6 мин.

Пожар «Москвы»

Конечно, клуб довольно странный. Болельщиков у него мало, и вообще его чаще всего приводят в качестве примера клуба, существующего почти бессмысленно. Это же очень популярный, часто задаваемый вопрос – когда вот ко мне, допустим, в конфу пишут особенно умные в собственных глазах люди и говорят, что футбол любят по всей России, а команды множатся только в Москве. Вот, например, «Москва» – кому она нужна? А занимает, типа, чужое место. На самом деле дело обстоит вот как. Премьер-лига – это такое место, где играют лучшие клубы страны. Страна у нас большая, футбол много где любят, а возможности существования клуба премьер-лиги со всеми его расходами, трансферами да и чего там говорить – понтами существуют далеко не повсеместно. И на самом деле, самом самейшем из самых, пути в премьер-лигу существует два. Либо клуб, страшно популярный где-то, ищет в себя инвестиций и становится амбициозным проектом на уровне ПЛ. Без инвестиций это невозможно, потому что клуб из города Мамадыш (почему бы в этом маленьком городе не вообразить для примера самую большую пропорционально аудиторию игры в футбол) не может на внимании мамадышан заработать столько, чтобы окупить траты на содержание клуба ПЛ. А если мы предположим, что есть некий баснословно богатый человек, происходящий из Мамадыша, – трудно себе представить, чтобы он тратил немеряно денег на команду, за которой сам он следить не в состоянии, потому что баснословно богатые люди в Мамадыше не живут. Там им нечего просто делать – ни развлечься, ни путешествовать по бизнесу, ни принимать гостей, ни детей учиться устроить.

Значит, тут два пути. Либо клуб из места, где есть интерес к футболу, поднимается степ бай степ и постепенно собирает ресурсы и инвестиции для дальнейшего прогресса. Либо клуб из места, где инвестиции найти полегче, постепенно, степ же бай степ, создает себе аудиторию. Пример первого рода – «Амкар». Отчасти – «Крылья», вот только сейчас они вовсе не в том положении, чтобы служить примером. Во всяком случае – для подражания. Пример второго рода – «Москва». И больше ничего. Для футбола в равной степени нужны как живые деньги, так и публика, способная обеспечить своим интересом эти деньги стратегически. Старт-ап – либо одно, либо другое в поисках либо другого, либо первого. «Москва» на самом деле ничем не хуже «Амкара». Просто идут они с разных сторон. И очень характерно, что параллельно встают под сомнение дальнейшего существования как обремененные долгами «Крылья», обладающие аудиторией, так и не обладающие оной, зато лишенные долгов москвичи. А злословить тоже можно симметрично. Про «Москву» можно сказать: нечего делать тут искусственному клубу без болельщиков! Про «Крылья» – катитесь вы колбаской со своими болельщиками, если не в состоянии поставить дело на соразмерно широкую ногу! И самое интересное, что покамест футбол у нас в стране от самоокупаемости, от нормального ведения хозяйства, далек почти повсеместно, и то, и другое замечание – просто фигура речи. Баланса пока не достиг никто. Вообще. Теперь о собственно «Москве». Когда-то мы с коллегой Фёдоровым, отдыхая после работы над очередным выпуском ФК (который до года примерно 97го делали, по сути, вдвоем), пришли к такой вот фразе: Первый канал всегда был и всегда будет, независимо от того, кто на нем работает; соответственно нет этих людей – придут другие, и отношение к людям как к преходящему. А мы работаем на молодом канале, НТВ, который создан конкретными людьми и без них, по крайней мере в данный момент, канал немыслим. Поэтому людей берегут. Как любая максима, она оказалась однобокой, но во многом верной. Когда я размышляю о «Москве», команде, которая приглашала детей с мамами на стадион, меняла имена (аж три штуки) и готова была к тому, чтоб менять города и адреса, – я понимаю, что это проект в куда большей степени людской, чем «Спартак», например, или ЦСКА, если брать в перспективе лет 10. Не придирайтесь к словам и поймите меня правильно. Для меня «Москва» – это, например, Макс Мотин, который начинал в этом клубе 19-летним пресс-атташе, а сейчас он проработал в нем уже 7 лет и давно не занимается исключительно пресс-атташизмом. Я не уверен, что помню, как сейчас называется его должность, но суть в том, что вот он совершенно точно положил на существование этого клуба всю свою сознательную жизнь. Учитывая, что не он привлекает инвестиции, а исключительно это является проблемой дальнейшего существования – вы понимаете, что он знает свое дело. Макс сумел создать вокруг клуба атмосферу абсолютного благоприятствования. Он многому научился. Когда из клуба ушёл Белоус, пригласивший его, разумеется, не разглядев в нем что-то значительное, а просто не желая иметь дело с людьми, обладающими опытом, наступила смута, и мы много переписывались с Максом, и я ему говорил – просто держись и жди, когда все кончится, хлопнуть дверью ты успеешь, а вот кому клуб нужнее, чем тебе?

Такие люди были, есть и будут. Но Максу же все равно, потому что он ни с кем не соревнуется. Он делает свое дело. Он остается перспективным футбольным функционером. И он сражается за свой клуб – как может. Вот почитайте запись в его ЖЖ – она зовет задуматься. Просто я давно знаю Макса лично и могу судить о его росте и профессионализме, а в любом новом проекте таких людей немало. «Москва», которую каждый шпыняет за то, что она вроде как никому не надобна, прибавляет в аудитории каждый год. «Москва» в самый сложный год, когда финансирование было уже обрезано, показала очень приличный результат и достойную игру – я прошлый имею в виду. Опыт «Москвы» в том, как беречь финансы инвестора, можно изучать далеко за пределами России. Я не думаю, что профессиональный, но не популярный футбольный клуб меньше нужен национальному футболу, чем популярный, но бездарно управляемый. А что аудитории меньше, чем у кого-то – так это нормально. Аудитория и не должна возникать по щелчку пальцев – мы в Интернете это тоже хорошо знаем. Аудитория – это следствие долгой, во многом нудной работы. В инет-деле тоже легко установить баннерообмен с каким-нибудь порнотраффиком, и вот ты уже взлетаешь. Но придет время, и твой рекламодатель захочет проверить – а кто твои читатели, а насколько они реально потребители товаров и услуг. И узнает ведь. У «Москвы» аудитория будет. Потому, что она правильно работала в этом отношении. Она осваивала район – а любой менеджер из футбольного клуба в большом городе Европы скажет вам, что это самый правильный путь. А сейчас у «Москвы» есть люди, которые за нее бьются, и не сдаются. Их немного и их силы здорово ограничены, но они профессионалы, а если не вполне – то очень любят свой клуб и связывают с ним свое будущее. Я придерживаюсь той точки зрения, что профессионалы на данном этапе развития футбола в стране важнее, чем сиюминутные показатели по публике. Будут профи – придут люди. Самый яркий пример – московская ночь после победы над Голландией. К гибнущему ФК пример отношения не имеет. Он имеет отношение к принципу. Держись, Макс! Ва.

P.S. Первые две буквы моего имени в сочетании с мотинским прошу считать подписью.

P.P.S. Валерий Георгиевич, зная ваши связи в области СМИ, ваши контакты в крупном бизнесе и вашу (саму по себе похвальную) заинтересованность в успехах «Алании», а также памятуя, что долгое время вы держали на рабочем столе (может, и сейчас?) статуэтку Буонапарте, – перед пожеланием удач напомню Вам Пушкина.

...Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Реклама 18+

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

P.P.P.S. Господа, милсти прошу с вопросами в конференцию.