7 мин.

Шумахер против Герчикова

итак, раз уж завязалась дискуссия, и сразу несколько человек высказали заинтересованность, поясню, почему статья Дмитрия Герчикова "О Михаэле-еле-еле..." меня разочаровала. чтобы было легче читать, перейду на публицистический стиль.

Дмитрий ставит перед собой, конечно, весьма амбициозные цели - пытается найти причины неудач Шумахера на основании анализа манеры его пилотажа, и отдельных моментов гонок. Кроме того, он даёт оценку и другим гонщикам - Росбергу, Хэмильтону, Алонсо...

Желание, конечно, похвально, но без соответствующих знаний и навыков, к сожалению, оно быстро превращается в пафосную псевдоаналитику. Ибо ошибок при "разборе полётов" допущено столько, что следующий полёт, боюсь, приведёт к катастрофе.

Чем всегда отличался пилотаж Михаэля Шумахера? В первую очередь - предпочтением болидов с избыточной поворачиваемостью. Это следствие его гоночной культуры - Шумахер вырос на картинге, именно в картинге достигал самых больших успехов до прихода в Формулу-1, и по сути по сей день остается картингистом до мозга костей. А все картингисты предпочитают машины с избыточной поворачиваемостью, нейтральный баланс кажется им недостаточным.

Всё это, собственно, множество раз уже обсуждалось за последние 15 лет, и я вынужден говорить об этом лишь потому, что Дмитрий в своём "аналитическом материале" почему-то сделал прямо противоположный вывод: "Создается впечатление, что сегодня Шумахеру преодолевать вираж куда проще, если на машине фиксируется недостаточная поворачиваемость, (автомобилю с избыточной Михаэль в настоящий момент вообще не доверяет)"

На самом деле проблема Шумахера заключается именно в том, что все современные болиды Формулы-1 обладают недостаточной поворачивоемостью, что в большой степени стало следствием изменения размера покрышек передних колёс. Кто-то может вспомнить, что Шумахер выступал на болидах с подобными покрышками с 1991 по 1997 годы, однако тогда болиды были намного шире нынешних, и потому недостаточной поворачиваемости не возникало.

Кроме того, болид Mercedes даже среди нынешних болидов отличается склонностью к недостаточной поворачиваемости - об этом сам Браун говорил несколько недель назад. По сути, в команде ошиблись в балансе при проектировке, так как неверно оценили "входные данные" от компании Bridgestone по поводу новой резины. Да, конечно, такой же болид позволяет Росбергу ехать быстрее, чем Шумахеру. Но у Росберга нет склонности к избыточной поворачиваемости, и своих лучших результатов он достигал не в картинге, а в младших формулах, где болиды часто имеют именно недостаточную поворачиваемость. Неудивительно, что Нико чувствует себя в машине гораздо комфортнее Михаэля.

Разумеется, этим проблемы Шумахера не исчерпываются. Но тут я бы хотел обратить внимание на один момент. Почему-то критики Михаэля говорят о "четырёх гонках", хотя на практике приводят примеры только из последней. Но гонка в Шанхае коренным образом отличалась от предыдущих выступлений Шумахера, и явно выбивается из этого ряда. Ни в Бахрейне, ни в Австралии, ни в Малайзии Шумахер не проигрывал Росбергу так много - по сути, в Австралии и Малайзии он ему вообще почти не проигрывал, а по ходу гонки был даже быстрее. В Китае всё было намного хуже, но я далёк от мысли, что Шумахер разучился ездить за две недели.

Понятно, что при таком резком спаде нельзя говорить исключительно о проблемах с гонщиком. По всей видимости, характер трассы сказался на выступлениях, обнажив слабые места во взаимодействии Шумахера и его болида. Сам Михаэль весь Гран-при жаловался на проблемы с балансом, что по сути означает только то, что недостаточная поворачиваемость тут проявлялась особенно сильно.

Вернёмся к статье Герчикова. Безусловно, желание Дмитрия разобраться в стиле пилотажа Шумахера делает ему честь, но, к сожалению, он имеет весьма слабые представления о том, чем пилотаж одного гонщика отличается от пилотажа другого. Львиную долю своей "аналитики" Дмитрий свёл к анализу поведения машины Шумахера на торможении, что абсурдно. Никакой разницы в торможении между пилотами Формулы-1 нет! Разница есть только в той точке, где выбирается момент торможения, и в точке, в которой пилот отпускает педаль. В остальном: нажал на тормоз - машина остановилась. Где тут место для ошибок, вообще?.. Автор "разбора полётов" утверждает, что при торможении машина Шумахера вела себя нервно. Неудивительно, учитывая, что дело происходило на мокрой трассе. Нам не видны мелкие лужи, в которые попадает болид по ходу движения, и мы не можем оценить истинные причины "рыскания", даже если оно было (я вот ничего такого не заметил). Однако факт остаётся фактом - машина Шумахера на торможении вела себя так же, как и любая другая.

Конечно, можно было бы предположить, что Шумахер потерял умение оценивать динамику автомобиля, и нажимает на педаль тормоза слишком рано. Но факты это опровергают - Хэмильтон не провозился бы с Михаэлем два круга, несмотря на огромную разницу в скорости, если бы Шумахер не тормозил так поздно, как это возможно.

Манера прохождения поворотов Шумахером всегда была достаточно уникальной - он достаточно рано начинает "нырять" в поворот (собственно, именно для этого ему нужна избыточная поворачиваемость), гораздо раньше остальных, и отлавливает заднюю ось машины практически в момент возникновения заноса. Такой стиль помогает поддерживать более высокую скорость в повороте, однако требует ювелирной работы со стороны пилота. Можно было бы предположить, что Шумахер потерял точность в пилотировании, но тогда бы симптомы проявлялись совершенно иначе. Шумахер входит в виражи также, как и раньше, и если бы он не мог отлавливать машину микродвижениями руля, он бы попросту регулярно вылетал за пределы трассы. Однако этого не происходит - число вылетов даже по ходу свободных заездов ничуть не больше, чем в прошлые годы.

Обратите внимание на слова Брауна, сказанные им ещё в субботу, и повторенные в воскресенье - проблемы у Шумахера возникают в медленных, технически простых поворотах. Причём, не на входе в них, а на выходе. Вот это, действительно, удивительно. Медленные повороты более-менее адекватно способен пройти практически любой гонщик, и по сути тут не нужно вообще никакого таланта. Но Шумахер почему-то теряет время именно в них. Почему? В Браун сейчас как раз с этим разбираются, и мы можем лишь предполагать. Но очевидно, что дело тут не в возрасте или умении ездить.

Кстати говоря, тот факт, что со скоростными поворотами у Шумахера всё в порядке, лишний раз подтверждает, что талант его никуда не делся - пилотаж в них очень сложен, и требует идеальной техники со стороны гонщика. Значит, чувство машины у Михаэля на месте, и потенциально он всё также силён. Однако для скоростных поворотов баланс автомобиля некритичен - их можно эффективно проходить и с недостаточной поворачиваемостью (пусть и не так быстро, если тебе это неудобно, но разница не очень велика). А вот в медленных поворотах именно баланс машины становится определяющим.

Конечно, всё это не отвечает на вопрос, почему Шумахер был так слаб именно в Шанхае. Но в действительности тут причин может быть множество - характер трассы и конкретных поворотов, несоответствие стиля, неверные настройки и даже просто неудачное шасси (которое Хауг уже пообещал поменять). В Браун, кстати, уже готовят полностью обновлённый болид, в котором проблема с недостаточной поворачиваемостью будет частично решена. Почему частично - потому что полностью на машинах нынешней конфигурации её решить невозможно. Но прогресс будет.

Теперь обратимся к весьма оригинальному выводу Дмитрия о том, что Шумахер разучился обгонять. Этот момент в его статье меня шокировал особенно сильно. Основанием для такого утверждения стал тот факт, что Шумахер не мог пройти Сутиля, страшно сказать, целых пять кругов.

Мне даже странно об этом напоминать, но Шумахер - далеко не первый, кто не может пройти Сутиля в этом году (в прошлом, кстати, картина была похожей). Да будет известно Дмитрию, что в предыдущей гонке, в Малайзии, "великий обгоняла" Хэмильтон упёрся в того же Сутиля в середине гонки, и до самого финиша не смог провести ни одной (!!!) атаки. Так и приехал в его кильватере. Неужели в этот момент Хэмильтон, совершивший, к слову, уже 32 обгона в этом сезоне, вдруг разучился атаковать?..

Разумеется, этому удивительному факту есть куда более рациональное объяснение. Болиды Force India уже второй год подряд имеют достаточно оригинальную концепцию, позволяющую им показывать высокую скорость на прямых (такая статистика даётся регулярно, последите), и очень здорово разгоняться. Чему помогает, конечно, и мотор Mercedes - такой же, как у Шумахера и Хэмильтона. Именно поэтому, к слову, они так хорошо выглядели в Спа и Монце. Такие "скоростные" характеристики не позволяют команде выйти на первые роли в Формуле-1, так как в поворотах всё не так здорово, однако с точки зрения обороны позиции их машины просто идеальны. Очень сложно обогнать пилота, который быстр на прямых, и здорово разгоняется - в своё время об этом подробно рассказал Хаккинен, после того как в 1999 году Шумахер тормозил его всю гонку, чтобы обеспечить победу Ирвайну. Вот, собственно, и весь секрет.

Есть, впрочем, определённые проблемы с преследованием гонщиков и у самого Mercedes. Кстати, вы помните хотя бы один обгон, выполненный Росбергом? Мне вот что-то навскидку ни один не вспоминается. Тогда как Шумахер обгонял уже множество раз.

К слову, вопросы вызвали и остальные моменты "статьи" Герчикова. Скажем, мне совсем не показалось, что обгон Хэмильтоном Сутиля и Феттеля был чем-то выдающимся - немцы допустили ошибку (одну на двоих), и выйти вперёд в тот момент для Льюиса было делом техники. Это, впрочем, не опровергает того факта, что Хэмильтон провёл очень яркую гонку, но акцент имхо был выставлен неверно. Кроме того, есть один факт, который играет против Льюиса вместе со всеми его обгонами - то, что гонку в итоге выиграл его напарник.