12 мин.

WNF12: Легкий способ выучить румынский

Главная трудность для румына в Америке заключается в румынском языке. Глагол «делать» во многих его формах по-румынски звучит так же, как самое распространенное английское ругательство – «фак». Так что разговор двух вполне респектабельных на вид румын для американца будет звучать как непрерывная череда матюков.

В минувший понедельник я и несколько моих коллег по работе, все выходцы из разных стран Европы и Азии, сидели в кафетерии за ланчем и травили байки о приключениях иностранцев в Штатах. Когда я услышал то, что рассказал мой сосед по офису о своем родном языке, меня буквально озарило: всю вторую половину последнего воскресенья я, оказывается, думал именно на румынском! Помните, как там было в «Бриллиантовой руке»? Непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений.

Поводом для этого стала совершено безумная игра в Грин-Бее, закончившаяся ничьей между Packers и Vikings. Об этом, а также о некоторых других интересных событиях, в очередном выпуске «Футбола в Среду Вечером».

* * * * * * * * * *

Год назад я уже вспоминал тренера Эдди Эрделатца, вписавшего свое имя в историю футбола исчерпывающей формулировкой ощущений от ничьи – «Все равно, что целовать сестру». Тогда целоваться с родственниками пришлось болельщикам «Сент-Луиса» и «Сан-Франциско», в последнее воскресенье всю прелесть этого процесса ощутили фанаты «Грин-Бея» и «Миннесоты».

Я ожидал от этой игры всего, что угодно. Того, что «Минни» неожиданно выиграет у «Грин-Бея» – бессмысленные победы в концовках отвратительных сезонов, ухудшающие позиции команды на драфте, очень хорошо получаются у тренера Фрейзера. Того, что «Викинги» сольют вчистую сопернику, играющему то ли с третьим, то ли с четвертым куотербеком. Или даже того, что почти было произошло – уверенное начало матча, большая разница в счете в пользу «Миннесоты», а затем безнадежные попытки удержать лидерство играя консервативно, и героическая победа хозяев на последних минутах. Это тоже становится фирменным стилем «Викингов» – не просто проигрывать, а проигрывать катастрофически, давая соперникам заряд уверенности на будущие матчи. Чего я не ожидал, так это ничьей. Ну на кой черт, скажите, сдалась ничья? Поражение было бы логичным исходом – да, защита «Миннесоты» не в состоянии играть даже против Мэтта Флинна, которому не нашлось места ни в «Сиэтле», ни в «Окленде», ни в «Баффало». Победа над принципиальным соперником была бы приятной неожиданностью, единственным светлым моментом омерзительного сезона. Но ничья?

Ничья – это приговор в некомпетентности. Вы не можете даже проиграть нормально, сукины дети. Ничья – это выкинуть и забыть. Невероятный камбэк «Нью-Ингленда в понедельничном матче против «Денвера» будут вспомнить как великий матч великих соперников, не менее впечатляющее возвращение «Грин-Бэя» из мертвых (16 очков подряд в четвертой четверти) сотрется из памяти спустя пару недель.

Ничья – это, в конце концов, вредная половина очка преимущества над другими командами, которым тоже отчаянно будет нужен куотербек на будущем драфте. Пока что «Викинги» четвертые, позади «Хьюстона», «Джексонвиля» и «Атланты». Еще одна шальная победа или ничья – и это уже территория «Вашингтона». А в очереди стоят еще и «Окленд», «Кливленд», и «Джетс». Две трети этих команд тоже нацеливаются на QB будущего, оставшиеся будут не против обменять свое место на драфте. Помним о том, что в «Теннесси», «Сент-Луисе» и «Чикаго» ситуация с куотербеками тоже в полном тумане.

Впрочем, я не верю в том, что «Миннесота» выберет куотербека на драфте. У нас же есть Джош Фримен!

* * * * * * * * *

А выбирать, на самом деле, будет из кого. За последние несколько недель я посмотрел примерно столько же игр студентов, сколько матчей NFL. Пока что мой безусловный фаворит среди проспектов драфта-2014 это Джонни Мэнцил, QB из Texas A&M. Если даже вы никогда вообще не смотрели игры NCAAF, бросьте все, и скачайте какой-нибудь из матчей Мэнцила, например, против Алабамы. Это того стоит, я точно говорю вам. Если когда-нибудь в Википедии появится статья «футбольные инстинкты», иллюстраций к ней будет фото Джонни Футбола. Забудьте про восемь тачдаунов Джино Смита в одном матче в прошлом году ­– это было в конференции Западно-Восточных Всеми Позабытых Гор, и Смит умел и умеет играть только на открытых ресиверах. Забудьте про, я серьезно, Эндрю Лака, его времен в Стэнфорде. Лак, вне всяких сомнений, будущая большая звезда и билет «Индианаполиса» в Супер-Боул. Мэнцил, вполне возможно, загнется где-нибудь в Кливленде или Джексонвилле, или получит травму в первой же предсезонной игре. Но, выбирая между ими двумя, я бы выбрал Мэнцила. Лак – это футбол как система. А Джонни Мэнцил – это сумасшедший, ни с чем не сравнимый, фан от футбола. Помните тот сумасшедший пас выкарабкавшегося из под защитников Илая Мэннинга, ставший визитной карточкой Супер-Боула сезона 2007? Это стиль Мэнцила.

Да, это исключительно мои субъективные ощущения, а вам, наверное, еще нужны факты? Вот факты:

  • Мэнцил играет в команде с одной из самых плохих защит NCAA за последние двадцать лет. Тем не менее Texas A&M имеют только три поражения при восьми победах и вплоть до последней игры против LSU (проигранной) считались одними из фаворитов сезона.

  • Aggies находятся в дивизионе, славящимся самой лучшей защитой – SEC. А SEC – это Алабама и LSU, наладившие оптовые поставки защитников в NFL. Тем не менее Мэнцил третий в NCAA по количеству пасовых тачдаунов (32) и четвертый по пасовому рейтингу.

  • Мэнцил получил приз лучшему футболисту среди студентов («Хайсмен») в прошлом году, с тех пор почти все его статистические показатели улучшились.

Естественно, у Мэнцила выше крыше недостатков. Он мелковат для NFL (но это не мешает Бризу и Уилсону, если что), он любит погулять, он попадал в полицию за мелкие правонарушения, он, судя по некоторым отзывам, вообще задавака и засранец. И неизвестно, что из этого возрастное (парню всего двадцать один), а что, потенциально, превратит его в кошмар любой команды.

Но как же классно смотреть на то, что он вытворяет на поле!

Разумеется, «Миннесота» его не выберет. У нас же есть Джош... ну, вы понимаете. Но если Джонни Мэнцил не достанется «Грин-Бею», то тот клуб, что задрафтует его, станет моей второй любимой командой в лиге.

* * * * * * * * *

Великое футбольное событие последней недели, о котором вы ничего не слышали – 101-й Grey Cup – аналог Супер-Боула в CFL. «Roughriders» из Саскачевана победили «Tiger-Cats» из Хэмилтона. Приз MPV достался бегущему Кори Шитсу, в свое время не пробившемуся в состав  в «Сан-Франциско» и «Майами». Все, теперь вам известно все самое главное.

Канадский профессиональный футбол старше американского, но это классическая ситуация старшего нелюбимого брата и младшего, баловня. Самый результативный куотербек за всю историю футбола играет в CFL – кто знает его имя? А кто сумеет назвать хотя бы двоих канадцев, выступающих в NFL? Мы помним Уоррена Муна, Дага Флюти и некоторых других игроков и тренеров, использовавших CFL как трамплин для дальнейшей успешной карьеры в Штатах, но в каких командах CFL они играли? Если без помощи гугла, конечно...

Отношение американцев, да и, пожалуй, всех вообще кроме канадцев, к CFL, лучше всего можно проиллюстрировать одной историей, которая недавно произошла со мной.

* * * * * * * * * *

...Я сидел в кафе в аэропорту Остина, пока жена кормила и переодевала сына в «семейной комнате». От нечего делать я вертел головой по сторонам, разглядывая аэропорт, пейзаж за окном – первый раз в Техасе – и людей, и вдруг увидел нечто необычное. Мужчина, стоявший неподалеку, был одет в куртку с капюшоном («худи», вроде традиционного беличековского), на котором была изображена странно знакомая эмблема спортивной команды. Это не было устаревшее лого одной из команд NFL, и я был на сто процентов уверен в том, что это была и не эмблема колледжа или школы – хотя их и тысячи, и все запомнить нет никакой возможности. Это не мог быть не футбольный логотип – в оранжевой галактике четко был виден силуэт продолговатого футбольного мяча. Это было что-то, что я уже совершенно точно видел.. но где? Канада? USFL или какая-то другая альтернативная лига? Мужчина подошел чуть поближе и повернулся спиной – и когда я увидел на его вороте узнаваемые три буквы NFL в классическом щите, я вспомнил. Оранжевая галактика на сиреневом фоне была эмблемой клуба NFL Europa «Франкфурт Гэлэкси».

Но почему этот дедушка – я пригляделся, мужчине было около семидесяти лет – носит такую странную атрибутику? Я подошел к нему, попросил прощения за то, что беспокою, и задал свои вопросы.

– Вы из Франкфурта? Вы были болельщиком?

– Нет, – ответил он мне, – я был не болельщиком. Я был их тренером, тренером команды NFL.

Это было поразительное, невероятное везение. Я никогда не встречал тренера NFL, тем более тренера не существующей больше команды из не существующей больше лиги. Я спросил, как его зовут, склонил голову в знак уважения, и сказал, что познакомиться с ним это большая часть для меня. Его, кажется, это немного растрогало, он поблагодарил меня, и мы приятно поговорили еще минут двадцать.

Дэн Дэниэл – так его звали – рассказывал про команду в Франкурте, как они играли на соккерных стадионах с крохотными раздевалками, не вмещающими всю амуницию футболистов. Про то, что из всех европейских стран лучше всего с болельщиками дело было в Германии, где на их матчи приходило по 40-50 тысяч зрителей. Про местных игроков, из которых некоторые вполне могли бы играть в Америке. Про то, что у них было много американских футболистов, который колесили по тренировочным лагерям в Штатах и европейским клубам, но были и те, кто потом сделал карьеру в NFL. Про тренера Стива Спэгноло, который после Франкфурта успешно работал в Филадельфии и выиграл Супер-Боул в качестве координатора защиты «Гигантов».

Я мало что помнил про «Франкфурт» и другие клубы из NFL Europa с которыми Дэн Дэниел выигрывал чемпионские титулы. Тогда я спросил его, что он думает про закрытие старой европейской лиги. Это было политическое решение нового комиссара, Гуделла, – ответил Дэниел. «Мне жалко, что так случилось. Пусть мы играли в Европе, но это была настоящая NFL. Несколько месяцев в году я работал в Германии, или Шотландии, а потом возвращался в Филадельфию, на базу основной команды. Тренеры из американских клубов постоянно просматривали записи наших матчей в Европе, выбирая перспективных игроков. А что вы думаете про нынешние матчи в Лондоне? – задал я новый вопрос. Понятно, почему это делается, – говорил мой собеседник, – из-за денег. Но я не верю в то, что в Лондоне можно создать полноценную команду. Представьте, «Сан-Франциско» будет летать на игры в Лондон? Или «Сиэтл»? Это же много, много часов на самолете. Нет, я не думаю, что это возможно.

Я представил Дэниела своей жене, которая терпеливо ждала, поблагодарил его за беседу, и пожелал приятного пути. Коуч летел в Айову, на тренировки команды какого-то колледжа. Футбол это постоянные разъезды, а в моем возрасте – сказал он на прощание – я уже хочется быть поближе к дому. Где Техас и где Айова, подумал я, ничего себе – «поближе»…

Мы отправились в наш отель. Подключившись в номере к w-fi я немедленно начал гуглить имя Дэниела. У него не оказалось статьи в Вики, в некоторых источниках даже его фамилия была написана неправильно – Дэниелс – но по крупицам данных там и тут я выяснил, что у мужика была потрясающе продуктивная карьера. Школьные команды - 2 чемпионских титула; колледжи – 4 победы в студенческих Боулах; Канада – 4 подряд победы с «Эдмонтоном» в Grey Cup; несколько сезонов в «Канзасе» в середине 80-х; потом европейские лиги; потом снова Канада. Ни о чем этом он даже вскользь не упомянул, когда я спрашивал его про другие клубы, в которых он работал. Но с какой гордостью Дэниел говорил про два титула в NFL Europa! Наверное, эти победы в забытой лиге на другом конце земли от его родного Остина значили для него больше других его достижений. Почему? Да потому же, почему он носил древнюю худи «Франкфурта». На них были буквы NFL.

Весь остальной футбол, включая уважаемый канадский, это, все-таки, совсем другой мир.

* * * * * * * * * * *

Вопрос на засыпку: как вы думаете, кто в этом году получит титул MVP? Пэйтон Мэннинг? Или Том Брэйди, обыгравший его в совершенно потрясающем Monday Night Football? Или Дрю Бриз? Или... как-то не приходит на ум других кандидатов, не правда ли?

Но вот что любопытно – есть и другие претенденты. Они, конечно, не столь уважаемы как названное выше трио, и их команды не находятся в числе фаворитов, поэтому шансов у них немного. Но совершенно напрасно!

Кандидат 1: Филип Риверс, куотербек, «Сан-Диего».

В 31 год Риверс пока что выдает едва ли не лучший сезон в карьере: первое место в лиге по точности пасов (70.8%), четвертое по количеству ярдов пасом и среднему числу ярдов за попытку, пятое по пасовому рейтингу и четвертое по QBR. Пэйтон Мэнинг, Дрю Бриз и Роджерс чуть продуктивнее, но давайте вспомним, в каких командах играют эти трое, и в какой Риверс. Достаточно сказать, что его основной принимающий только что из колледжа, а главный тренер первый год на таком ответственном посту. Если есть возможность, обязательно посмотрите игру последней недели «Сан-Диего» против «Канзаса». Классическая перестрелка Дикого Запада: восемь раз команды обменивались ролями лидера и догоняющего (рекорд за последние три года и повторение второго результата в истории лиги), причем два последних пришлись на заключительные две минуты встречи.

Кандидат 2: Ник Фоулз, куотербек «Филадельфии».

Чип Келли, главный тренер «Орлов», объявил о том, что Ник Фоулз останется стартовым QB команды до конца сезона, только вчера. По уму, это можно было сделать гораздо раньше. В активе Фоулза не только памятная игра с семью тачдаунами за три четверти против «Окленда». Он, помимо всего прочего, лидер NFL по набранным пасам за попытку и удерживает первое место по пасовому рейтингу. Вишенка на торте – у Фоулза ни одного перехвата за сезон при шестнадцати тачдаунах. Разумеется, это все статистика за очень короткий промежуток времени – в активе Фоулза только шесть полных матчей. Но заявка сделана, и «Футбол в Среду Вечером» будет внимательно следить за Фоулзом в оставшихся играх сезона.

* * * * * * * * * *

На этом на сегодня все. Пишите о том, чем вам запомнилась предыдущая неделя, и смотрите футбол.