильямса» первый подиум в сезоне, большую часть гонки ведя реальную борьбу с Хэмилтоном и Росбергом, а Масса финишировал вслед за финном на четвертой позиции – прекрасный результат для коллектива из Гроува.
Худшая гонка – Гран-при Канады
Проблемы лидеров сезона из «Мерседеса» вкупе с подходящими «Уильямсу» характеристиками монреальской трассы давали великолепный шанс британской конюшне, который она не сумела реализовать во многом из-за неудачной стратегии. Если бы не неверное решение командного мостика, Масса, возможно, мог бы претендовать даже на победу. А получилось в итоге совсем грустно – гнавшийся за подиумом Фелипе в итоге лишился всего, пав жертвой неаккуратного пилотажа Серхио Переса, который отправил бразильца в стену на последнем круге гонки. Тактические ошибки стоили многого и Боттасу – финн мог рассчитывать на куда большее, нежели седьмое место.
Риторический вопрос
Когда сплав из хороших пилотов и конкурентоспособной машины станет по-настоящему напоминать прежний «Уильямс»?
Слова
Пэт Симмондз о «Уильямсе» во время его прихода: «Когда я только перешел в «Уильямс», то в первое время просто наблюдал за работой команды со стороны. Я чувствовал, что команде царит паника. Ребята считали, что все будет нормально, если они просто установят на болид как можно больше новинок. Хотя вполне очевидно, что это не сработало».
Клэр Уильямс о вере в команду: «Если не верить в свой успех, то тогда зачем вообще все это нужно? Мы на каждую гонку выходим с настроем на победу. Кроме того, наша команда уже доказывала, что способна побеждать, имея меньшие бюджеты. Так что я действительно верю в нашу победу».
3 вещи, на которые нужно обратить внимание
1. Перестройка идет полным ходом
Очередное невыразительное начало сезона заставило Скудерию принять решительные меры. Приход на пост руководителя неопытного Марко Маттиаччи по-прежнему многими воспринимается со скепсисом, но первые реформы итальянца определенно заслуживают внимания.
Пэт Фрай не без оснований утратил былые полномочия, и теперь весь технический отдел практически единолично возглавляет Джеймс Эллисон. Отдел моторостроения также подвергся «чистке кадров». Лука Марморини был объявлен виновным в провале разработки силовой установки «Феррари» и отправлен в отставку, на место главного конструктора двигателей пригласили Лоренцо Сасси. Не так давно несколько специалистов из «Мерседеса» и «Ред Булл» перебрались в Маранелло, причем из Штутгарта переманили инженеров, работавших над созданием лучшего мотора «Формулы-1». Маттиаччи «режет по живому», но, возможно, именно этого и не хватало «Феррари» в последние годы. Создается впечатление, что у успешного предпринимателя есть план по выведению команды из кризиса, и это не может не радовать.
2. «Дрим-тим» не работает
Возвращение Кими Райкконена в Скудерию первоначально предполагало одни плюсы как для пилота, так и для конюшни. Финн уходил из стремительно беднеющего «Лотуса» в команду, где завоевал титул и надеялся заполучить еще один. В «Феррари» наконец-то могли всерьез претендовать на кубок конструкторов и оказать давление на изрядно понаглевшего Фернандо Алонсо.
Увы, реальность оказалась куда прозаичнее. О борьбе за трофеи в Маранелло даже не заикаются, а новый регламент не пришелся по душе Райкконену. Поговаривают, что одна из основных заморочек Кими — передняя подвеска F14T, основанная на тягах, в то время как финн предпочитает систему толкателей, на которой он выступал последние два сезона в составе «Лотуса».
Джеймс Эллисон, скорее всего, исправит это досадное неразумение уже в следующем году, но вопрос в том, сохранит ли Райкконен место в команде к тому времени? Жюль Бьянки прогрессирует семимильными шагами, Скудерия не спускает глаз с Нико Хюлькенберга и посматривает в сторону Валттери Боттаса.
3. «Феррари» может вылететь из призовой тройки
Впервые за долгое время «Феррари» может остаться не только без победы в гонке, но и без утешительного денежного приза за третье место. Скудерия безнадежно далека от «Мерседеса», отстает от «Ред Булл» и теперь уступает в скорости «Уильямсу». Лишь исключительное невезение Фелипе Массы — причина того, что британская команда не опережает дружину Ди Монтеземоло в кубке конструкторов. Подлили масла в огонь и итальянские журналисты: по их информации, Алонсо имеет право расторгнуть контракт с командой, если «Феррари» по итогам года финиширует ниже третьего места. Чем не мотивация опередить коллектив Фрэнка Уильямса?
Оценка техническому штабу: 4/10
Новый мотор принципиально не лучше силового агрегата «Рено», шасси также не блещет скоростью – «Феррари» сейчас с трудом удерживает третье место в КК. Из плюсов F14T можно отметить железобетонную надежность болида — Алонсо остается единственным гонщиком в пелотоне, набиравшим очки во всех гонках сезона. Но и испанцу, и болельщикам Скудерии этого явно мало: при новом регламенте итальянцы имели реальную возможность сбросить «Ред Булл» с трона, но о чемпионском титуле пришлось забыть уже в Бахрейне.
Оценки гонщикам
Фернандо Алонсо: 10/10
Трудно найти уик-энд, где Фернандо мог бы выступить лучше. Испанец выжал все соки из болида, финишировав на подиуме в Китае и Венгрии, и добился максимума возможного в остальных гонках. А когда лидеры оказывались недосягаемыми, Алонсо не сдавался и радовал болельщиков бескомпромиссной и красивой борьбой с другими пилотами. 33-летний гонщик вновь доказывает, почему «Феррари» делает на него ставку: даже в критических условиях Фернандо остается одним из лучших.
Кими Райкконен: 5/10
С Кими что-то не так: и в квалификациях, и в гонках напарник учинил ему тотальный разгром. Безусловно, часть возникших сложностей можно списать на недопонимание финна со своенравной F14T, но не пристало гонщику высокого уровня допускать такие ошибки, как в Монако и Сильверстоуне. Райкконен всячески отрицает проблемы с мотивацией, попутно рассуждая о готовности закончить карьеру уже в скором времени. Как ни прискорбно это звучит, но, по всей видимости, лучшие годы 34-летнего пилота позади.
Лучшая гонка: Гран-при Венгрии
На последнем этапе «Формулы-1» перед перерывом «Феррари» добилась максимума возможного: Алонсо за счет рискованной тактики прорвался на вторую позицию, а Райкконен провел первую по-настоящему цельную гонку, финишировав шестым. В сумме пилоты набрали 26 очков — лучший результат Скудерии на сегодняшний день.
Худшая гонка: Гран-при Бахрейна
В Сахире пилоты «Феррари» пережили настоящий кошмар: неплохая квалификация обернулась ужасающей гонкой. Двигатель терял мощность буквально на каждом круге, и на длинных прямых Алонсо и Райкконена объезжали даже закоренелые середняки пелотона. Испанец и финн на двоих набрали жалких 3 очка, замкнув первую десятку финишировавших. Кстати, именно после провала в Бахрейне был низложен Стефано Доменикали.
Риторический вопрос
Доколе, Кими?
Слова
«Я выступаю в «Формуле-1» в течение 14 лет и слышал за это время много планов. В июле и августе команда сильна, в ноябре – еще сильнее, а к январю и вовсе должна доминировать. Но только в феврале все факты ложатся на стол» – Фернандо Алонсо скептически оценивает амбициозные планы Скудерии на 2015 год.
«Любой пилот, кроме Льюиса Хэмильтона и Нико Росберга, кто говорит, что может стать чемпионом, врет» – Алонсо о шансах на титул в сезоне-2014.
«Формула-1» потерял прежний шарм, нужно срочно принять меры. Новые правила слишком сложны, гонщики превратились в таксистов» – Лука ли Монтедземоло опять недоволен регламентом, который не дает Скудерии выигрывать гонки.
Итоги первой половины сезона «Формулы-1». «Торо Россо», «Лотус», «Макларен»
Fotobank/Getty Images/Mathias Kniepeiss, Mark Thompson, Drew Gibson
как человек, он, может, не образец добродетелей, но реально тащит феров который год.
надеюсь, никуда не уйдет, а феры таки построят болид, достойный лучшего гонщика пелетона.
вилы - молодцы, удачный сезон
форс индия - честно говоря, после начала сезона ожидал немного большего, чета подсдулись они.
_____________________________________________________________________
Да ? А по мне так довольно высоко запрыгнули...
Автор призовые выплаты получают все команды кроме последней,а не первые три.
"Лучшая гонка – Гран-при Канады" - это да, а вот "На этапы в Монако, Канаде и Австрии больших обновлений не было запланировано вообще." - однозначно нет.
Именно в Канаде был массивный апгрейд. А потом - в Великобритании и в Германии. Оценку тех. штабу надо бы подтянуть на балл-другой..
Серхио Перес – 6/10...
Перец - временами тот ещё фрукт, но выбыл из салата имени Брюса МакЛарена не только потому что "нестабилен, вспыльчив и заносчив, и допускает глупые ошибки", но и потому, что предоставляет не самую "острую" обратную связь инженерам. Отчасти на нем лежит ответственность за начавшийся спад.
гораздо лучше запомнился их отличный старт в этом сезоне, чем сдержанный оптимизм до нее.
соответственно, сравниваю не результат в целом (действительно, очень высокий), а сравниваю взвет в начале и потом бреющий полет без явных подъемов.
потому и ожидал большего)