22 мин.

51 (3)

27 ЛЮСЬЕН БЬЯНКИ (34 года, Бельгия) – 30 марта 1969 года (Ле-Ман, Франция)

Последняя команда в Ф-1: «Купер Кар»

Последняя машина в Ф-1: Cooper T86B

Сезоны – 7, старты – 17, победы – 0, очки – 6

1959 – н.к.

1960 – 24 место

1961 – н.к.

1962 – н.к.

1963 – н.к.

1965 – н.к.

1968 – 17 место

Вообще-то звали его Лючиано и был он родом из Милана. Но в детстве переехал с семьей в Бельгию и впоследствии принял бельгийское гражданство.

Долгое время выступал на очень скромных машинах в составе бельгийской национальной команды, да и в ней выполнял обязанности тест-пилота и иногда подменял основных гонщиков. В сезоне-62 выступил на двух этапах, в 63-м и 65-м – на одном.

Более-менее полноценный чемпионат Бьянки провел только в 68-м, когда принял предложение команды «Купер». Откатал 7 этапов, в Монако финишировал третьим, у себя на второй родине – шестым. Но «Купер Кар» распался из-за финансовых проблем, и Люсьен временно остался без работы. В конце года он оказался в шаге от своей первой и громкой победы: принял участие в автомарафоне Лондон-Сидней и уверенно лидировал, когда за 100 миль до финиша врезался в какого-то постороннего олуха, выпершегося на трассу гонки и не захотевшего уступить дорогу. Разбитая машина, сломанная нога, жестокое разочарование вместо победы… Да еще команды Ф-1 не увидели в нем человека, который мог бы их усилить.

Оправившись от такого морального и физического удара, Бьянки временно подписался за «Автодельту», чтобы на их «Альфа Т33s» посоревноваться в одной из сильнейших незачетных гонок «24 часа Ле-Мана». (Не потерявшей популярность даже после жуткой трагедии в 1955-м с участием Пьера Левега.) Накануне гонки в тренировочном заезде он не справился с управлением, и болид, врезавшись на огромной скорости в телеграфный столб, разлетелся буквально на части под грохот взорвавшегося бензобака…

28 ГЕРХАРД МИТТЕР (33 года, Германия) – 1 августа 1969 г. (Нюрбургринг, Германия)

Последняя команда в Ф-1: «Байериш Моторен Верке»

Последняя машина в Ф-1: BMW 269

Сезоны – 6, старты – 5, победы – 0, очки – 3

1963 – 12 место

1964 – н.к.

1965 – н.к.

1966 – н.с. (не стартовал)

1967 – н.к.

1969 – н.к.

Своеобразный такой парень – стартовал меньше, чем провел в Ф-1 сезонов. А все дело в том, что все свои «формульные» гонки он по какой-то причине проводил исключительно в Германии, на Нюрбургринге, причем почти всякий раз в какой-нибудь другой команде (в 1966-м даже не стартовал, потому что накануне получил травму во второстепенной гонке). Привычка, хобби, суеверие – кто знает.

Нюрбургринг его и убил. В квалификации к Гран-при 1969 года от его БМВ на полном ходу оторвалось колесо…

В память о Герхарде Миттере в Германии ежегодно проводятся ралли, названные его именем.

29 БРЮС МАКЛАРЕН (32 года, Новая Зеландия) – 2 июня 1970 г. (Гудвуд, Великобритания)

Последняя команда в Ф-1: «Брюс МакЛарен»

Последняя машина в Ф-1: McLaren M14A

Сезоны – 13, старты – 100, победы – 4, очки – 196,5

1958 – н.к.

1959 – 6 место

1960 – 2 место

1961 – 8 место

1962 – 3 место

1963 – 6 место

1964 – 7 место

1965 – 9 место

1966 – 16 место

1967 – 14 место

1968 – 5 место

1969 – 3 место

1970 – 14 место

Поистине легенда автоспорта. Хотя Брюс никогда не становился чемпионом мира, его вклад в дело Формулы-1 неоценим.

Он был не только классным гонщиком (одержал свою первую победу на этапе в 22 года, в 1959-м на Гран-при США, и рекорд этот продержался до 2003 года и до появления Фернандо Алонсо), но и превосходным конструктором автомобилей, что позволило ему после нескольких лет выступлений за команду «Купер Кар» создать собственный болид. Причем весьма успешный: в 66-м мир впервые увидел на трассах Ф-1 «Макларен М2В», еще немного неуклюжий, ломкий и медлительный, а уже в 68-м модель М7А завоевала второе место в Кубке конструкторов. Еще годом позже усовершенствованный ее вариант М7С привез своего создателя на третье место в личном зачете.

Брюс и погиб «профессионально»: испытывая свое новое детище М8А на английской трассе Гудвуд (хотя в Ф-1 1970 г. ездил на модели М14А). Оторвался какой-то из элементов конструкции, машина на секунду вышла из-под контроля, и этого хватило, чтобы она врезалась в заброшенное строение маршальского поста, похоронив под его обломками и себя, и конструктора. Так и не удалось ему распечатать вторую сотню заездов в «Формуле-1».

Сейчас, конечно, от идей новозеландца в современном шасси «Макларена» ничего не осталось, а двигатели этим машинам поставляли и «Форд», и «Хонда», и «Пежо», и «Мерседес», но бренд необычайно силен. Команда с таким именем существует по сей день, мало того, она за всю историю Ф-1 уступает лишь «Феррари» и «Уильямсу» по количеству Кубков конструкторов и только «Красным жеребцам» по числу побед гонщиков в личном зачете. На «Макларенах» в свое время ездили и побеждали такие замечательные пилоты как Жаки Икс, Эмерсон Фиттипальди, Жиль Вильнёв, Ален Прост, Ники Лауда, Айртон Сенна, Мика Хаккинен, Найджел Мэнселл, Дэвид Култхард, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон.

30 ПИРС КАРИДЖ (28 лет, Великобритания) – 21 июня 1970 г. (Зандвоорт, Голландия)

Последняя команда в Ф-1: «Фрэнк Уильямс»

Последняя машина в Ф-1: De Tomaso 505

Сезоны – 5, старты – 28, победы – 0, очки – 20

1966 – н.к.

1967 – н.к.

1968 – 20 место

1969 – 8 место

1970 – н.к.

Француз по происхождению (Piers Courage, то бишь Пьер Кураж) Пирс начинал в слабеньких командах «Рон Харрис» и «Рег Парнелл», а в гору пошел, когда его пригласил к себе Фрэнк Уильямс и он пересел на «Бребхэм» с «фордовским» мотором. Однако несмотря на определенный успех единственного своего представителя (два вторых места в Монако и США), команда в сезоне-70 решила поменять болид на «Де Томазо 505». Новый автомобиль оказался страшно капризным. В четырех первых гонках Каридж однажды не прошел квалификацию, дважды не смог финишировать из-за поломок, а еще раз по той же причине не стартовал. Пятый этап, в Голландии, стал для него последним.

На 28-м круге трассы в Зандвоорте он не справился с управлением на крутом вираже, болид ушел под откос, перевернулся и взорвался. Выжить в таком страшном пожаре у Пирса Кариджа шансов не было.

31 КАРЛ-ЙОХЕН РИНДТ (28 лет, Австрия) – 5 сентября 1970 г. (Милан, Италия)

Последняя команда в Ф-1: «Голд Лиф Тим Лотус»

Последняя машина в Ф-1: Lotus 72C

Сезоны - 7, старты - 60, победы - 6, очки - 109 

1964 – н.к.

1965 – 13 место

1966 – 3 место

1967 – 12 место

1968 – 12 место

1969 – 4 место

1970 – чемпион мира (посмертно)

Взгляните еще раз на предыдущую строку, если вы ее случайно пропустили…

Свою карьеру гениальный австриец начал с посредственных команд «Купер Кар» и «Бребхэм Расинг» и со слабеньких автомобилей, но даже из них выжимал всё возможное и порой даже невозможное. Резкое улучшение результатов наступило после перехода Риндта в «Лотус». На этой машине он впервые в жизни выиграл этап Ф-1 (в США в 69-м), на ней он блистательно начал сезон-70. Первая его победа была в Монако, а затем, после небольшого перерыва, последовали четыре кряду – Голландия, Франция, Великобритания, Германия…

Риндт уверенно шел к победе в чемпионате, хотя Жаки Икс и Клей Регаццони изо всех сил пытались составить ему конкуренцию. Перед 10-м этапом в итальянской Монце австриец набрал уже 45 очков и казался практически недосягаем. Хотя в народе шептались, что после гибели двух его коллег и друзей Брюса МакЛарена и Пирса Кариджа Карл-Йохен «стал не тот», что он сломался психологически и будет осторожничать.

Трасса Монцы – одна из самых простых в мире автогонок, по форме напоминает очертания бумеранга: всего два поворота под 180 градусов на противоположных ее оконечностях и две не очень сложные кривые посередине. И оттого, как ни парадоксально, одна из самых опасных. Кажущаяся ее простота инстинктивно побуждает гонщиков давить на педаль акселератора до упора, выжимая из двигателей всю мощность и разгоняя болиды до чудовищных скоростей.

Это и стало одной из причин гибели Риндта в квалификационном заезде. Перед входом в одну из кривых в его «Лотусе» то ли что-то сломалось (предположительно, подвеска), то ли машину просто занесло, болид на полном ходу врезался в ограждение и разломился на куски.

Но есть и еще одна причина, парадоксальная. Дело в том, что Риндт слыл ярым борцом за безопасность автогонок. Благодаря его заявлениям и открытым письмам организаторам было внедрено несколько новшеств – в частности, запретили слишком высокие и опасные задние антикрылья. Но в том сезоне, стремясь выиграть чемпионат, австриец поступал порой безрассудно – срезАл, например, перед гонкой ремни безопасности, которыми тогда пристегиваться лишь рекомендовали, но не приказывали. А еще перед Монцей он распорядился снять со своей машины антикрыло, чтобы не проигрывать на прямых «Феррари», после чего его машина стала плохо управляемой. Будь ремни в порядке, Йохен, скорее всего, остался бы жив, а так тело гонщика пришлось долго и трудно извлекать из-под приборной доски, куда его вогнало силой инерции. Он еще подавал признаки жизни, но несколькими часами позже скончался в миланском госпитале.

В этот момент у его преследователей еще оставались теоретические шансы «достать» лидера. Жаки Иксу, например, в трех оставшихся гонках требовалось набирать 27 очков, что при существовавшей системе 9-6-4-3-2-1 означало три обязательные победы. Клею Регаццони нужно было чуть меньше, однако швейцарец в том сезоне только дебютировал, а потому две победы и финиш в третьей гонке не ниже третьего места выдать не мог. Жаки Икс попытался: выиграл 11-й этап, в Канаде, выиграл и последний, 13-й, в Мексике. Но на 12-м, в США, заняв поул-позицию, на протяжении 4/5 дистанции следуя по пятам лидера Джеки Стюарта и почти было доставший его, вдруг завернул на незапланированный пит-стоп якобы из-за утечки топлива. В итоге – 4 место… Там же, на автодроме Уоткинс-Глен, организаторами гонок Карл-Йохен Риндт был официально провозглашен чемпионом мира посмертно.

Поговаривают, что никакой утечки топлива в болиде симпатичного, любимого всеми, талантливого, но не очень удачливого (два вторых и три четвертых места на чемпионатах мира) пилота «Феррари» Жаки Икса на самом деле не было. Просто благородный бельгиец хорошо знал весь расклад и тем самым почтил память Риндта.

1971-й стал черным для молодой, образованной всего годом ранее команды «Yardley Team BRM», которая потеряла сразу обоих своих основных пилотов. Обоих – в очень схожих ситуациях.

32 ПЕДРО РОДРИГЕС (31 год, Мексика) – 11 июля 1971 г. (Норисринг, Германия)

Последняя команда в Ф-1: «Ярдлей Тим»

Последняя машина в Ф-1: BRM P160

Сезоны – 9, старты – 55, победы – 2, очки – 71

1963 – н.к.

1964 – 19 место

1965 – 14 место

1966 – н.к.

1967 – 6 место

1968 – 6 место

1969 – 14 место

1970 – 7 место

1971 – 10 место

Несчастная семья… Спустя 9 лет после смерти Рикардо Родригеса автогонки сожрали и его старшего брата Педро.

Хотя Педро был на два года старше брата, в Формулу-1 он пришел двумя годами позже. Ему не везло с командами, точнее сказать – с их машинами. Но в мастерстве Родригеса никто не сомневался, если уж он на «Купере» сумел в 1967-м выиграть этап в Южной Африке. Затем последовал спад. Педро поменял пять команд, однажды – сразу три в течение одного чемпионата, но его везде преследовали поломки двигателя. Даже на «Феррари» в 69-м. И только в следующем году он нашел свою команду и свою машину – BRM 153 в новообразованной «Ярдлей Тим».

На этом болиде он победил на Гран-при Бельгии, в США был вторым, дважды занимал четвертые места. В кои-то веки он мог действительно соревноваться с соперниками на трассе, а не с постоянно барахлившими двигателями, подвесками и коробками передач.

Сезон-71 Родригес начал более чем уверенно – 4-й в Испании, 2-й в Голландии. Новая модель BRM 160 иногда «козлила», но в целом была даже получше предыдущей. Кроме того, Педро победил в гонках «24 часа Дайтона», «1000 км Монцы», «1000 км Спа» с Джеком Оливером и «1000 км Остеррайхринг» с Ричардом Эттвудом. Словом, всё располагало к развитию успеха.

Педро Родригес, как и его брат, жил гонками, и незадолго до 6-го этапа Ф-1 не смог отказаться от приглашения поучаствовать в гонке Интерсерии на немецком автодроме Норисринг. Его собственный болид находился в очередной доводке, и он сел за руль «Феррари» 512М, принадлежавшей его коллеге Герберту Мюллеру. Лопнувшая, как предполагают, шина стала причиной тяжелейшей аварии, после которой автомобиль был объят пламенем. Родригеса удалось высвободить из деформировавшейся кабины, но он к тому времени уже скончался из-за множественных тяжелых травм.

33 ЙО (Йозеф) ЗИФФЕРТ (35 лет, Швейцария) – 24 октября 1971 г. (Брендс-Хетч, Англия)

Последняя команда в Ф-1: «Ярдлей Тим»

Последняя машина в Ф-1: BRM P160

Сезоны – 10, старты – 96, победы – 2, очки – 68

1962 – н.к.

1963 – 15 место

1964 – 10 место

1965 – 12 место

1966 – 14 место

1967 – 12 место

1968 – 7 место

1969 – 9 место

1970 – н.к.

1971 – 5 место

Опытнейший швейцарец был из категории так называемых «рабочих лошадок». Гонщик опытный, старательный, но находившийся на вторых ролях. В основном из-за слабости машин, на которых он ездил. Определенный прогресс наметился у него в конце 60-х, когда Зиффи перешел в команду Роба Уокера и пересел с «Купера» на «Лотус». Хотя новый болид также был отнюдь не совершенством, Зифферт доказал, что при умелом обращении с ним он способен на многое, когда в 68-м выиграл Гран-при Великобритании.

После неудачной попытки реанимировать убогий «Марч 701» в 1970-м (из-за постоянных поломок двигателя Йо не смог финишировать на 9 из 13 этапов), швейцарец ушел в «Ярдлей», где и добился наивысшего своего успеха, хотя поначалу его BRM тоже страшно чудил. Но когда болид удалось укротить, Зифферт выиграл на нем Гран-при Австрии, пришел вторым в США, еще дважды финишировал в шестерке.

Вдохновленные механики пообещали, что теперь-то они окончательно доведут машину до ума и в сезоне-72 та начнет побеждать постоянно, а не от случая к случаю. Лучше бы они поторопились! В октябре 71-го на автодроме Брендс-Хетч во время традиционной гонки Rothmans Victory Race болид Зифферта BRM P160 из-за отказа тормозов врезался в заграждение и загорелся. Так же, как и в случае с Педро Родригесом, кокпит машины был деформирован от удара, и когда Зиффи наконец-то высвободили из огненной ловушки, он уже был мертв. Не от травм, а от удушья. Какая разница…

34 ЙО (Йоаким) БОННЬЕР (42 года, Швеция) – 11 июня 1972 г. (Ле-Ман, Франция)

Последняя команда в Ф-1: «Экюри Бонньер»

Последняя машина в Ф-1: McLaren M7C

Сезоны – 16, старты – 104, победы – 1, очки – 39

1956 – н.к.

1957 – н.к.

1958 – 18 место

1959 – 8 место

1960 – 18 место

1961 – 15 место

1962 – 15 место

1963 – 11 место

1964 – 15 место

1965 – н.к.

1966 – 17 место

1967 – 15 место

1968 – 22 место

1969 – н.к.

1970 – н.к.

1971 – н.к.

Следом за одним Йо ушел и второй…

16 сезонов в Формуле-1 – за одно это стоит снять шляпу перед Йоакимом Бонньером, который по этому показателю уступает всего двоим – Грэму Хиллу и Рикардо Патрезе. Пусть даже никто и никогда не считал его фаворитом не то что чемпионата, а отдельно взятой гонки.

Впрочем, однажды шведу удалось посрамить всех скептиков: в 1959-м он чисто выиграл 3-й этап Ф-1 (Гран-при Голландии), оставив позади самого Бребхэма, обоих Хиллов и Жана Бера. Увы, больше на подиуме ему места не находилось – изредка были 5-е или 6-е места.

Последних пять сезонов он выступал самостоятельно, менял «Купер» на «Макларен», тот – на «Хонду», «Хонду» на «Лотус» и опять на «Макларен». Но в одиночку сражаться трудно. Завоевав за всё это время всего 4 зачетных очка (а в двух сезонах ему удалось провести всего-то по две гонки), Бонньер принял решение уйти из Формулы-1.

Но несмотря на солидный уже возраст, гонщицкий пыл в нем еще не угас. Бонньер постоянно садился за руль разнообразных прототипов и автомобилей во второразрядных гонках. Погиб он в традиционных «24 часа Ле-Мана», когда его желтая «Лола» столкнулась с «Феррари» какого-то любителя, а затем с барьером. Хотя серьезных повреждений автомобиль вроде бы не получил, огонь поначалу охватил лишь заднюю часть машины, а на помощь быстро подоспел кто-то из гонщиков, спасти Бонньера так и не удалось.

Буквально через неделю на Гран-при Франции в Клермон-Ферране камешек, вылетевший из-под колеса идущей впереди машины, пробил непрочное стекло шлема австрийца Хельмута Марко – пилот лишился левого глаза и вынужден был оставить карьеру гонщика (впоследствии он стал известным менеджером а автоспорте).

35 РОДЖЕР УИЛЬЯМСОН (25 лет, США) – 29 июля 1973 г. (Зандвоорт, Голландия)

Последняя команда в Ф-1: «Марч Расинг Тим»

Последняя машина в Ф-1: March 731

Сезоны – 1, старты – 1, победы – 0, очки – 0

1973 – н.к.

О таких случаях говорить особенно больно – ведь это был первый старт молодого американца в Формуле-1. Если быть абсолютно точным, то Роджер вышел на старт предыдущего этапа, в Великобритании, но так и не пересек стартовую линию, потому что Джоди Шехтер инициировал на прямой перед трибунами массовое столкновение. Пострадало 10 автомобилей, в том числе «Марч» Уильямсона.

А вот следующий этап, в Голландии, закончился трагедией. На 7-м круге из-за какой-то поломки (мост, предположительно) его машина перевернулась, вспыхнула и горящим факелом пронесшись более двухсот метров по трассе, остановилась возле отбойника. Один из пилотов, Дэвид Пэрли, увидев катастрофу, затормозил на противоположной бровке и бросился на выручку. Увы, он оказался единственным на месте происшествия в огнестойком костюме и потому пытался спасти коллегу в одиночку, хотя и сильно обжег кисти рук. Прибывшие на подмогу маршалы толпились неподалеку, опасаясь подступиться к огню, а в их распоряжении поначалу оказался всего один огнетушитель. Прочие же пилоты, которые могли бы помочь, просто проезжали мимо. Роджер Уильямсон погиб в огне.

36 ФРАНСУА СЭВЕР (29 лет, Франция) – 6 октября 1973 г. (Уоткинс-Глен, США)

Последняя команда в Ф-1: «Эльф Тим Тиррелл»

Последняя машина в Ф-1: Tyrrell 006

Сезоны – 5, старты – 47, победы – 1, очки – 89

1969 – н.к.

1970 – 22 место

1971 – 3 место

1972 – 6 место

1973 – 4 место

В начале 70-х «Тирреллу» удалось совершить грандиозный прорыв в мире автоспорта. Отличное, хотя и несколько забавно выглядящее собственное шасси в сочетании с двигателем «Форд Косуорт DFV 3.0», а также приглашение чемпиона мира-69 Джеки Стюарта сразу вывело «Эльф» в число ведущих команд «Формулы». Для полного счастья не хватало надежного второго пилота.

И тот вскоре нашелся в лице весельчака и балагура Франсуа Сэвера. В 71-м эта парочка принесла «Тирреллу» Кубок конструкторов, а также 1 и 3 места в личном зачете. В 72-м Стюарт и вся команда отступили на вторые позиции. В 73-м должен был состояться реванш над «Лотусом».

К этому всё шло. Перед последним, 15-м туром, который должен был пройти на американском автодроме Уоткинс Глен, Джеки Стюарт уже был недосягаем для соперников и праздновал свой третий чемпионский титул, Сэвер блистательно ему ассистировал, заработав очки за 6 вторых мест на этапах и еще четыре финиша в шестерке. Однако судьба Кубка конструкторов оставалась неясной, поскольку «Тиррелл» и «Лотус» набрали очков поровну.

Трагедия произошла не в гонке, а накануне, в квалификации. Франсуа Сэвер, обожавший эту трассу (она принесла ему в 1969-м единственную в карьере победу на этапе, а в 70-м он был здесь вторым), сражаясь за поул-позицию, не справился с управлением на ухабе. Его болид швырнуло в отбойники с такой силой, что пилот погиб мгновенно.

Его напарники Стюарт и Эймон на следующий день не вышли на старт, и Кубок конструкторов достался «Лотусу». Несколько позже Джеки Стюарт под впечатлением от случившегося объявил о завершении карьеры и ушел, таким образом, непобежденным. Так Кен Тиррелл в одночасье остался без своего лидера и без того, кто должен был его заменить на несколько ближайших лет.

37 ПИТЕР РЕВСОН (35 лет, США) – 22 марта 1974 г. (Кьялами, ЮАР)

Последняя команда в Ф-1: «Шэдоу Расинг Тим»

Последняя машина в Ф-1: Shadow DN3

Сезоны – 5, старты – 30, победы – 2, очки – 61

1964 – н.к.

1971 – н.к.

1972 – 5 место

1973 – 5 место

1974 – н.к.

Американец провел два очень сильных сезона в команде «Ярдлей». Однако после чемпионата-73 ее шеф решил усилиться кадрово и предупредил Ревсона, что в дальнейшем рассчитывает на него лишь как на третьего пилота. Не удивительно, что гонщик, чей потенциал не вызывал сомнений (на его счету было уже два Гран-при – в Великобритании и Канаде), отказался от такой перспективы и перешел в новообразованную «Шэдоу». «Тени» гоняли на шасси собственной конструкции с двигателем «Форд Косуорт» и подавали большие надежды, однако за неделю до третьего этапа в южноафриканском Кьялами при тестировании болида Ревсоном у машины отказали тормоза и она на огромной скорости врезалась в заграждение.

38 СИЛЬВИО МОЗЕР (33 года, Швейцария) – 26 мая 1974 г. (Локарно, Швейцария)

Последняя команда в Ф-1: «Джолли Клаб Свитцзерланд»

Последняя машина в Ф-1: Bellasi F1-70

Сезоны – 6, старты – 12, победы – 0, очки – 3

1966 – н.к.

1967 – н.к.

1968 – 23 место

1969 – 16 место

1970 – н.к.

1971 – н.к.

Швейцарец оставил Формулу-1 еще в 1971-м, после того как в течение двух сезонов безуспешно пытался выжать хоть какие-то признаки жизни из безнадежной «Белласи». Он сосредоточился на выступлениях в Формуле-2 и отдельных гонках. На одной из них, «1000 км Монцы», Мозер и разбился в машине «Лола», получив серьезные повреждения головы и внутренних органов. Он перенес более десятка операций в течение месяца, но выкарабкаться так и не сумел.

39 ХЕЛЬМУТ КОЙНИГГ (25 лет, Швейцария) – 6 октября 1974 г. (Уоткинс-Глен, США)

Последняя команда в Ф-1: «Тим Сюртэ»

Последняя машина в Ф-1: Surtees TS16

Сезоны – 1, старты – 2, победы – 0, очки – 0

1974 – н.к.

От судьбы не уйдешь… Молодой швейцарец несколькими месяцами раньше принял участие в «24 часах Ле-Мана». Машина Койнигга потерпела аварию, загорелась, и гонщика спасли просто чудом. Он подался в «Формулу», в новообразованную команду «Тим Сюртэ» и во второй своей гонке (это был 15-й, последний этап в сезоне), потеряв контроль над болидом, насмерть разбился о барьер…

1975-й принес трагедию в Испании. 27 апреля в Монжуик-Парке (4-й этап) у машины немецкого гонщика Рольфа Штоммелена из команды Грэма Хилла оторвалось заднее антикрыло. Болид, потерявший устойчивость, проломил хлипкий барьер и убил на месте пятерых зрителей, ранив еще свыше десяти. Был тяжело травмирован и сам пилот, сумевший вернуться в строй лишь под конец сезона… Гонка была остановлена, и за нее начислено лишь половину очков (любопытно, что именно тогда первый и последний раз в зачетной шестерке пришла женщина, итальянка Лелла Ломбардини; завоеванные ею пол-очка так и остаются единственным женским успехом в Ф-1). Больше на этой трассе гонки Формулы-1 никогда не проводились. А к Штоммелену мы еще вернемся – через восемь лет…

40 МАРК ДОНОХЬЮ (38 лет, США) – 19 августа 1975 г. (Грац, Австрия)

Последняя команда в Ф-1: «Пенске Карз»

Последняя машина в Ф-1: Penske PC1

Сезоны – 3, старты – 14, победы – 0, очки – 8

1971 – 16 место

1974 – н.к.

1975 – 15 место

Марк Донохью проводил первый полноценный чемпионат. В двух предыдущих он провел всего по два североамериканских этапа в каждом. Определенные успехи были – он дважды приезжал в зачетной шестерке, но в целом машины «Пенске» не могли конкурировать с признанными лидерами. Утром в день 12-го этапа чемпионата, на австрийском «Остеррайхринге», на разминочном круге у болида Донохью взорвалась покрышка. Пробив барьер, машина вылетела с трассы и разбилась о рекламный щит, тяжело травмировав двух маршалов трассы (один из них скончался). Сам гонщик, несмотря на несколько проведенных операций, через два дня умер в больнице Граца…

А завершился этот год гибелью целой команды. Двукратный чемпион мира (1962 и 1968) Грэм Хилл, не прекращая выступлений, организовал собственную команду. По окончании сезона, возвращаясь с тестов на легком самолете, вся команда угодила в авиакатастрофу, в которой никто не выжил – Хилл, сидевший за штурвалом самолета, его напарник 22-летний Тони Брайз, конструктор Энди Смоллман и еще четыре человека.

(Окончание следует)