14 мин.

Снова о ЕВРО. Поговорим о дизайне.

Интересоваться по-настоящему спортом я стал с крупных футбольных первенств мира и Европы 1998 и 2000 года соответственно. И они остались единственными для меня просмотренными не почти целиком, а частями.

О существовании Артемия Лебедева я узнал гораздо-гораздо позже, но уже с этих чемпионатов меня заинтересовали всякие графические штучки типа формы команд, рекламы вдоль поля, всякого рода эмблемки и… графическое оформление трансляций. Хорошо помню одну из своих мыслей непосредственно перед стартовым свистком матча Бельгия — Швеция, который был первым на ЕВРО-2000 (естественно, недословно): «Интересно: а как сейчас будут показывать счёт?»

Все эти дурацкие плашечки оставались в памяти годами. Я был просто влюблён в эту глупость: оформляя себе турнирную табличку для ЧМ-2002 как-то даже пытался повторить графику с французского ЧМ-98, а двоюродный брат сказал мне: «Ты ещё это помнишь, я уже и забыл». И вот теперь каждый крупный турнир для меня начинается с мыслей: «Ну, какая здесь будет графика?»

В силу своего возраста я видел чемпионаты Европы только после того как в один новый год у числа от рождества Христова сменилось сразу четыре цифры. Но очень долго во мне теплилась мысль собрать все эти нарисованные в трансляциях титры в одну кучу, чтоб визуально увидеть так сказать эволюцию. Благо, на сегодняшний момент развитие всемирной паутины позволяет найти кучу нужного материала, хотя тут как и с нарезками голов: приходится скачивать тонны матчей для того чтобы вырезать из них мизер информации и отправить всё в корзину. Ну да чёрт с ним — винчестер всё стерпит, а уж интернет тем более.

Шестидесятые.

Пусть для себя я начал скачивать матчи с 2012 года по убывающей, но повествование, думаю, логично начать именно с начала, то есть с самого золотого 1960 года. И, к сожалению, в тот наш год графики в трансляции не обнаружилось. Да и выглядит запись матча СССР — Югославия (единственный, который обнаружился возможным для скачивания с того турнира) скорее как хроника, нежели как трансляция. Может оно так и было, не знаю.

1960

В записях с первенства Европы в Испании через четыре года уже было не бог весть что. Переодически показывали текущий счёт встречи и время.

1964
1964
1964

Хоть я в плане телевизионных трансляций далеко не спец, но это, похоже, наложение картинки с реального табло на происходящее на поле. Бесхитростно, но выглядит интересно, и в некотором смысле даже стильно. Ещё через четыре года в 1968 году в Италии очевидно пользовались тем же самым методом, хотя обычно обходились обычным показом табло на стадионе.

1968

Но это было бы слишком просто, а может даже и примитивно пусть это и 1968 год. Крутили и время. Кстати, стрелочка с картинки не статичная, а плавненько двигалась по кругу.

1968

А вот и собственно испанский вариант на итальянский манер: с электронным табло выглядит не так элегантно.

1968

И появились авторы голов на экране, пусть и всего лишь как копия с табло.

Семидесятые.

Уж не знаю стоит ли считать, что в Германии в 1972 году произошёл какой-то качественный скачок в деле графики на телевидении, но новый подход очевиден. Выглядит это всё просто как обыкновенный hand-made. Очень выглядит.

1972

И часики уже не движутся как в Испании 1964:

1972
1972

Хотя меня, честно говоря, позабавило эта «Россия» вместо «СССР». Ну да ладно — не везде сплошные педанты и формалисты. Но даже эта незамысловатая графика иногда давала сбой: пол-матча чистенькая беленькая, а потом вдруг раз и чёрная.

1972

А потом опять как надо. Ну да ладно — придираться к мелочам стоит может к сегодняшним профессионалам от зомбоящика — они за это деньги неплохие получают. А в это время вся эта графика выгляит как вольное творчество энтузиастов, хоть и вызванное некой необходимостью и есть у меня ощущение, что не всегда осознанной и понятой.

Но вот 1976 год в Югославии выделяется качественным усовершенствованием: электроника в действии.

1976
1976

Но далеко от предшественников югославские трансляции всё равно не ушли. Например, начало тайма отмечалось такой вот заставочкой.

1976

Восьмидесятые.

А вот с чемпионата в Италии в 1980 году появляются фишки к которым мы уже привыкли: фамилии игроков во время матча, отдельные плашечки для пенальти, да и в конце концов чисто компьютерное происхождение всей этой приблуды.

1980
1980

Вот о чём я говорил — этого ещё ранее не было:

1980
1980

Но до сих пор графика кажется тяжеловесной, нерегулярной, как будто не к месту. Вот даже во время пенальти она объявилась всего пару-тройку раз — лучше надеяться на своё воображение.

Во Франции в 1984 году ещё не изжиты недостатки итальянской графики, но кое что ещё чуть-чуть приближает те титры из восьмидесятых к современным: она наконец не пляшет по экрану, а обретает своё законное место внизу экрана для счёта и фамилии футболиста (теперь и с игровым номером) и верхний левый угол для времени.

1984
1984

ФРГ. 1988 год. Год последнего финала для нашей сборной. Тогда немецкие телевизионщики добавили то, от чего лично я тащился в детстве, да и чего скрывать — тащусь до сих пор — флажки! Всё ещё громоздко и неотёсано, но уже мило и симпатично. Есть какая-то прелесть в той наивности.

1988
1988

Но вот очередное новшество: показ жёлтых карточек, а не просто фамилии игрока. Обратите внимание, что карточка не одинока — она в руке судьи :)

1988

Девяностые.

Поистине золотой век для графики. Теперь она перестаёт быть чем-то инородным в трансляции: она логична, легка, своевременна и вездесущна, то есть такова, какой мы её привыкли в наши дни видеть. Она действительно информирует в самый нужный момент, а не просто отбывает красивый номер. Это со шведского чемпионата 1992, который памятен всем как победный для сборной Дании.

1992
1992

Последний раз являет себя миру карточка в руке судьи.

1992

Вот вам и подпись чем грозят это нариушение и эта карточка Андерсену (мне же показалось, что там была скорее симуляция со стороны голландца).

1992

И пенальти плюсующиеся к счёту встречи. Позже от этой глупости откажутся.

По мне, сейчас в нашем посте мы достигаем апогея. 1996 год и Англия. Такого усердия в оформительстве не было не до этого, и не будет после. Англичане постарались так, что даже чуть не перешагнули границу абсурда. Хотя… девяностые вообще отличаются жуткими потугами дизайна освоить компьютерную технику.

1996
1996

Ну, может быть я слегка драмматизирую, но когда информации на экран выводилось чуть больше…

1996
1996

…в глазах начинало слегка рябить. Ну да ладно — спишем на творческие поиски человечества себя в компьютере.

Кстати, стоит отметить, что девяностые отправили в прошлое традицию написания титров на национальных языках стран, принимающих чемпионат Европы — английский вытесняет этот лингвистический разнобой.

Двухтысячные. Современность.

Ну что тут сказать? Телевизионная графика такая как она есть сегодня.

Бельгия и Голландия. Год 2000-й. Что здесь хотелось бы отметить — переворачивающаяся плашечка времени-счёта. Не припомню такой больше нигде. Сначала время:

2000

а потом переворачивается и вот он — счёт:

2000

Довольно забавное решение. А вот более привычные виды:

2000

Обратим внимание как доработали британский вариант титров для серии пенальти — теперь без фамилий, зато «дешёво, надёжно и практично».

2000

С особым изяществом, на мой взгляд, может даже на данный момент лучше за всё время реализовали титры в Португалии в 2004-м. С этого года оформление графики соответствует всему фирменному стилю чемпионата.

2004
2004

После ЧМ-2002 в Японии и Корее приживается идея окрашивания мячиков-кружочков для пенальти.

2004

Но лично мне не очень понравилась эта новация: делать всё в одну строчку — не так наглядно как могло бы быть (ЕВРО-2000, ЧМ-2002).

Ну а следующие два чемпионата ещё не успели стереться из памяти практически у всех. 2008 год для нас памятен кучей побед и на ЕВРО бронозой.

2008
2008
2008

Здесь слова излишни — посто надо насладиться.

А вот последний чемпионат оформили с выдумкой. Уж что-что, а ботаническая темя для футбольного чемпионата явно придёт в голову не каждому. Честно, первым впечатлением было: «Фу, что за детский сад: цветочки, листочки? Тьфу!» Но потом подпривыклось, да и выглядит это скорее просто прикольно и забавно, чем по-детски, да и вообще похвально, что дизайнеры решили проявить оригинальность.

2012
2012
2012

Что ещё нового было? После забитого мяча счёт показывался только с автором последнего гола, а не в компании всех прошлых.

2012

Последние слова.

Вот и закончено наше путешествие во времени длинной в 52 года. За это время техника и телевидение в том числе сделали огромный шаг вперёд, что даже записи трансляций начала двухтысячных кажутся гостями из каменного века. Но прогресс неизбежен, а к хорошему привыкаешь бысто :)

Спасибо за внимание!