8 мин.

Ползучая экспансия. Чего ожидать от «Астон Мартин» в «Формуле-1»

Глеб Каланов – о возможном появлении знаменитого бренда в «Большом цирке».

В «Формуле-1» вернуть свой 2007 год наверняка хотели бы не только поклонники Кими Райкконена, но и те, кому нравится видеть в чемпионате большое число автопроизводителей. «Феррари», «Макларен-Мерседес», «БМВ», «Рено», «Тойота», «Хонда», в конце концов, «Спайкер» – обилие команд, за которыми стояли автомобильные компании, в середине нулевых радовало глаз и придавало «Формуле-1» значительный статус. Однако экономический кризис в 2008-м привел к массовому исходу автопроизводителей, от последствий которого ведущая гоночная серия мира не может оправиться до сих пор.

Какие-то минимальные позитивные тенденции наметились только недавно – «Хонда» вернулась в чемпионат в качестве поставщика моторов, а «Рено» всерьез подумывает о полноценной заводской команде. Кроме того, в последнее время активно муссируются слухи о приходе в «Формулу-1» столь громкого имени в автопроме, как «Астон Мартин». Появление такой компании станет однозначным плюсом для чемпионата и может лишь воодушевлять. Но стоит ли ждать многого от британского производителя суперкаров?

Непростые времена

«Астон Мартин» – известная компания с вековой историей, специализирующаяся на производстве престижных спортивных машин. За годы существования фирма пережила как триумфальные времена, так и семь банкротств, и в последнее время сталкивается с определенными трудностями: выручка за 2014-й составила 468 млн фунтов стерлингов (519 млн в 2013 году), показатель EBITDA (объем прибыли до вычета расходов по процентам и налогам, а также начисленной амортизации) также упал по сравнению с 2013 годом с 84,8 млн фунтов до 66 млн, а продажи автомобилей составили лишь 4000 экземпляров (для сравнения – 7300 машин в 2007 году). Долги компании на конец 2014 года превышали 400 млн фунтов стерлингов, а кредитный рейтинг снизился с B до B-.

Впрочем, поводы для оптимизма имеются – в конце 2013 года «Астон Мартин» заключил партнерское соглашение с «Даймлером» на поставку двигателей «Мерседес-AMG» и помощь в разработке электронных систем. «Даймлер», в свою очередь, получил 5 процентов акций английской марки. Кроме того, 29 апреля компания выпустила привилегированные акции на сумму 100 млн фунтов для увеличения капитала и разработки автомобилей нового поколения. Еще одна дополнительная эмиссия ценных бумаг на ту же сумму ожидается в 2016 году.

Роль личности

Наладить дела в Гейдоне (месте базирования «Астон Мартин» в графстве Уорикшир) с сентября 2014 года призван Энди Палмер – бывший директор по планированию и вице-президент концерна «Ниссан», чрезвычайно опытный менеджер и бывший инженер. Именно новый CEO принял решение о дополнительной эмиссии акций в целях привлечения инвестиций, и как раз с его именем следует связывать интерес «Астон Мартин» к «Формуле-1». Дело в том, что Палмер не новичок в автоспорте – в «Ниссане», помимо прочего, он активно занимался брендом «Инфинити», участвуя в разработке маркетинговой стратегии японской марки и играя ключевую роль в сделке между «Ред Булл» и «Инфинити», сделавшей компанию техническим партнером конюшни из Милтон-Кейнса.

Англичанин видел в автоспорте огромный потенциал для продвижения «Инфинити».

«Формула-1» дает нам беспрецедентные возможности для глобальной коммуникации сути духа «Инфинити»: «Сила вдохновения». Мы рады возможности войти в мир «Формулы-1» с командой мирового уровня, такой как «Ред Булл» – заявил Палмер после заключения соглашения с австрийским коллективом. Неудивительно, что, возглавив «Астон Мартин», Энди планирует привести в Большой цирк и британскую марку.

Только лишь имя

Вот только в каком качестве «Астон Мартин» хочет прийти в «Формулу-1»? Очевидно, что заводскую команду компания точно не потянет – для этого недостаточно ресурсов, кроме того, при нынешней системе распределения доходов «Астон Мартин» рискует закончить очередным банкротством. Впрочем, об этом речи и не идет – благодаря связям с концерном «Даймлер» получить моторы и ERS от «Мерседеса» не составит труда. «Мы самостоятельная компания, но у нас есть еще и доброжелательный спонсор» – так отзывается Палмер о немецком концерне.

Определенно, «Астон Мартин» рассчитывает на сотрудничество с командой «Формулы-1», аналогичное партнерству «Ред Булл» и «Инфинити» – то есть это будет, по сути, больше маркетинговый ход, чем реальная вовлеченность в проектирование и инжиниринг. Нельзя сказать, что японцы совсем не участвовали в работе австрийской команды – в Милтон-Кейнсе работала группа инженеров из «Инфинити», однако о производстве элементов шасси и полноценной технической кооперации и речи не шло. Разумеется, многим бы хотелось более активного участия «Астон Мартин» в разработке болидов, однако ожидать этого не стоит, по крайней мере, в ближайшие годы – элементарно не хватит бюджета, о чем говорил и сам Палмер.

Впрочем, с маркетинговой точки зрения и этого немало – в случае успеха бренд «Астон Мартин» войдет в официальное название одного из коллективов «Формулы-1», а также получит самые выгодные рекламные места на бортах болидов. В сознании не слишком разбирающейся в тонкостях аудитории это вполне может потянуть на полноценное участие, а с двигателями «Мерседес» такой коллектив вполне способен бороться за очки или даже подиумы с «Маклареном» или «Феррари» – прямыми конкурентами на рынке спортивных автомобилей.

Кто же из команд может добавить в название знаменитое имя и приобрести солидные спонсорские средства в придачу? Летом с «Астон Мартин» активно связывали «Ред Булл», намеревавшийся заполучить моторы «Мерседес» и заодно ликвидировать потери от ухода «Инфинити» (который неизбежен при разрыве отношений с «Рено»). Энди Палмер и Кристиан Хорнер прекрасно знают друг друга и, несомненно, могли бы договориться. Однако по последним новостям, глава «Даймлера» Дитер Цетше лично принял решение отказаться от идеи поставок моторов «Ред Булл», не желая создавать себе столь серьезного соперника своими же руками. Соответственно, наиболее предпочтительными вариантами для англичан будут команды, уже имеющие контракты с «Мерседесом».

Вычеркнем «Лотус» – все-таки Энстоун хотел бы связать будущее с «Рено», – и останутся лишь «Уильямс» и «Форс-Индия». По слухам, переговоры с этими конюшнями уже идут.

Безусловно, более выигрышным вариантом выглядит партнерство с «Уильямсом» – во-первых, это более развитая команда – в том числе и в отношении инфраструктуры, – нежели конкуренты из Сильверстоуна. Во-вторых, «Уильямс» – куда более раскрученное имя. Легендарный британский гоночный бренд вместе с знаменитым британским автопроизводителем – звучит многообещающе. Кроме того, в отличие от «Форс-Индии», команда из Гроува не погрязла в долгах.

Клэр Уильямс ясно дала понять, что команда открыта к предложениям, несмотря на наличие титульного спонсора в лице «Мартини»: «Как команда «Формулы-1» мы всегда должны рассматривать различные варианты, а «Астон Мартин» – великий британский бренд. Сотрудничество с ними потенциально могло бы принести нам много выгоды. Так что мы рады в любом случае».

Ширма для клиентских шасси?

Вероятная сделка между «Астон Мартин» и одной из команд «Формулы-1» дает пищу для размышлений в плане будущего независимых команд. В каком бы качестве британская компания не придет в чемпионат, она сделает это в роли сателлита «Мерседеса». Сейчас «Уильямс» уже можно в какой-то мере назвать зависимым от немецкого концерна – вдобавок к использованию их силовой установки, значительным влиянием в команде пользуется глава автоспортивного подразделения «Мерседес» Тото Вольфф. Немец по-прежнему держит небольшой пакет акций коллектива, а также является менеджером Валттери Боттаса. Вероятный приход «Астон Мартин» сделает связь между командами из Гроува и Бракли еще сильнее. Нечто подобное может произойти и с «Форс-Индией», если Палмер найдет общей язык не с семьей Уильямс, а с Виджаем Малльей.

Подобное завершение истории продолжит общий тренд на команды-сателлиты, который в «Формуле-1» только набирает обороты. К симбиозу «Ред Булл» и «Торо Россо» все уже давно привыкли, со следующего года в игру вступит «Хаас Рейсинг», сотрудничество которого с «Феррари» обещает быть настолько плотным, что Скудерия соберет для американской конюшни чуть ли не половину машины. И теперь к списку может добавиться «Мерседес», причем, возможно для этого не понадобится участие «Астон Мартин» – по слухам, в качестве младшего партнера в Штутгарте рассматривают «Манор», который со следующего года может получить двигатели «серебряных стрел» годичной давности и статус экспериментальной команды.

После провала идеи с клиентскими шасси лидирующие конюшни, кажется, нашли иной путь увеличения влияния и доходов – возможно, в будущем все ведущие команды обзаведутся полунезависимыми партнерами. Хорошо ли это для «Формулы-1»? Безусловно, это лучше, чем клиентские болиды, кроме того, для некоторых команд подобное видится единственным спасением от банкротства в сложных экономических условиях. «Старшие» же коллективы смогут обкатывать в «младших» командах талантливых пилотов из своих программ и тем самым перекрыть путь в большие гонки рента-драйверам. Однако есть и риск, что это станет лишь первым шагом на пути к клиентским шасси и полному выдавливанию частных независимых команд из чемпионата.

Так или иначе, появление «Астон Мартин» даже в качестве простого технического партнера стало бы шагом вперед для «Формулы-1». Чемпионат, как никогда, испытывает нехватку широкого представительства автопроизводителей – британцы, конечно, не потянут заводской коллектив, однако их присутствие повысит привлекательность «Формулы-1» и сможет заинтересовать других представителей автопрома.

Фото: Gettyimages.ru/Christopher Furlong, Clive Mason, Charles Coates