10 мин.

О природе некоторых рекордов

Что и говорить, Финал Гран-При для российских спортсменов сложился очень хорошо. Столбова-Климов, Медведева - огромные молодцы, Кавагути-Смирнов и Радионова - большие молодцы. В танцах ничего не сделаешь - можно справляться с техникой, не уступать никому по базе, складывающейся из уровней за элементы, но волшебными надбавками за элементы (гое) запихнут слегка назад и по технике, ну а уж священные компоненты доделают дело и расставят всех по заранее определённым (купленным?) местам.

Но всё, абсолютно всё давно меркнет на фоне той клоунады, что растили и пестовали в мужском одиночном катании. В Финале Гран-При она достигла беспрецедентных размеров, которые перекрыть уже нельзя ничем. Больше просто не накрутишь, чем накручивали здесь. Разберём накрутки на примере проката произвольной программы Юзуру Ханю. Для начала, прыжки. Существует следующая рекомендация ИСУ по выставлению гое за них:

Для + 1 : 2 пункта. Для + 2 : 4 пункта. Для + 3 : 6 или большее число пунктов.

Пункты:

  1. неожиданный / необычный / сложный заход

  2. четко распознаваемые шаги/движения произв. кат. непосредственно перед прыжком

  3. трудная вариации позиции в воздухе / прыжок с «затяжкой» перед вращением

  4. хорошая высота и длина

  5. хорошая растяжка на приземлении / необычный выезд

  6. хорошая плавность от въезда до выезда включая каскады / комбинации прыжков

  7. выполнение всего элемента без видимых усилий

  8. соответствие элемента музыкальной структуре

Первый прыжок - 4C. 1 - . 2 + . 3 - . 4 - . 5 - (ничего необычного на выезде фигурист не делает, хорошей растяжки нет и в помине - убогий выезд "вприсядку" со свободной ногой, провозящей практически по льду). 6 + .

Итого мы видим: без субъективнейших критериев про "лёгкость исполнения" (которую кто хочет - видит, кто хочет - нет, но тут, пожалуй, плюс) и "соответствия музыкальной структуре" (которого тут нет) набралось только на +1. Судьи поставили +3, что на четверных и тройном акселе соответствует надбавке в три балла. 3 (поставлено) - 1 (реальный балл) = 2 балла накрутки.

Идём дальше по программе. 4Т. 1 - . 2 + . 3 - . 4 - . 5 - (то же, что и с сальховым и с абсолютным большинством остальных прыжков). 6 + . 7 + . 8 + . Итого: +2. У судей вновь +3. Ещё балл накрутки. Уже 3.

3Ф. 1 - . 2 + . 3 - . 4 - . 5 - . 6 + . 7 + . 8 + . Итого: +2. Отрицательные характеристики: плохое приземление (на зубец). Полагается -1/-2, тут -1. Итого: +1, что соответсвует надбавке 0.7 (как за все тройные, кроме акселя). Поставили 1.9 гое. 1.2 балла накрутки. Калькулятор щёлкает, уже 4.2 балла в сумме. И это лишь на трёх элементах!

4Т+3Т. 1 - . 2 + . 3 - . 4 - . 5 - . 6 - (потеря флоу после квада). 7 - . 8 +. Только +1. Отрицательные характеристики: четверной недокручен почти на 90 градусов. Галкой (снижением базы) это не карается, но -1. +1 -1 = 0. Судьи дали надбавку 2 балла. Это и есть накрутка. В сумме уже 6.2. Иллюстрация недокрута:

3А+2Т. 1 + . 2 + . 3 + (риппон на тулупе). 4 + . 5 + . 6 + . 7 + . 8 + . +4. Отрицательные характеристики: плохое приземление (на зубец с акселя), -1. Итого +3. Судьи дали +3. Ура, всё честно!

3А+О+3С. 1 + . 2 + . 3 - . 4 - . 5 - . 6 + . 7 + . 8 - . +2. Судьи дали 2.43 - 0.43 балла накрутки. Уже 6.63.

3Р. 1 - . 2 - . 3 - . 4 - . 5 + . 6 - (потерял скорость на выезде). 7 + . 8 - . Итого +1, что соответствует надбавке 0.7. Судьи дали 1.5 балла гое. 0.8 - накрутка. Уже 7.43.

3Л. 1 - . 2 + . 3 - . 4 + . 5 - . 6 - . 7 + . 8 + . +2. Отрицательные характеристики: недокрут примерно на 45 градусов. Галкой не карается, но -1. Итоговые гое: 0.7, судьи поставили 1.8. 1.1 балла накрутки! В сумме Юзуру на одних прыжках пририсовали 8.53 балла. И это ещё не всё!

недокрут лутца

Вращения. Есть следующие положительные факторы по вращениям, итоговые надбавки по пол балла за каждый плюс, для которого, как и в прыжках, надо выполнить 2 требования из следующих восьми:

  1. хорошая скорость или ускорение во время вращения

  2. способность быстро установить центровку вращения

  3. сбалансированность вращения во всех позициях

  4. явно большее, чем требуется, число оборотов

  5. хорошая, сильная позиция (и) (включая высоту, позицию в воздухе/приземления в прыжках во вращение)

  6. необычность и оригинальность

  7. хороший контроль во всех фазах вращения

  8. соответствие элемента музыкальной структуре

В порядке исполнения, комбо-спин: 1 - скорость так себе, на бильмане вообще упала до нуля. 2 - . 3 - . 4 - . 5 - . 6 + . 7 - . 8 + . +1. Отрицательные характеристики: потеря центровки (наказывается от -1 до -3 в зависимости от степени), произошла неоднократно, в кольце и бильмане так вообще укатился, это -2 по сумме как минимум. Снижение скорости (наказывается от -1 до -3), произошло на бильмане, ещё -1. Итого вращение на -2 (-1 балл от его базы). Но что же ставят судьи? Внимание! 1.14!!! Больше чем на +2! Оказывается, постоянное смещение в кольце и бильмане и потеря скорости на последнем - это гениально! Запомните это хорошо: такой наглости на вращении вы не увидите больше никогда и нигде! 2.14 балла накрутки.

Волчок со сменой ноги: 1 + .  2 - . 3 + . 4 - . 5 + . 6 - . 7 - . 8 + . +2 и 1 балл надбавки. Почти как у судей (у них 1.21). 0.21 - накрутка особо впечатлительными судьями. Крепкое, хорошее вращение на +2, но +3 тут и не пахнет, тем более что недостаёт контроля и центровка идеальной во всех фазах не была (но не на штраф).

Вторая комбинация вращений, на сей раз без прыжка в оную: 1 + . 2 - . 3 - . 4 - . 5 - . 6 - . 7 - . 8 ? (да как хотите). Плюсовать не за что, больше +1 тут никаким образом не наберётся. С центровкой снова нелады, -1. Халтурное, наспех сделанное вращение, справедливая надбавка которому - ноль. Не за что надбавлять. А судьи добавили аж 1.29. Это накрутка. Всего на вращениях её величина составила 3.64 балла. Нехило так.

Завершает техническую картину безобразная дорожка шагов, выполненная, в основном, на двух ногах, без скорости, без рёберности. Цена этой дешёвке - второй уровень (вместо за уши натянутого третьего) и минимальная надбавка, ибо критерии по дорожке:

  1. хорошие энергия и исполнение -

  2. хорошая скорость или ускорение во время дорожки -

  3. использование разнообразных шагов при исполнении дорожки +

  4. наличие глубоких чистых ребер (включая въезды и выезды из всех поворотов) -

  5. хороший контроль и участие всего тела при аккуратности шагов -

  6. необычность и оригинальность -

  7. выполнение элемента без видимых усилий + (плюс наверное, ведь и правда не напрягся, отдыхал)

  8. элемент подчеркивает музыкальную структуру (возможно)

0.7 накрутка лишним уровнем и 1.36 надбавка поставленная - 0.5 (реальная) = 0.86, итого 1.56 приварили на дорожке.

Для иллюстрации сказанного про уровень и качество исполнения, первая комбинация трёх сложных поворотов на одной ноге (левой):

Крюк вперёд-наружу - отлично. Далее планировался выкрюк, но фигурист "потерял" ребро перед поворотом, перейдя на плоскость, она же была и во время исполнения собственно поворота (даже немного внутреннее ребро):

Это неправильное исполнение. При исполнении выкрюка (как и крюка) ребро всё время должно оставаться неизменным. Кроме того, обращаю ваше внимание на то, как свободная нога после исполнения чуть не приставлена ко льду от неуверенности в удержании равновесия. Это ещё и низкий уровень владения элементом. Очевидная ошибка (плоское/внутреннее ребро перед и во время исполнения поворота), сложный поворот (выкрюк) не засчитывается, комбинация из трёх сложных поворотов, таким образом, тоже.

Завершали её твиззлы против часовой на внешнем ребре. Тоже фейл, вместо первого твиззла была исполнена тройка. Кроме того, вы можете видеть, как фигурист делает мощное усилие корпусом перед вторым твиззлом, чтобы всё-таки правильно исполнить элемент. И достигает успеха. Но кого это волнует? Судят по первому исполнению, твиззл против часовой не засчитан.

Помимо этого, обе петли исполнены с ошибкой. Первая - с использованием зубцов, что является ошибкой, так как петля должна делаться без их участия. Вторая петля, вперёд-наружу, ещё печальнее первой. Фигурист толком не успевает дочертить петлю, как приставляет вторую ногу, совсем нет дуги выезда. Это грубая ошибка:

И за эту корявку, кашу в ногах, рёбрах - третий уровень?! На третий уровень требуется выполнить 9 сложных поворотов и шагов, каждый тип считается не более двух раз. Типы сложных поворотов и шагов: выкрюки, крюки, скобки, петли, твизлы, чоктау. Всего шесть, 6х2=12. У Ханю 5 ошибок (один выкрюк, все петли и твиззлы), засчитать на уровень здесь можно только два крюка, обе скобки, один выкрюк и оба чоктау. Это второй уровень.

А вот по хорео-последовательности соглашусь с судьями: хорошие, качественные спиральки, энергетика - там было всё. Но в целом 13.53 балла накрутки в одной технике. И это притом, что я в большинстве случаев засчитал "левую" музыкальную структуру.

А что же компоненты? Давайте отбросим в сторону восторги. Ну исполнил мальчик чисто программу с тремя квадами - и что дальше? Тимоти Гейбл ещё 15 лет назад исполнял. Какое это отношение имеет к компонентам? Если при прежней системе такой подход ещё имел место, то при новой лишь одна оценка (перфоманс) сильно связана с исполнением программы, а в общем и целом оценки за компоненты - это сравнение с неким идеалом и с другими фигуристами. И сколько и как ты не напрыгал, это никак не повышает мастерство катания, например. Итак:

  • мастерство катания 8.25 (хотя и то много за безрёберное катание/катание на двух ногах всю программу; здесь отставание от Патрика Чана должно составлять больше балла)

  • связки 9.25 (действительно, очень насыщенная программа)

  • перфоманс 9.75

  • хореография 8.5 (маловато её в программе)

  • интерпретация 9.25

Итого с коэффициентом 2 компоненты составили ровно 90 баллов. Что на 8.56 меньше поставленного. Итоговая накрутка составила 22.09 балла. К слову, блог вовсе не призывает к пересмотру мест - они как раз справедливы. Фернандесу нарисовали столько же лишнего, если не больше. Половина прыжков - корявые, те же "утюги" и хореография "я - колхозник". И те же бешеные надбавки и ненормальные десятки за "не упал" (да у себя дома, в Испании).

Юзуру Ханю - очень хороший фигурист. И прокат вышел отличный. На 197 баллов. Это очень много. А всё, что сверху - реклама и пиар. За последнее время образ Ханю-олимпийского чемпиона заметно пострадал в виду постоянных падений и провальных прокатов. Вот так вот решили его исправить. Заодно уничтожив конкуренцию. Боян Цзынь в начале сезона показал, что за счёт одной лишь техники вполне может обыгрывать Ханю при прокатах последнего с ошибками, и тут же японца "запустили в космос". Теперь он может даже взяться за былое (замбонить) - "волшебные десюньки" (с, Великий Маг Загайнов) спасут, с кивками, мол, "а что вы хотите, тут ему с падением поставили жалкие 95 баллов в компонентах, а в Финале Гран-При было почти 99!"

Удивительно одно. Как многие люди охотно повелись (на что, без сомнений, повлияли и дикие накрутки). Мальчик два года протирал лёд и пускал бабочки, а стоило два раза чисто откататься - сразу "гений, волшебник, Бог!"

Хотя чего удивительного. Девочкам-подросткам втюхали Джастина Бибера. Взрослые ищут глубокую философию там, где её в помине нет - в "Чёрном квадрате" Малевича или книгах Пауло Коэльо. Теперь они все бросились "покупать" Юзуру Ханю, чего уже давно хотели японские спонсоры ИСУ. Поп-культура как она есть.