20 мин.

51 (1)

Казалось бы – ну какая тут связь… Где футбол, а где Формула-1. И тем не менее…

Дело в том, что меня несколько покоробило обсуждение, которое буквально на следующий день после трагедии с Максом началось на разных Инет-ресурсах – как он ехал, на чем он ехал, какая была скорость и какая была трасса. И вообще, дескать, хорошо, что Пашаев не забрал с собой еще несколько жизней.

В этом есть определенная логика. Но, на мой взгляд, в подобных ситуациях ее следует загнать в дальний угол и стараться не выпускать на волю. В противном случае можно легко договориться до полного абсурда и кощунства.

Всё понимаю, как человек, чей водительский стаж начал отсчет с далекого 1985 года. И опыта у Максима было кот наплакал, и его возможности и умение вряд ли соответствовали возможностям его машины, и права он почти наверняка получил немного не так, как положено. И самоуверенность, свойственная молодости, в тот роковой день присутствовала, и ремни безопасности, подозреваю, находились не там, где им надлежало быть.

И все равно – не время и не место. Существуют еще, надеюсь, общечеловечекие понятия – жалость к загубленной жизни, сострадание столь ранней потере, соболезнование родным и близким. И именно это должно быть главным. А не умные лица и математические выкладки происшедшего.

А ситуации бывают разные… Помню рассказ тестя о его хорошем друге, пилоте, который впервые в жизни летел на самолете в качестве пассажира. Ему предоставили так называемое «пилотское место» - в первом ряду сразу за кабиной экипажа. А там сидела молодая мама с двумя детьми. Так чтобы им не мешать, этот пилот ушел в задние ряды кресел, оставив под своим сиденьем портфель. Самолет потерпел катастрофу. Женщина и дети выжили. Мало того, даже банка с маринованными грибами в портфеле этого летчика не разбилась. А сам он, как и большинство сидящих в конце салона, погиб…

В 2007-м в тяжелую аварию попала наша редакционная машина. Обстоятельства – трудно поверить: в три часа ночи, в абсолютно пустом городе, при трезвых и адекватных водителях, на огромном и хорошо освещенном перекрестке не разминулись два автомобиля. Просто чудо, что ни один из шести человек, сидевших в них, не погиб, хотя все получили травмы разной степени тяжести (я, например, провалялся в гипсе три месяца) – ведь обе машины после аварии восстановлению не подлежали… Попробуйте такое осмыслить и объяснить.

Так что всякое бывает. И в подтверждение тому – следующий материал. О гонщиках-«формулистах», чьи жизни оборвались очень быстро и отнюдь не по естественным причинам.

Здесь необходимо пояснение. Дело в том, что далеко не все гонщики в этом списке стали жертвами именно «Формулы-1». В первые годы существования чемпионата он состоял всего из 7-9 этапов, интервал между которыми порой составлял 3 месяца. Деньги тогда платились тоже не в пример нынешним небольшие, и практически все пилоты, преследуя две цели – поддержать форму и заработать – участвовали в перерывах между этапами в разнообразных гонках, которых существовала масса: многодневные, на 1000 миль или 1000 километров, на сутки, нередко со сменными гонщиками, гран-при отдельных городов или стран. Смерть порой настигала их и там.

Немало в этом списке таких, кто погиб не в официальном, зачетном заезде, а на тренировке или в квалификации. Но, как вы понимаете, от этого суть не меняется – все они были пилотами «Формулы-1» и все их жизни забрала трасса.

1 РАЙМОН СОММЕР (44 года, Франция) – 10 сентября 1950 г. (Тулуза, Франция)

Последняя команда в Ф-1: «Талбот-Даррак»

Последняя машина в Ф-1: Talbot Lago T26C-GS

Сезоны – 1, старты – 5, победы – 0, очки – 3

1950 – 14 место

Первым в «черном списке» значится имя француза Раймона Соммера. Он участвовал в самом первом чемпионате Ф-1 (1950 г.), где в паре гонок заставил понервничать лидеров того сезона Фарину и Фанхио, хотя и набрал в итоге всего 3 очка (4-е место в Гран-при Монако, известном самой первой большой аварией в Ф-1 – тогда стояла ветреная погода и из-за морских брызг трасса стала мокрой, что привело к столкновению сразу девяти машин на первом же круге; удивительным образом никто из гонщиков не пострадал). Погиб же Соммер 10 сентября 1950 г. во второстепенной гонке в классе до 500 кубов в Тулузе на трассе «Кадур». Как считается, у его «Купера» заклинило колесный подшипник, после чего машина потеряла управление.

2 ЛУИДЖИ ФАДЖИОЛИ (52 года, Италия) – 20 июня 1952 г. (Монте-Карло, Монако)

Последняя команда в Ф-1: «Альфа Ромео»

Последняя машина в Ф-1: Alfa Romeo 159

Сезоны – 2, старты – 7, победы – 1, очки – 32

1950 – 3 место

1951 – 11 место

1951 год обошелся без трагических происшествий, зато следующий открыл печальную серию обязательных ежегодных смертей на трассах, которая была прервана лишь в 1963-м.

Карьера «старого грабителя из Абруццо» (шутливое прозвище ветерана) началась еще в 1926 году. Он становился победителем самых разнообразных гонок в составе различных команд – «Мазерати», «Альфа Ромео», «Мерседес-Бенц»… Опыт очень пригодился Луиджи, когда он принял участие в самом первом чемпионате Ф-1 в составе непобедимой «Альфа Ромео» и после нескольких расчетливых выступлений занял третью строку в итоговом протоколе чемпионата. Он остался в команде и на 1951 год, но во время Гран-при Франции после разворота в начале гонки заехал на пит-стоп и там вынужден был отдать свою машину Фанхио, чтобы тот закончил на ней гонку, в которой аргентинец в итоге стал победителем. Это возмутило гордого Фаджиоли, и он никогда больше не выходил на старт в гонках Ф-1.

Но в гонках остался – за рулем собственной OSCA. В конце мая 1952 года во время тренировочного заезда в Монте-Карло Фаджиоли потерял управление в туннеле и врезался в бетонную балюстраду. Его выбросило из автомобиля, и в госпиталь он был доставлен в бессознательном состоянии, с переломами руки и ноги. Четыре дня спустя он пришел в сознание, казалось, опасность миновала, но по прошествии трех недель после аварии у него случился рецидив – полностью отказала нервная система, и 20 июня он скончался.

3 ШАРЛЬ де ТОРНАКО (26 лет, Бельгия) – 18 сентября 1953 г. (Модена, Италия)

Последняя команда в Ф-1: «Экюри Франкоршам»

Последняя машина в Ф-1: Ferrari 500

Сезоны – 2, старты – 2, победы – 0, очки – 0

1952 – н.к. (здесь и дальше «н.к.» обозначает, что гонщик не квалифицирован по месту, поскольку не набирал очков)

1953 – н.к.

У сына богатого и известного гонщика 20-х барона де Торнако, как говорят, не было отцовского таланта. Гонки он обожал, но водил плохо. В команду «Экюри Франкоршам» он попал только благодаря связям, деньгам и энтузиазму, стартовал всего в двух гонках. Еще в одной он не прошел квалификацию, а однажды почему-то отказался стартовать.

Погиб он во время практики к Гран-при Модены, не входившему в зачет чемпионата мира, когда на сложном участке трассы не справился с управлением. Его «Феррари» перевернулся, и Шарль получил тяжелые повреждения головы и шеи. Медицинское обеспечение того Гран-при оказалось на таком низком уровне, что де Торнако умер в салоне обычного автомобиля, на котором его хотели отвезти в больницу.

4 ФЕЛИЧЕ БОНЕТТО (50 лет, Италия) – 21 ноября 1953 г. (Силао, Мексика)

Последняя команда в Ф-1: «Мазерати»

Последняя машина в Ф-1: Maserati A6GCM

Сезоны – 4, старты – 15, победы – 0, очки – 17,5

1950 – 19 место

1951 – 8 место

1952 – 16 место

1953 – 9 место

Известный под прозвищем «Пират» Бонетто заслужил славу бесстрашного, а порой и безрассудного гонщика. В Ф-1 поменял три команды, ни в одной на первых ролях не был, но в индивидуальных гонках на собственной «Лянче» нередко одерживал громкие победы – например, на Гран-при Порту в 1950-м, в гонке Тарга Флорио в 1952-м.

В канун своего 50-летия Бонетто был более деятелен, чем когда-либо, на подколки насчет возраста отвечал шутками и победами. Впервые проведя полный сезон в Ф-1 в качестве третьего пилота «Мазерати», он вновь пересел за руль собственной машины, выиграл Гран-при Португалии, финишировал третьим в популярной итальянской «Милле Милья». Участвуя в изнурительной многодневной «Каррера Панамерикана», на скользкой трассе в мексиканской деревне Силао Бонетто не справился с управлением, его «Лянчу» занесло, и он погиб, врезавшись в фонарный столб.

5 ОНОФРЕ МАРИМОН (30 лет, Аргентина) – 31 июля 1954 г. (Нюрбургринг, Германия)

Последняя команда в Ф-1: «Мазерати»

Последняя машина в Ф-1: Maserati 250F

Сезоны – 3, старты – 11, победы – 0, очки – 8,14

1951 – н.к.

1953 – 11 место

1954 – 14 место

Онофре считался протеже знаменитого 5-кратного чемпиона Ф-1 Хуана Мануэля Фанхио, который в прошлом неоднократно сходился на южноамериканских трассах с его отцом, Доминго. Маримон произвел сильное впечатление в 53-м, когда занял третье место на этапе в Бельгии, уступив лишь «ферраристам» Аскари и Виллорези. Неплохо он выступал и в следующем году, хотя конкуренцию сильнейшим составить не мог.

Во время квалификационного заезда в немецком Нюрбургринге, пытаясь показать лучшее время, чтобы занять место получше на стартовом поле, Маримон не рассчитал траекторию на одном из поворотов. Его «Мазерати», пробив ограждение, вылетел с трассы и закувыркался вниз по склону, убив гонщика.

6 АЛЬБЕРТО АСКАРИ (36 лет, Италия) – 26 мая 1955 г. (Монца, Италия)

Последняя команда в Ф-1: «Скудерия Лянча»

Последняя машина в Ф-1: Lancia D50

Сезоны – 6, старты – 32, победы – 13 (в том числе 6 подряд в сезоне-52), очки – 140,14

1950 – 5 место

1951 – 2 место

1952 – чемпион мира

1953 – чемпион мира

1954 – 25 место

1955 – н.к.

Старуха с косой не щадила и величайших… Главный конкурент аргентинца Фанхио Альберто Аскари выиграл оба своих титула на «Феррари». Полоса везения закончилась, когда он в 54-м пересел за руль сначала «Мазерати», а затем «Лянчи».

К очередному чемпионату машину готовили долго, но так и не довели ее до ума. Было понятно, что Аскари вновь не сможет побороться за титул, однако он не сдавался. Лидировал на Гран-при Аргентины, пока не потерял контроль над болидом на скользкой трассе, победил на двух гонках, не входящих в зачет чемпионата…

Вот тут очень любопытный момент. Аскари был очень суеверным. Дело в том, что его отец Антонио тоже в свое время был весьма известным гонщиком и погиб 26 мая 1925 года в возрасте 36-ти лет. Поэтому Альберто никогда не садился за руль 26-го числа любого месяца, а когда ему исполнилось 36 (в июле 54-го), вообще хотел завязать с автогонками…

22 мая на Гран-при Монако (2-й этап чемпионата Ф-1) Аскари попал в знаменитую аварию на набережной – его болид пробил ограждение и рухнул в воду. Альберто отделался испугом и легкими лицевыми травмами, да еще утопил свой «фартовый» шлем. Но парадоксальным образом решил, что это не предупреждение свыше, а напротив, счастливый знак. Дескать, снаряд в одну воронку дважды не попадает. К тому же до 37-летия оставалось всего ничего – каких-то полтора месяца. И спустя четыре дня Альберто сел за руль «Феррари» на трассе в Монце, чтобы протестировать автомобиль к предстоящей гонке Суперкортемаджоре.

По так и не выясненной до сих пор причине его машина потеряла управление и вылетела с трассы. Смерть Аскари была мгновенной. В 36 лет, 26-го мая, точно в день 30-летия гибели его отца.

7 ПЬЕР ЛЕВЕГ (54 года, Франция) – 11 июня 1955 г. (Ле-Ман, Франция)

Последняя команда в Ф-1: «Пьер Левег»

Последняя машина в Ф-1: Talbot Lago T26C

Сезоны – 2, старты – 6, победы – 0, очки – 0

1950 – н.к.

1951 – н.к.

Одна из самых трагических фигур в мире автоспорта. Левег выступал самостоятельно в течение двух лет. Лучший его результат – 7-е место на Гран-при в Бельгии в 1950-м. Но нести все связанные с чемпионатом расходы было ему не по силам, так что с 52-го он сосредоточился на индивидуальных и краткосрочных гонках. На собственном «Талботе» он занял 4-е место в Ле-Мане в 1951-м, а на следующий год лидировал в этом грандиозном заезде на протяжении 22 часов, но выбыл из-за поломки коробки передач.

В 55-м Пьеру предложили место за рулем заводского «Мерседеса». Он долго колебался, будто что-то предчувствуя, но все же согласился. В очередных «24 часах Ле-Мана» на прямой перед боксами его машина, наткнувшись на корпус шедшего впереди и резко тормознувшего болида, буквально взлетела в воздух и, загоревшись, рухнула на переполненные трибуны. Огонь и обломки, несущиеся со огромной скоростью (а корпус «Мерса» был вдобавок выполнен с добавками магния), стали причиной самой страшной трагедии в мире автоспорта – 11 июня мгновенно нашли свою смерть сам гонщик и 86 зрителей, еще около двух сотен получили травмы и ожоги различной степени тяжести.

8 ЛУИ РОЗЬЕ (50 лет, Франция) – 29 октября 1956 г. (Париж, Франция)

Последняя команда в Ф-1: «Экюри Розье»

Последняя машина в Ф-1: Maserati 250F

Сезоны – 7, старты – 38, победы – 0, очки – 18

1950 – 4 место

1951 – 12 место

1952 – н.к.

1953 – н.к.

1954 – н.к.

1955 – н.к.

1956 – 19 место

Ветеран, имевший в послужном списке много эффектных побед в самых разных гонках, в Ф-1 выступал самостоятельно и особых успехов не добился. Во многом потому, что не имел достаточно средств для приобретения новейших автомобилей. Он ездил уверенно и надежно, с разумной долей риска, но использовал устаревшие переделанные и доработанные «Талботы», «Феррари», «Мазерати», которые не тянули против более мощных моделей лидеров.

Последнюю свою победу Розье одержал в начале октября на гонке «1000 км Парижа» на «Мазерати», после чего практически сразу же вышел на старт в Монлери – на трассу, которую он знал отлично – уже на «Феррари». Под проливным дождем машина перевернулась, и гонщик получил тяжелые травмы головы, от которых три недели спустя скончался.

9 ЭУДЖЕНИО КАСТЕЛЛОТТИ (26 лет, Италия) – 14 марта 1957 г. (Модена, Италия)

Последняя команда в Ф-1: «Скудерия Феррари»

Последняя машина в Ф-1: Lancia Ferrari 801

Сезоны – 3, старты – 14, победы – 0, очки – 19,5

1955 – 3 место

1956 – 6 место

1957 – н.к.

Максимального успеха в Ф-1 Кастеллотти добился в 1955-м, когда занял третье место в общем зачете. В те времена гонщику разрешалось менять команды по ходу чемпионата, и Эудженио, начав сезон в «Феррари», закончил его пилотом «Лянчи». Но в 1956-м вернулся в прежнюю свою команду, и удача ему изменила. Единственный серьезный успех пришел к нему в «1000 км Нюрбургринга», где он поделил с Фанхио второе-третье места. Впрочем, ему тогда было всего-то 25, а в 50-х, что видно хотя бы по вышеупомянутым гонщикам, тон в Ф-1 задавали пилоты в возрасте и с огромным опытом.

Сезон-57 Кастеллотти начал успешнее – победил в «1000 км Буэнос-Айреса» - и в Европу возвратился в приподнятом настроении с большими планами на будущее. Однако в марте, тестируя машину перед предстоящим вскоре Гран-при Феррари в Модене, на мокрой трассе врезался на полном ходу в барьер. От удара пилота выбросило из кабины, и накрывшие его обломки автомобиля довершили начатое при столкновении дело…

10 АЛЬФОНСО ДЕ ПОРТАГО (28 лет, Испания) – 12 мая 1957 г. (между Гоито и Гвидиццоло, Италия)

Последняя команда в Ф-1: «Скудерия Феррари»

Последняя машина в Ф-1: Lancia Ferrari 801

Сезоны – 2, старты – 5, победы – 0, очки – 4

1956 – 15 место

1957 – 20 место

Его смерть потрясла всю Италию, но еще больше – Испанию. Это был не просто первый испанский пилот-формулист, погибший в гонке. Дон Алфонсо Антонио Висенте Блас Анхел Франсиско Борха Кабес де Вака и Лейтон, Карбахал и Аре, XVII-й маркиз де Портаго, маркиз де Мораталья, XIII-й граф де ла Мехорада, граф де Перниа, герцог Арагонский, Гранд Испании был одним из титулованнейших людей страны.

Он был разносторонним и талантливым спортсменом, становился победителем на ипподромах, теннисных кортах, в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, в стипльчезе и бобслее, где даже принял участие в Олимпийских играх-56. В 1954-м всерьез увлекся автогонками и сразу доказал, что и в них он не последний человек – занял второе место в «1000 км Буэнос-Айреса». В 56-м был приглашен в команду «Феррари». Первый сезон ушел на привыкание, но в паре гонок новичок показал себя с самой лучшей стороны и в начале 1957 года считался претендентом если не на чемпионство, то наверняка на место в первой пятерке. Первая же гонка – Гран-при Аргентины в январе – это подтвердила, де Портаго финишировал в ней пятым.

Второй этап «Формулы» (а всего их было 8) должен был пройти лишь во второй половине мая. Многие пилоты использовали это время для участия в других гонках. За неделю до Гран-при Монако состоялась традиционная и считавшаяся самой опасной в мире «Милле Милья» в Италии, где среди прочих стартовал и де Портаго. Он шел в первой десятке, когда за 120 километров до финиша лопнувшая на огромной скорости шина превратила его «Феррари» в катафалк для него самого и для его давнего друга и сменного пилота Эда Нельсона. Мало того, влетевшая в толпу неуправляемая машина убила десятерых зрителей. После этого инцидента гонка «Милле Милья» была запрещена специальным постановлением итальянского правительства.

11 ЛУИДЖИ МУССО (33 года, Италия) – 6 июля 1958 г. (Реймс, Франция)

Последняя команда в Ф-1: «Скудерия Феррари»

Последняя машина в Ф-1: Ferrari Dino 246

Сезоны – 6, старты – 24, победы – 1, очки – 44

1953 – н.к.

1954 – 8 место

1955 – 10 место

1956 – 11 место

1957 – 3 место

1958 – 8 место

Третий «феррарист» подряд и первый, кто погиб непосредственно в зачетной гонке «Формулы-1».

Три первых чемпионата Муссо провел в команде «Мазерати» и среди претендентов на победу там не значился. Хотя в самостоятельных гонках порой добивался определенных успехов. Признание к нему пришло после того, как в 56-м его пригласили в «Феррари», а особенно после первой же гонки в Аргентине, где он отдал (хотя мог и не делать этого) свой автомобиль лидеру команды Фанхио, после чего тот довел этап до победы. Во время второго этапа разбил машину, уворачиваясь от резко затормозившего болида все того же Фанхио. Вскоре принял участие в популярных «1000 км Нюрбургринга», где попал в серьезную аварию, но счастливо отделался лишь сломанной рукой.

Шло время, приобретался неоценимый опыт, улучшались результаты. В 57-м Луиджи завоевал в общем зачете третье место, а вместе с ним не совсем приятное реноме «вечно второго». Уж слишком часто он уступал кому-нибудь на финише очередной гонки самую малость.

Муссо великолепно начал сезон-58 – финишировал вторым на первых двух этапах, на третьем ему не хватило нескольких секунд, чтобы войти в зачетную шестерку. Кроме того, он стал вторым на Гран-при Буэнос-Айреса и на «1000 км Буэнос-Айреса». К середине сезона ему, казалось, наконец-то удалось сломать неприятную традицию – он победил на Гран-при Сиракуз и в гонке «Тарга Флорио»…

Во время шестого этапа Ф-1 (Гран-при Франции в Реймсе), когда Муссо пытался обойти на длинной кривой «Гё» своего партнера по команде Хоторна, колесо его «Феррари» на скорости примерно в 220 км/час угодило в выбоину на краю трассы. Итальянец погиб мгновенно…

12 ПИТЕР КОЛЛИНЗ (26 лет, Великобритания) – 3 августа 1958 г. (Бонн, Германия)

Последняя команда в Ф-1: «Скудерия Феррари»

Последняя машина в Ф-1: Ferrari Dino 246

Сезоны – 7, старты – 32, победы – 3, очки – 47

1952 – н.к.

1953 – н.к.

1954 – н.к.

1955 – н.к.

1956 – 3 место

1957 – 9 место

1958 – 5 место

Этот славный улыбчивый британец, внешне очень похожий на современного американского киноактера Вэла Килмера, стал гонщиком очень рано, в 20 лет. Понятно, что из-за молодости и нехватки опыта на него поначалу не обращали внимания «киты» вроде «Феррари» или «Мазерати», и ему приходилось выступать за второразрядные команды «Вандервелл» и «HW Motors». Но Питер прогрессировал и в 1956-м добился приглашения в команду «красных жеребцов». Результаты вы и сами видите: 3-е место в общем зачете с двумя уверенными победами на Гран-при Бельгии и Франции. Он мог бы добиться гораздо большего, но во время последнего, 8-го этапа того чемпионата (Монца, Италия) отдал свою машину лидеру команды Фанхио, чтобы тот завоевал уже четвертую победу в чемпионатах мира. В итоге у аргентинца оказалось 30 очков, у британца – 25.

В сезоне-57 Коллинз трижды побывал на подиуме, однако ему ужасно не везло – сцепление, утечка воды из радиатора, впускной клапан, а однажды и столкновение не позволяли ему закончить разные Гран-при.

В следующем чемпионате черная полоса продолжилась: на первом же этапе уже на старте полетел задний мост, затем Питер сходил из-за перегрева двигателя, заклинившей коробки передач и даже вульгарной нехватки топлива. И все-таки, когда машина не подводила, Коллинз выступал блестяще – стал третьим на Гран-при Монако, победил на своей родине (7-й этап, Силверстоун).

Но уже следующий, 8-й этап стал для британца последним в жизни. На немецком Гран-при в Нюрбургринге Коллинз шел третьим, когда в трудной борьбе с Тони Бруксом допустил роковую ошибку, попытавшись срезать поворот. На скорости свыше 150 км/час «Феррари» опрокинулся, закувыркавшись, проломил ограждение и покатился вниз по склону. Питера выбросило из кабины, он ударился о дерево и получил тяжелейшие травмы головы, от которых несколькими часами позже скончался в больнице, не приходя в сознание.

13 СТЮАРТ ЛЬЮИС-ЭВАНС (28 лет, Великобритания) – 25 октября 1958 г. (Ист-Гринстед, Англия)

Последняя команда в Ф-1: «Вандервелл Продактс»

Последняя машина в Ф-1: Vanwall VW (58)

Сезоны – 2, старты – 14, победы – 0, очки – 16

1957 – 12 место

1958 – 9 место

Третьей и последней жертвой кошмарного 1958 года стал также британец, Стюарт Льюис-Эванс, проследовавший в автоспорт по стопам своего отца. Тот, правда, по возрасту до Ф-1 не дотянул, а вот Стюарт, как следует напрактиковавшись в «Формуле-3» и отдельных гонках, и в главном соревновании не потерялся. Говорят, он демонстрировал редкостное сочетание скорости и изящества вождения, обладал фантастической реакцией и недюжинной интуицией, что позволяло ему избегать столкновений в тех случаях, где 8 из 10 других пилотов неминуемо бы угодили бы в аварию.

Сезон-58 стал первым, когда разыгрывался Кубок конструкторов, и лидирующую позицию в этом споре неожиданно занял не признанный лидер тех лет команда «Феррари», а скромный «Вандервелл», основными пилотами которого были Тони Брукс и Стюарт Льюис-Эванс. Английская команда в итоге и стала победителем. Стюарт внес в этот успех немалый вклад – дважды финишировал третьим (в Бельгии и Португалии), еще раз был четвертым. На последнем этапе (11-й; Гран-при Марокко) Льюис-Эванс старался закрепить успех команды, но из-за неожиданно заклинившей коробки передач не справился с управлением. Автомобиль несколько раз перевернулся и загорелся.

Гонщика удалось высвободить из огненной ловушки и, страдающего от тяжелейших ожогов, переправить в Англию под присмотр опытных специалистов. Но несмотря на все их старания, шесть дней спустя Льюис-Эванс скончался…

(Продолжение следует)