3 мин.

Как отчет «Кубани» доказал минусы русского футбольного бизнеса

Открытый финансовый отчет «Кубани» за 2013 год – отличная возможность проследить за тем, как на самом деле устроен российский футбольный бизнес. Полноценная отчетность дает представление не просто об основных показателях (прибыль – убыток), а обо всей структуре доходов.

Сильнее всего здесь интересуют главные статьи – доходы от проведения домашних матчей, продажи медиаправ и коммерческой деятельности, которые ярче всего подчеркивают состояние внутреннего рынка. Сравнивать непосредственно финансовые показатели особого смысла нет, потому что наши клубы, участвующие в еврокубках, все равно уступают и представителям топовых лиг, и даже клубам из Турции.

Например, в среднем европейские клубы, участвующие в еврокубках, получают от продажи ТВ-прав на внутреннем рынке 25 процентов от всех своих доходов. Доля доходов «Кубани» по этой статье – 4,7 процента.

От продажи билетов участники еврокубков получают 20 процентов доходов, а «Кубани» – страшно даже сказать – всего 2,2 процента. Почему этот показатель выглядит странно и даже подозрительно, рассказывается здесь.

На уровне европейских клубов «Кубань» сработала только в плане спонсорских соглашений – контракты с генеральным спонсором (140 млн рублей) и производителем формы (502 млн от adidas) принесли ей 26 процентов доходов. Средний европейский показатель – 24 процента.

(Здесь отражены основные статьи доходов, поэтому и нет 100-процентной суммы).

ТВ-права

Трансляции матчей в чемпионате России и Кубке страны принесли «Кубани» всего 115 миллионов рублей (по нынешнему курсу – меньше 2,5 млн евро).

По европейским меркам это просто смешные деньги, но, в принципе, всем пора привыкнуть: Россия не входит даже в топ-10 стран с самыми весомыми долями доходов от продажи медиаправ.

Доля «Кубани» от продажи ТВ-прав – 4,7 процента – смотрится еще более жалкой, когда рядом есть конкретные показатели клубов из Deloitte Football Money League.

Доходы от проведения матчей

«Кубань», крайне успешная в 2013 году, привлекавшая зрителей на трибуны, заработала благодаря продаже билетов только 55 миллионов рублей. Если отбросить в сторону все сомнения и довериться отчетности, то получается, что «Кубань» так и не смогла полноценно монетизировать самый успешный сезон в чемпионате России.

Эти 55 миллионов рублей смогли бы покрыть разве что затраты «Кубани» на услуги агентов (54,5 млн рублей), тогда как европейские клубы благодаря болельщикам обеспечивают свою жизнедеятельность.

Краснодарскому клубу позволяют не пропадать выплаты от учредителей – 526 миллионов рублей (почти 21,5 процента от всех доходов). Только такая бизнес-модель – прямое вливание денег от владельца – и закрывает внешние недостатки рынка.

Конечно, некоторые российские клубы учатся зарабатывать благодаря множеству коммерческих контрактов и работе с болельщиками (особенно успешен в этом «Зенит»), но до использования новых стадионов ожидать роста до серьезного европейского уровня трудно. А пока остается только с грустью смотреть на неутешительные показатели из таблиц.