4 мин.

Почему Хави лучший игрок мира?

Между прочим, Хави был назван лучшим игроком 2010 года по версии журнала World Soccer. Обозреватель испанского футбола Сид Лоу не скупится на похвалу центральному полузащитнику сборной Испании и «Барселоны» и объясняет выбор издания.

Хави не забил за «Барселону» 55 голов в 51 матче, как Лионель Месси. И он не был лучшим бомбардиром Лиги чемпионов, как Месси. Он не выиграл дубль в своей стране вместе с Лигой чемпионов, как Уэсли Снайдер. Он не забивал решающих голов в финале кубка страны, в главной игре чемпионата или в финале Лиги чемпионов, как Диего Милито. И он не забил единственный мяч в финале чемпионата мира, как Андрес Иньеста. На самом деле, он вообще не забил ни одного мяча на чемпионате мира, отстав от Давида Вильи, Диего Форлана, Томаса Мюллера и Снайдера на пять.

Но Хави все равно как никто другой достоин награды Игрока года от World Soccer. Возможно, с его награждением даже несколько припоздали.

В том, что его объявляют лучшим игроком мира в этом году, есть налет смущения, почти стыда, как если бы мы хотели загладить вину, пока не слишком поздно – Хави ведь как ни крути уже тридцатник. Как если бы мы все просили прощения за то, что потребовалось столько времени, чтобы понять, насколько он хорош, за то, что не ценили его талант и скромность.

Награда словно вручается не только за этот, но и за прошлый год. И за позапрошлый. Словно мы награждаем Хави за эпоху. Его эпоху.

Но это не просто извинения за затяжку времени. В этом есть и некое торжество нравственности, практически футбольное пуританство, моральное обязательство находить тех, кто его проповедует – не для себя, а для других. Это еще и извинения за то, что нас ослепляет звездная пыль, голы и финты, не вылезающие с языка прессы люди, купающиеся в славе. Хави редко купается в славе; вместо этого он окунает в нее других.

Дело не в том, что он играет лучше остальных (хотя это так), а в том, что он и других заставляет играть лучше. Вот что нам удалось понять. Это то, что в нем любят люди.

«Мне нужны партнеры, с которыми я бы мог комбинировать, – говорит Хави. – Без партнеров футбол не имеет смысла. Я никто без них».

Ответ очевиден – может быть, и они никто без тебя. Во всяком случае, они были бы уже другими. Даже Лео Месси.

Хави называет себя «в основном, распасовщиком», но за этой простой фразой скрывается куда больше. Комментатор на испанском телевидении Андрес Монтес назвал его «Хэмфри Богартом», потому что, как Сэм в «Касабланке», Хави просят играть снова и снова. И снова. И снова. В прошлогоднем класико на «Сантьяго Бернабеу» он отдал почти 100 передач; в этом сезоне он достиг трехзначной отметки на «Камп Ноу» – 114, если быть точным. И, что непривычно для него, открыл счет в матче.

К концу прошлого сезона Хави отдал на 400 передач больше, чем любой другой игрок в Испании и на 400 больше, чем любой другой игрок из любого клуба в Лиге чемпионов. В игре с «Арсеналом» он отдал больше передач, чем вся их полузащита вместе взятая. И он делает то же самое в нынешнем году.

За последние 12 месяцев только 24 раза был зафиксирован случай, когда один игрок отдавал за игру более 100 пасов. В половине из этих случаев это был Хави.

Как утверждает Дани Алвес, Хави не просто отдает пас, он определяет игру, определяя маневр для одноклубников, заставляя их идти на передачи. «Хави играет в будущем», – говорит бразилец. Он контролирует игру, доминирует над соперником, ведет вперед свою команду. Он идеолог, метроном, дирижер. И не в каких-то заштатных командах. Он творит возможно в лучших командах, которые когда либо видел испанский футбол, может быть в лучших, которые когда либо видел мир.

Сложно не согласиться с аргументом, что Хави – лучший центральный полузащитник, который когда либо выходил из испанского футбола. Очень жаль, что столько времени понадобилось для того, чтобы все это поняли. Что ж, хорошо, что мы успели понять это, пока не стало слишком поздно.

В 2008 году Испания стала чемпионом Европы. В 2009-м «Барселона» выиграла требл. В 2010-м Испания стала чемпионом мира. Все эти успехи были достигнуты, когда команды демонстрировали удивительный футбол, уникальный футбол. В них чувствовался такой узнаваемый почерк, который вряд ли кто-то когда-либо видел. Этот почерк – почерк Хави. За этими достижениями кроется его манера работать с мячом больше остальных, и всякий раз, когда он его получал, в его мозгу была одна мысль – кому передать мяч дальше.

Хави был тот человек, который диктовал темп, ритм, скорость, игру; матча от матча, игру за игрой. Как говорят испанцы: «Нынешняя сборная и нынешняя «Барселона» пляшут под дудку Хави». Его дудка играет идеальную симфонию.