5 мин.

Защита Кравцова. Кто пришел рулить биатлоном

Вячеслав Самбур и Павел Копачев – о том, каким будет биатлон после ухода Михаила Прохорова и пришествия Александра Кравцова.

Фото: РИА Новости/Александр Вильф

Прохоров ушел странно

С прощальной пресс-конференции публичные выступления Прохорова и Кущенко выдерживались в таком тоне, будто тандем только что гордо покинул Союз биатлонистов Норвегии. Пять помпезно поданных заветов экс-президента СБР неприятно удивили даже при первом прочтении. Это скорее выпускное сочинение, чем программа к действию.

Как и всегда у биатлонного (да и политического) Прохорова, мудрые мысли заслоняются моветоном, а тяга к новаторству граничит с почти мальчишеским любопытством: «а что, если сделать вот так?».

Общее впечатление от написанного: Прохорову действительно не безразличен биатлон, но за пять с половиной лет он так и не понял, с какой стороны к нему подступиться. Брошюрка с заветами – поток идей, которые захлестнули прямо сейчас, по разным причинам уступив очередь другим. Очередь была длинной.

Четыре года назад в СБР решили начать предсезонку с главным тренером, но без старших, три года назад позвать тренера-иностранца, два года назад убрать главного, год назад разбить группы, а несколько месяцев назад устроить открытый конкурс на должности. Идеи были всегда – шел вечный поиск, и заветы – всего лишь его задокументированный финал.

Только вот главный вопрос: почему многие идеи так и остались идеями?

6 кандидатов снялись с выборов

Дмитрий Васильев, Виктор Майгуров, Владимир Малин, Дмитрий Алексашин, Геннадий Раменский и Евгений Редькин не стали участвовать в выборах.

Все съехали на обочину в течение одного часа. Все – не за недели до голосования (как поступил Александр Пак), а прямо на конференции, выйдя к трибуне и обратившись к делегатам. Все – толком не поделившись собственной программой. Поленились составить? Постеснялись зачитать?

И со стороны, и по отзывам из зала отказники оставили впечатление в диапазоне от «смешно» до «глупо». Кому-то из них пошел восьмой десяток. Кто-то давно рулит местной федерацией, которая по биатлонным меркам застыла в мезозое. За кем-то, наоборот, стоит могучий регион, где не привыкли распыляться на пустяковые затеи, а само выдвижение обсуждали на уровне губернатора. А кто-то снова показал, что отучен проявлять инициативу и делать важные шаги.

Биатлону по-прежнему остро не достает лидера – молодого, амбициозного, крепкого, не замешанного в скандалах. Был бы такой, и Прохоров доверил бы ему свое кресло, и не пришлось бы брать со стороны Кравцова, которого Мутко с удовольствием отпустил – у него на ЦСП давно другие планы.

Кущенко поддержал Алексея Ермашова

Ну, или подчеркнуто не поддержал Александра Кравцова. Но для этого надо было, чтобы в соперниках у нового президента остался бы хоть кто-то. Если Кущенко действительно хотел, чтобы на молодого управленца обратили внимание – то это классный жест, и да, внимание обратили.

33-летний Ермашов, возглавляющий биатлонную Карелию, добросовестно представил программу (снабженную даже видеопрезентацией), не затормозил на половине дела и получил важный голос в свою пользу.

Мы общались с Ермашовым в апреле, а теперь на фоне многих других бесед и пары посещенных советов готовы утверждать: как раз обстоятельности, основательности и молодости российскому биатлону заметно недостает. Заменяют ее, как правило, безмерной учтивостью: без фамилий, но один из кандидатов еще до старта конференции побыл для Кравцова и лакеем, и официантом.

«Мы с допингом опозорили себя на весь мир. Как с ним боролись – непонятно». Кто собрался управлять российским биатлоном

В Правлении есть Тихонов, но нет Польховского, Васильева, Резцовой

Выборы Правления, разумеется, вышли интереснее выборов президента – с четырьмя турами, сменой формата, сокращением состава и бОльшим количеством героев и неудачников. Пунктирно:

– по сравнению с последней редакцией прохоровского Правления безоговорочно проигравшими оказались Дмитрий Васильев, Анфиса Резцова и Сергей Чепиков;

– не будет в Правлении и Александра Перелыгина – фигуры крайне непубличной, а также крайне публичной фигуры Владимира Барнашова. Что станет с ним и его должностью тим-лидера понятно не вполне;

– проигравшим, но с оговорками стал Валерий Польховский. В Правлении его не будет, но, видимо, Кравцов вернет позицию главного тренера сборной – здесь новому президенту СБР требуется сильный методист и реальный авторитет. Польховский подходит;

– пятеро членов Правления эпохи Прохорова удержались в СБР эпохи Кравцова: Майгуров, Алексашин, Мелихов, Пак и тюменский губернатор Якушев. Ханты-Мансийск выбил позицию для Владимира Калашникова – единственного, кто не застрял в тисках третьего тура. Теперь в Правлении представлены оба главных биатлонных региона;

– вновь в Правлении будет восседать Александр Тихонов. Что это означает – мы скоро начнем понимать без лишних пояснений в текстах.

Кто такой Кравцов?

Широкая публика Александра Кравцова не знает. Совсем. Он фигура не самая публичная, хотя для отечественного спорта авторитетная. Во-первых, заслуженный тренер, который на стыке веков находил спонсоров и помогал российским лыжникам (клуб «Роснефть»). Во-вторых, руководитель Центра спортивной подготовки (с 2009 года). Прекрасный хозяйственник, которому доверили олимпийскую сборную к Сочи-2014.

Что смущает?

1) Возраст. 61 год – это, конечно, не критично, но мир идет по пути доверия к молодым.

2) Должность в ЦСП новый президент СБР оставлять не планирует, хотя совмещать два важных поста будет, по меньшей мере, непросто. Опять-таки в не самые цветочные годы.

3) Кравцов – фигура, конечно, мощная, но не будем забывать, что он, как и прежние руководители, несет отсветвенность за допинг-скандал.

4) Одно дело быть человеком непубличным (не вспомним ни одного большого интервью до выдвижения в биатлон), а другое – им стать. Кравцову придется больше говорить, объяснять и тогда мы узнаем о нем гораздо больше. Потому что пока – только хорошее. Только компот, от которого пальцы прилипают к клавиатуре. А это всегда настораживает.

Возможно, такой человек, структутный, избегающий ненужных реформ, и нужен российскому биатлону. Только не ждите прежней романтики и безумия. Все будет правильно, педантично, пошагово. И дай бог, результативно.

В биатлоне ведь, кажется, не хватало только его, результата?

«Убей в себе дракона». 5 заветов Михаила Прохорова

Михаил Прохоров: «Никакой дружной семьи в биатлоне не было и никогда не будет»