«Семь лет назад умерла моя жена. На следующий день планета продолжала крутиться». Благодаря кому «Миннесота» идет 5-0
Он ждал своего шанса намного дольше других, но зато оказался к нему готов. Характер и образ главного тренера «Вайкингс» Майка Зиммера – в комментариях его коллег из НФЛ.
Игроки НФЛ открыты для публики как никогда. Благодаря социальным сетям на виду их частная жизнь, а их рабочие дни доступны во всем их разнообразии каждое воскресенье посредством системы Game Pass.
В то же время 32 главных тренера держатся в тени. Они запираются в офисах по всей Америке в надежде скрыть от посторонних глаз свои планы, касающиеся следующего оппонента.
Мы знаем о них очень мало, и как раз этого они и добиваются. Но есть одна тема, на которую любой тренер готов рассуждать со страстью и интересом – их коллеги по цеху.
Кто же лучше знает всю подноготную жизни футбольного тренера: жертвы, поражения, боль, гордость, кайф и одержимость?
И когда речь заходит о высказывании лестных слов в адрес коллеги, я не знаю никого, кто был бы так обожаем в профессии, как Майк Зиммер, авторитетный лидер «Миннесоты». Зим получил свою нынешнюю роль уже в очень зрелом возрасте, но довольно быстро воспользовался своим шансом и превратил уязвимый состав 2014 года в крепко сбитый коллектив с доминирующей защитой, сбалансированным нападением и – на момент публикации текста – с идеальным результатом.
* * *
Зиммер долго ждал возможности занять роль главного тренера, как и Брюс Эриенс в «Аризоне», и это подчеркивает серьезную проблему в НФЛ: двум ярчайшим представителям футбола раз за разом отказывали ради молодых, распиаренных координаторов, которых смыло волной неудач за пару сезонов, и процесс подбора кандидатов начинался заново.
Зиммера, которого неоднократно прокатывали с должностью главного тренера, его коллеги на этой неделе описывали мне как человека, который всегда знал, чем он хочет заниматься. На Земле полным-полно инженеров, маляров, налоговиков, бездомных, математиков, кинозвезд и безымянных душ, слоняющихся из города в город.
Зиммер не хотел быть кем-то из них. Он хотел быть в футболе.
Фото: Steve Mitchell-USA TODAY Sports
«Майк поставил перед собой цель стать тренером в Национальной футбольной лиге. И ради этого он отказался от предложения возглавить команду университета Небраски в 2004-м. Остался ассистентом тренера в «Каубойс». Немногие способны на такой поступок», – рассказал бывший вице-президент «Далласа» по персоналу Гил Брандт.
К 2004 году, правда, Зиммер уже имел послужной список в мире студенческого футбола, ведь свою тренерскую карьеру он начал ассистентом по защите в университете Миссури в 1979-м. Оттуда он переезжал по всей стране, соглашаясь на должности от Огдена, штат Юта, до университета Вашингтон Стэйт. В 1994 году он, наконец, попал в НФЛ, став тренером ди-бэков в «Каубойс».
За два десятилетия в роли ассистента в мире НФЛ Зиммер мог накопить немало желчи и злости по поводу того, что куда менее именитые специалисты обходили его в списке кандидатов на важнейшие вакансии. Свой список, состоящий из куда менее достойных фамилий, но получивших свой шанс, он мог составить задолго до того, как возглавил «Вайкингс» в возрасте 57 лет. Его горечь можно было бы понять, но друзья Зиммера знают, что он вылеплен из другого теста.
«Я считаю, что для него назначение стало чем-то особенным, поскольку он всегда хотел быть главным тренером и, наконец, получил эту возможность. Опыт – великий учитель. Чем больше у тебя опыта – а он провел в лиге много лет – тем лучше, и его карьера в роли ассистента дала ему многое. Другие получают свой шанс намного раньше, но он получил его сейчас и был к нему хорошо готов», – сказал тренер Зала славы Билл Парселлс.
* * *
Сын Билла Зиммера, игрока НФЛ и позже тренера школьной команды, Майк с ранних лет понял, что в его венах течет футбольная кровь. Многих подрывает на тренерском пути отсутствие должного темперамента, но Зиммер шаг за шагом выстроил себя и свой характер.
«Он тренер-ветеран. И его отец был тренером, так что он всегда жил тренерской жизнью. Он готов ко всем взлетам и падениям, которые предполагает эта работа, и готов к похвалам и критике со стороны. Он готов ко всему», – сказал Парселлс.
Тедди Бриджуотер и Майк Зиммер. Фото: AP Photo/Ann Heisenfelt
Например, к тому, что его молодой талантливый квотербек Тедди Бриджуотер упал на землю с порванными крестообразными связками колена за считанные дни до старта регулярного сезона. Травма была настолько страшной, что другие игроки «Вайкингс» в ужасе покинули тренировочное поле.
К тому, что стартовый линейный Мэтт Калил выбыл на весь сезон после того, как травмировал бедро. И к тому, что будущий член Зала славы бегущий Адриан Питерсон испарился из состава команды, порвав мениск в правом колене. Все это складывалось в одну огромную сочную отмазку для проваленного сезона «Миннесоты».
Но Зиммер не позволил своей команде поддаться на искушение.
«Никто нас жалеть не будет. Никто не будет плакать. И мне тоже не будет нас жаль. Я не позволю команде жалеть себя», – объявил Зиммер после того, как стало известно о травме Бриджуотера.
Было видно, что потеря основного квотербека потрясла Зиммера, но, успокоившись, он предпринял два главных для себя шага: позвонил старому другу Парселлу за хорошим советом, а затем мысленно «пообщался» с покойным отцом Биллом.
Встретившись с клубными журналистами и телевидением, Зиммер уже говорил твердо и уверенно, такую страсть не приходится видеть во время стандартных будничных пресс-конференций.
«Слушайте, семь лет назад умерла моя жена. Это был тяжелый день. На следующий день вышло солнце, а наша планета продолжала крутиться, люди вышли на работу. Так же поступим и мы», – сказал Зиммер.
Кто мог предсказать, что будет дальше? Отказываясь начинать перспективный сезон без квотербека, «Вайкингс» поскребли по сусекам и отдали право выбора в 1 и 4 раундах драфта «Филадельфии» за Сэма Брэдфорда, который считался списанным со счетов разыгрывающим с богатой историей травм, выбранным под общим первым номером на драфте 2010 года «Сент-Луисом».
Зиммера и «Викингов» сильно критиковали в момент совершения сделки, но она еще раз доказала, что мы знаем о футболе: ничегошеньки.
Брэдфорд начал играть в наилучший футбол в своей жизни, стал выполнять агрессивные броски вглубь поля, демонстрировать игровую взаимосвязь с партнерами по команде и заставил нападение Норва Тернера сбалансированно работать в отсутствие Адриана Питерсона.
«Брэдфорд – такой парень, он здорово играет в гольф, он был классным баскетболистом в школе, он отличный человек. Мало кто решился бы на такой обмен, но я думаю, Майк понимал, что он может получить от Брэдфорда и был готов пойти на риск. Надо отдать ему должное, ведь он был уверен, что у него в руках команда, способная побеждать. Почему бы не поставить на нее все деньги сегодня, образно говоря, заняв определенную сумму у своего будущего?», – сказал Брандт.
Брандт указал на «гибкость» в характере Зиммера, которая позволила совершить обмен Брэдфорда. Генеральный менеджер Рик Спилмэн признал, что обмен был «уникальным» и его могло бы не случиться без «особого мнения» со стороны ассистента «Вайкс» Пэта Шурмура, бывшего тренера «Рэмс», под руководством которого Брэдфорд в 2010 год получил титул лучшего новичка в нападении.
Далеко не каждый главный тренер смог бы довериться с настолько важным решением списанному из другого клуба ассистенту, но знающие Зиммера люди говорят, что он далек от слепого желания быть главным во всем.
Майк Зиммер и Билл Парселлс во время работы в «Далласе». Фото: AP Photo/Amy Conn-Gutierrez
«Он очень прямой, честный, рубящий правду-матку человек. Думаю, что со временем игроки начинают в нем это ценить и уважать», – сказал Парселлс, который исполнял роль учителя Зиммера со времен их совместной работы в «Далласе» с 2003-го по 2006-й год.
Нынешний главный тренер «Браунс» Хью Джексон также давний друг и коллега Зиммера, работавший под его руководством в роли ассистента по ди-бэкам в «Цинциннати» в 2012 году. В следующем году Джексон вернулся тренировать в нападение, но влияние Зиммера оставило свой след.
«Думаю, что украл у него все. За время, которое я провел в его тренерском штабе по защите, я понял, что надо оставаться верным себе. Если у тебя есть план и четкое представление о том, чего ты хочешь и кем являешься, то придерживайся их. Не надо стараться быть кем-то, кем ты не являешься», – сказал Джексон.
«Браунс» под руководством Джексона идут с результатом 0-6 на старте сложного сезона, и этот поворот событий говорит нам о Зиммере кое-что еще.
«Мы с Зимом обмениваемся сообщениями каждую неделю. Он часто поддерживает меня в этом году. Он один из тех, на кого я могу положиться, и я это очень ценю. Он здорово выполняет свою работу. Я горжусь тем, что у него получается.
Рад, что мы в этом году с ними не играем. Уж я-то знаю, как выглядит и играет команда тренера Майка Зиммера», – пошутил Джексон.
* * *
И если НФЛ слишком долго ждала, прежде чем дать Зиммеру шанс, то его коллеги рисуют нам картину тренера, который с личными проблемами справляется так же, как он справляется с потерей квотербека или звездного раннинбека.
«Было разочарование, что он не получил работу раньше. Но Зим – самый великодушный человек, которого я знаю», – сказал тренер линии защиты «Вайкингс» Андре Паттерсон.
Он познакомился с Зиммером в 1988 году в университете Уэбер Стэйт. За время совместной работы в Вашингтон Стэйт, в «Далласе» и в «Миннесоте» Паттерсон не увидел в тренере «Викингов» и намека на то, чтобы его испортили слава и власть.
«Я думаю, самое прекрасное в нем – ты что видишь, то и получаешь. В нем нет ничего киношного. Не бывает такого, что перед камерами он один, а за закрытыми дверьми совершенно другой. Он такой, какой есть. Скажет правду вам в глаза. Скажет, как есть, нравится вам это или нет. И он был таким с самого первого дня, как я его знаю», – добавил Паттерсон.
Брандт предложил теорию, почему Зиммер дольше других ждал приглашения на роль главного тренера.
«Дело в том, что у Майка нет здорового эгоизма. Он не из тех, кто говорит: «Я сделал то, я сделал это». Он много раз проходил собеседование и ни разу не получал должность. Но я знаю, как к нему относились в Цинциннати, они считали его своим тайным сокровищем», – сказал Брандт.
По всей лиге Зиммер считается одним из главных учителей в игре. Паттерсон подтвердил это мнение, отметив, что на каждую тренировку он приходит с блеском в глазах и всегда персонально занимается с игроками.
«В начале его карьеры он ловил кайф от того, что пытался быть лучшим тренером, насколько это только возможно. У него была огромная жажда знаний. Он не пытался стать координатором защиты в НФЛ или главным тренером в НФЛ, или даже главным тренером в колледже. Он пытался узнать что-то новое и стать лучшим футбольным тренером и как можно больше задавать специалистам вопросов о технике игры. Почему ваши корнеры так передвигают ноги? Почему они вот так делают руками?», – вспомнил Паттерсон.
В Цинциннати хвалили Зиммера за то, что он превращал новичков в надежных игроков стартового состава, и в «Миннесоте» он продолжил тот же процесс эффективного обучения.
«И хотя у него в составе классные игроки, он продолжает учить их так, как будто они играют за Уэбер Стэйт. Мы пытаемся найти способ улучшить их игру, а это можно сделать только через полировку технических моментов. Вот почему он так щепетильно относится к мелочам. Он никогда не скажет: «Знаете, что? Энтони Барр выдающийся атлет, так что он будет играть просто опираясь на свои физические данные». Нет, он будет заниматься с Энтони Барром так, как будто у того рост 177 сантиметров, вес 92 килограмма и он только что пробежал 40 ярдов за 4.9 секунды в университете Уэбер Стэйт» (на самом деле, рост Барра 196 сантиметров, вес 116 килограмм и это расстояние он преодолевает за 4.4 секунды – Прим. ред.), – сказал Паттерсон.
Фото: AP Photo/Ann Heisenfelt
И все же, разве куда более молодому Адаму Гейзу не проще выстроить контакт с миллионерами, воспитанными в нулевые? Те, кто видели 60-летнего Зиммера в работе, говорят, что нет.
«У него отличные отношения с игроками. Он как Билл Парселлс. Он знает, как правильно их задеть и как затем подбодрить. «Сахарку дать» – так они это называют», – отметил Брандт.
«Он очень откровенный человек. Он не будет юлить, и я думаю, что все профессиональные игроки хотят знать правду и понимать, в чем они хороши, а в чем нет. А если есть человек, который будет честен с вами и скажет, в чем вам надо прибавить, чтобы стать лучше – вы будете его уважать. И захотите играть за него», – сказал Джексон.
У Паттерсона нет сомнений в том, что Зиммер может зажечь в лиге в роли тренера, и возраст тут не играет никакой роли.
«Это очень простой вопрос. С Зимом все делится на черное и белое. Полутонов нет. Все в этом здании от менеджера по экипировке до тренера чего угодно понимают, что хочет тренер Зиммер и что он думает. Он прямо скажет вам, как обстоит дело, чего конкретно он хочет и как можно что-то сделать лучше. И каждый игрок в раздевалке понимает, что он из себя представляет в хорошем или плохом смысле. Я думаю, именно поэтому игроки ценят его, играют за него на полную катушку и уважают его», – сказал Паттерсон.
* * *
«Вайкингс» не пройдут сезон без поражений. Будут сложные моменты, неудачные розыгрыши и новые травмы. Неприятные повороты судьбы, топившие более слабые команды, попробуют на зуб и «Миннесоту», но болельщики «Викингов» могут оставаться спокойны: режим Зиммера встречает плохие вести хладнокровно и преодолевает их, двигаясь все дальше к цели, к которой команда до прихода Зиммера так давно не приближалась.
Вряд ли у кого-то получается проработать два десятилетия в НФЛ, не нажив себе врагов, но Зиммер может быть редчайшим исключением. Его товарищи из тренерского цеха начинают хвалить его работу и умение учить других, но рано или поздно переходят к персоне самого специалиста.
«Я знаю его так давно. Он очень умный, очень верный парень. Он не возвышает себя над другими. Иногда задаешься вопросом, как он вообще находит время для того, чтобы везде успеть. Мне кажется, что как человек, он очень сильно заботится о чувствах других людей. Не знаю, как еще это описать, он просто очень хороший футбольный тренер и очень хороший человек», – сказал Брандт.
И добавил: «Я болею за него всей душой».
Оригинал материала на официальном сайте НФЛ
Другие материалы на сайте:
First & Goal разбирается, почему смелые прогнозы в отношении одного из главных фаворитов сезона в НФЛ совсем не оправдываются.
.
Вспоминаем игроков, которые получили денег куда больше, чем заслужили.
.
First & Goal рассказывает историю Джейсона Сихорна, который вот уже 14 лет владеет уникальным в своем роде достижением.
.
Простыми словами про американский футбол – о переезде «Рэйдерс» в Лас-Вегас, о классических построениях в тылу нападения, о борьбе Беличика с планшетами и о том, что смотреть на выходных.
.
Самый ценный игрок сезона ЛАФ по версии First & Goal, ди-энд и менеджер московских «Спартанцев» в большом интервью рассказал о причинах поражения в финале, своем борцовском прошлом, поездке на автобусе в Севастополь, сходстве «Спартанцев с «Литвинами» и шансах легионеров оказаться в его команде.