5 мин.

Капелло и грузчики. Как сборная России обретает новую философию

Две упущенных победы и два очка в копилке, два забитых мяча при двух пропущенных – сборная России провела два совершенно разных, но при этом в чем-то очень схожих матча, оставив неоднозначное, но оптимистично-осторожное впечатление от своей игры против Швеции и однозначно неприятное послевкусие от мучений с Молдовой. Итоговая оценка за суммарные 180 минут, боюсь, тоже едва ли выше той, что Бубнов обычно выставлял Кариоке. Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Начнем с того, что ярчайшего исторического события, которого взволнованно ожидала битый месяц  вся прогрессивная футбольная общественность, к величайшему сожалению, в минувший четверг так и не состоялось. Жадный Ибрагимович не пожелал расставаться с одной из своих многочисленных маек, а Дзюба так набегался за 90 минут, что сил на финишный рывок в подтрибунные помещения вдогонку за Златаном ему элементарно не хватило.

Трудно сказать, наиграл ли наш форвард на то, чтобы стать обладателем заветного трофея, однако шведский симулянт с балканскими корнями, в которого, как справедливо перед матчем заметил В.Г. Карпин, «видимо, вселился Веллитон», не заслужил даже шнурков с Артемовых бутс, не говоря уже о футболке. Так что, на мой взгляд, все справедливо.

Вот и наша команда наиграла ровно на то, чего заслуживала. Игроки сборной, судя по всему, своеобразно трактовали понятие игрового баланса, в результате чего вдохновенная игра одних «компенсировалась» абсолютной беспомощностью других. Команда Капелло выглядела слишком неоднородно, чтобы рассчитывать на победу, хотя таких невнятных шведов в удачный для себя день могла бы преспокойно прихлопнуть даже в гостях.

Сам Фабио был привычно консервативен при выборе стартового состава, но под давлением общественности и собственных впечатлений от второго тайма игры с Лихтенштейном, впервые решился на то, чтобы, наконец, выпустить Дзюбу в старте. Требовать от итальянца более кардинальных перемен в составе было бы (как тогда казалось!) наивно, хотя отсутствие на поле Черышева и наводило на мысль, что сон в этот вечер может наступить гораздо раньше финального свистка Риццоли.

К счастью, этого все-таки не случилось – во-первых, надежда на появление Ибры до выхода на последних минутах Вернблума все-таки теплилась не только у Артема, а во-вторых, наши ребята, перемежая чудовищные ошибки с симпатичными комбинациями, всячески старались держать зрителей в тонусе и напряжении.

Со знаком минус «отличилась» правофланговая связка Самедов – Смольников, которая практически ничем не отметились в созидании (кроме формально голевой скидки-перехвата Самедова), но регулярно проваливалась сзади, и непривычно часто для себя ошибавшийся Игнашевич, из-под которого шведы, в конце концов, сравняли счет.

С положительной стороны в нашей команде можно выделить Кокорина, который провел чуть ли не лучший матч за сборную на моей памяти, Акинфеева, который здорово воспользовался своим шансом на частичную реабилитацию после провального ЧМ, и Файзулина, который после дежурного (не для сборной – для «Зенита») обреза на второй минуте, взял себя в руки и в дальнейшем действовал практически безошибочно, выдав несколько классных обостряющих передач.

Тем удивительнее выглядела глобальная перестройка в составе, на которую решился Капелло в игре с Молдовой.

По сравнению с матчем в Швеции Фабио сделал сразу шесть перестановок, вынужденными из которых было только три. Но если замена неудачно сыгравшей правофланговой связки Самедов – Смольников на Ионова и Паршивлюка  в качестве «работы над ошибками» выглядела оправданно, то отсутствие в составе Файзулина было несколько странным.

Тем более что в Швеции он, в отличие от своих партнеров по средней линии, достаточно удачно действовал именно в позиционном нападении, регулярно снабжая мячами атакующий тандем Кокорин – Дзюба. Кроме того, Виктор третий год к ряду является одним из лидеров сборной по атакующей активности (КАА 1,13), принимая непосредственное участие в организации или завершении каждой третьей опасной атаки команды.

Вне зависимости от того, согласны ли вы с популярным ныне тезисом, что место Файзулина в ФНЛ, без него в матче с Молдовой мяч в середине поля не держался совсем. Дзагоев с вверенными ему диспетчерскими функциями в одиночку не справлялся, так что Кержаков и Дзюба провели весь первый тайм на голодном пайке. Надо отдать должное, это увидел и Капелло, но вместо Кержакова решил насытить центр поля почему-то Оздоевым.

В результате мяч лучше держаться не стал, Оздоев не был заметнее Кержакова, а вся игра сборной России свелась к планомерному "грузилову" навесами молдавской штрафной в надежде, что Дзюба всех растолкает, как-нибудь запихнет или куда-нибудь скинет.

Обнаружив, что подачи доходят до Артема только с правого фланга, Фабио решил выпустить «грузчика» посвежее и на левый, поменяв Черышева на Полоза. Увы, идея была обречена на провал с самого начала, потому как напугать молдаван грузчиками – утопично по определению.

Что касается Дзюбы, надо отдать ему должное, со своей задачей справлялся здорово, но игровые принципы, за счет которых сборная пыталась выклянчить три очка у судьбы-злодейки, выглядели как шаг назад в футбольной эволюции – в результате, за весь матч с Молдовой дружина Капелло за счет перепасовок «внизу» не смогла организовать вообще ничего опасного.

Как человек, априори никогда не ошибающийся, итальянец после игры ожидаемо сообщил, что полностью удовлетворен увиденным. Значит ли это, что матч с Молдовой отражает новый вектор развития и новую игровую философию сборной России?

Надеюсь, что нет, ибо в противном случае у Фабио есть все шансы выиграть заочный спор с нынешним наставником "Мальорки" и стать первым в мире тренером, на неустойку которому будет объявлен широкомасштабный сбор средств – причем уже не в шутку, а на полном серьезе.

Подписывайтесь на блог и болейте за сборную.

Децентрализация. Как меняется атакующая игра сборной России

Сборная окрыляет. В чем состоит парадокс Файзулина?

Коллективное бессознательное. Как сборная России будет обыгрывать шведов

Специально для football-spb.ru