6 мин.

Как промышленный гигант обошел законы Германии и основал успешный футбольный клуб

Вы когда-нибудь слышали про такую команду как «ССВ Маркранштедт»?  Наверняка 99,9% любителям футбола (за исключением живущих на немецкой земле) это название не говорит ни о чем. Действительно, как еще можно относиться к клубу, самый известный футболист которого прославился только на поприще арбитра. Бывший футболист клуба «ССВ Маркранштедт» Рудольф «Руди» Глёкнер стал первым немецким арбитром, судившим финал чемпионатов мира. 21 июня1970 года он вывел сборные Бразилии и Италии на поле мексиканского стадиона «Ацтека» и финальным свистком зафиксировал победу бразильцев со счетом 4:1. Вот тогда-то многие узнали про «Маркранштедт».

Во второй раз «Маркранштедт» попал в поле зрения любителей футбола в 2009 году, когда австрийский производитель энергетического напитка “Red Bull GmbH” с товарооборотом в 2,6 миллиардов евро решил создать на базе «ССВ Маркранштедт» футбольный клуб уровня Бундеслиги, который будет полностью принадлежать концерну. В то время «Маркранштедт» играл в одной из подгрупп Оберлиги (пятый по силе уровень немецкой футбольной системы). Этот клуб заинтересовал коммерсантов местоположением: городок Маркранштедт, где проживают около 15 тысяч человек, находится в восьми километрах от города Лейпциг. А город этот очень стратегический с точки зрения продвижения продукта на восточную часть Германии.

 

Стратегически важным Лейпциг считают не только в «Ред Булле», но и многие другие компании, которые разместили свои офисы там: Amazon, BMW, Comparex, Porsche, Siemens, DHL, Microsoft. Это самый большой город земли Саксония и является вторым по количеству жителей пунктом во всей Восточной Германии. В 1990 году в Лейпциге был основан Германский футбольный союз (DFB). Город стал местом для проведения ЧМ-2006 года. На Центральном стадионе были проведены 5 матчей чемпионата. Однако, несмотря на такие громкие названия и афишу город не был представлен ни одной командой в лигах выше четвертой.

  Австрийская корпорация давно присматривалась к Лейпцигу. Первая попытка подмять один из лейпцигских клубов оказалась провальной. В городе тогда существовало три значимых футбольных клуба: «Захсен», «Локомотив» и «Маркранштедт». В ноябре 2006 года «Ред Булл» обратился к клубу «Захсен» с просьбой переименоваться в «Ред Булл Лейпциг» в обмен на крупные финансовые вложения. Однако, просьба осталась неисполненной ввиду трех основных причин: 1) болельщики «Захсена» заставили клуб отказаться от дальнейших переговоров с коммерсантами, 2) немецкий футбольный союз пригрозил высылкой из профессиональной лиги клуба, в названии которого упоминается какой-либо коммерческий продукт или компания, 3) иностранный инвестор не праве владеть более 49% акций немецкого клуба.

Два года ушло у «RB» на разработку нового плана действий и в 2009 году австрийцы всеми правдами и неправдами подмяли под себя маленький клуб «Маркранштедт». В обход правил футбольного союза, хитрыми, но юридически законными способами, был установлен 100-процентный контроль над клубом, в название клуба были внесены первые буквы концерна «RB» (официально нынешнее полное название клуба звучит как “Rasen Ballsport Leipzig” – в переводе «игра в мяч на траве») – RB Leipzig. Чтобы направить аудиторию в правильном направлении в логотип добавили фирменные цвета концерна и двух быков. А болельщиков клуба взяли в оборот отлично проведенным опросом, согласно которому 70% горожан рады подобной инвестиции, так как устали видеть городской футбол на очень низком уровне. В итоге в 2009 году «Маркранштедт» был расформирован, а на его базе появился новый клуб, который уже сейчас может спокойно играть с профессиональными клубами не только из 3-1 или 2-й лиги, но и даже самой Бундеслиги.

Основатель и владелец концерна Дитер Матешитц недавно заявил без всякой шутки: «Мы строим РБ Лейпциг с целью играть в Бундеслиге через три-пять лет. Мы также хотим выступать в Лиге чемпионов, причем успешно». А теперь посмотрите на динамику развития клуба с момента его образования. Представляете, новичок Оберлиги за четыре года прошел половину намеченного пути. Десятки миллионов евро, вложенные в клуб и тренировочный центр уже дают свои плоды. «Ред Булл» намеревается превратить Лейпциг в главный центр подготовки молодежи во всей Восточной Германии. Недаром на должность спортивного директора клуба был приглашен известный немецкий специалист Ральф Рангник.

 

Такая агрессивная политика поглощения клуба в разрез правилам и интересам немецкого футбола разозлила в Германии многих людей, в особенности, фанатов маленьких в финансовом плане клубов. Особо рьяными и враждебными, разумеется, стали болельщики двух Лейпцигских клубов «Захсен» и «Локомотив», ведомые Альянсом активных фанатов футбола. Устраивались акции протеста возле стадиона, на трибунах заседала группа анти-болельщиков нового клуба. Устраивались даже диверсии: в первый же месяц своей новой жизни хулиганы три раза прокрадывались под покровом ночи на старый стадион «Ам Бад» и распыляли гербициды на поле стадиона. Из-за этого поле было практически полностью уничтожено и весь оставшийся сезон «РБ Лейпциг» играл на земле. Концерн не стал вступать в конфронтацию с хулиганами, но и не стал пресмыкаться перед ними. В 2010 году австрийская компания «Red Bull» взяла в аренду Центральный стадион Лейпцига и переименовала его в «Ред Булл Арену» сроком как минимум на 10 лет. Этот стадион раньше был домашней ареной «Заксена» и «Локомотива» (в разных переводах прошлого века), однако с 2007 года оставался ничейным, пока «Ред Булл» не поободрал ничейную территорию.

Кстати, «Захсен» спустя три года после первичного предложения «Ред Булла» перешел под управление администрации, а еще через два прекратил существование. А «Локомотив» продолжает свою лифтовую поездку «вверх-вниз» между Оберлигой и Региональной Лигой.

Текущая таблица 3-й лиги находится здесь.

Вот таким образом «Red Bull» проник в немецкий футбол. Несмотря на успех этого клуба, ряды его сторонников не увеличиваются. Практически все немцы знают, что «РБ Лейпциг» был создан с единственной целью – продать как можно больше энергетических банок. Клубы, играющие на энтузиазме, уже отходят на второй план и теряются из виду. Коммерциализация немецкого футбола только началась. Нет гарантий, что за примером «Ред Булла» не последуют другие транснациональные гиганты, департаменты развития которых однажды не попадут в качестве свежей идеи образования своего клуба в Германии. Не осталось в мире футбольных федераций, которые бы нынче не славились сой принципиальностью и неподкупностью. Теперича все продается и покупается.

P.S. Теперь, после прочтения статьи, вам знакомо название «Маркранштедт». Этот клуб все еще существует. «Ред Булл» преобразовал «Маркранштедт» в маленький футбольный клуб и назначил дублем «РБ Лейпциг». «Маркранштедт» на данный момент выступает в Оберлиге (5-й уровень) и занимает 3-е место. Если все сложится удачно, то новый сезон «Маркранштедт» может начать в региональной лиге (4-й уровень), откуда по всей видимости вылетит «Локомотив» из Лейпцига.