15 мин.

5 причин, почему Ольга Смородская худший футбольный менеджер России прямо сейчас

Конечно, стоит напомнить, что негативное отношение болельщиков и футбольной общественности к личности Ольги Юрьевны сложилось не сразу. Как давно это было – 29 июля 2010 года, когда – как потом окажется – волевым решением сверху Ольгу Смородскую назначили президентом Локомотива. Женщина – президент футбольного клуба. Как такое может быть? – вопрошала торсида, но до первых серьезных баннеров было еще далеко. (Разве можно всерьез относиться к тому, что виднеется четырьмя строками ниже?) Они появились лишь  после слов возмущения тогдашнего главного тренера железнодорожников Юрия Семина. Но даже после его тирады в сторону ОЮ  отношения болельщиков и президента не достигли своего апогея. С высоты прожитых с того момента 2,5 лет сей факт отрицать бессмысленно. 

Не будем задерживать начало и перейдем сразу к делу.

Итак, 5 причин, почему Ольга Смородская худший футбольный менеджер РФПЛ прямо сейчас.

Причина первая. Денежная.

Смородская после своего назначения грамотно работала с прессой, раздавала интервью всем, кому только можно, в надежде набрать вистов. И до поры до времени у нее это получалось. С недавних пор определенно нет. "Не верю" - произнес бы классик, прочтя следующие строки в развернутом августовском интервью главреду sports.ru Юрию Дудю: 

Дудь:  "Согласно финансовому отчету «Локомотив» закончил год с прибылью 227 млн. рублей. Как такое возможно?"

Смородская: "Никаких секретов нет. Разумность во всем – этот принцип дает результат, в том числе и финансовый".

Действительно, чему тут верить, если команда не участвует в еврокубках, стадион на подавляющем большинстве матчей не заполняется и на половину, атрибутику (в сравнении в западноевропейскими клубами) продает в смешном количестве, игроков покупает дороже, чем потом продает. 

Кстати, это не единственный раз, когда Ольга Юрьевна говорит об успехах клуба на финансовом поприще. Вот, например, совсем свежее интервью Евгению Дзичковскому. На вопрос журналиста: "Последнее решение или действие на посту президента "Локомотива", которым вы гордитесь?" г-жа президент без обиняков заявляет: "Знаете, мы блестяще закончили год в плане финансов и показали очень серьезную устойчивость клуба, умение работать по всем направлениям. И, честно говоря, мне есть чем гордиться на этом поприще". 

Казалось бы, откуда грамотный финансист, экономист-математик с красным дипломом Плехановского университета, долго и успешно работавший в таких крупных корпорациях, как "Интеррос", "ОНЭКСИМ Банк", "Внешторгбанк", "Росбанк", курировавший множество вопросов, связанных в том числе и с финансами, в "большом ЦСКА", берет цифры, которые в дальнейшем складываются в идиллическую картину "Все хорошо, все хо-ро-шо"? Мы ведь не можем предположить, что такой опытный специалист в сфере финансов будет обманывать журналистов, болельщиков, своего начальника, в лице президента РЖД, наконец. 

А ларчик открывается просто. В упомянутом выше интервью Юрий Дудь спросил Ольгу Юрьевну: "Доход «Локомотива» за год – 4,17 млрд рублей. Какую часть этой суммы клуб заработал сам, а сколько ему принес спонсорский контракт с РЖД?". Ответ последовал следующий: "Процентов 17 мы заработали сами". Получается, что 83 процента - это спонсорская помощь РЖД. "И так происходит во всех клубах" - сказала как отрезала Смородская. На резонное возражение: "Так в чем же прибыль? Если бы «Локомотив» заработал не 17 процентов, а 5 процентов, РЖД набросили бы еще денег и все равно вышла прибыль?", ОЮ ответила: "Прибыль получается тогда, когда мне хватило денег, которые были запланированы на год, и плюс к этому – доходы клуба. То есть, в начале года мы знали, что от РЖД у нас именно такая сумма, и с ней работали". Напомню, интервью вышло в августе 2012 года, значит речь в нем шла о финансах за 2011 год. В том году, кстати, Локо еще участвовал в еврокубках. Вышел из группы в Лиге Европы и в 1/16 благополучно проиграл будущему финалисту, "Атлетику" из Бильбао. Но как мы знаем, прибыль от второго по значимости еврокубка не сравнима с прибылью, которую может получить команда за участие в Лиге Чемпионов. Значит, заработал Локо не так много, всего 3,289 млн. €. Всего за год команда заработала 17% от 4,17 млрд. рублей. Методом нехитрых вычислений получим сумму, равную 17722000 €. То есть, что-то в районе 18 млн в евровалюте. Но в 2012 финансовом году (финансовый год равен календарному) команда в еврокубках не играла. Нет, были 2 вышеупомянутых матча с "Атлетиком", но за поражение денег не дают, значит, вся прибыль от евротурнира идет в зачет года 2011. Получается, Локо лишился хоть маленького, но все-таки источника заработка. Хотя в масштабах собственного заработка (не дотаций от РЖД) 18% довольно серьезная сумма. Кто не понял: 18% это те пресловутые 3 с хвостиком миллиона от 18 миллионов собственной прибыли. Прибыли команды, которую она заработала на поле своим трудом. Дела с посещаемость, как видно из этой и этой таблиц остались (плюс-минус несколько сотен человек) на прежнем уровне. А куплен ведь еще дорогостоящий игрок, Роман Павлюченко, притом, что за сопоставимую цену никто не продан. Да, можно вспомнить, что в 2012 стадион несколько раз был сдан в аренду "Анжи", но общей картины это не меняет. Факт остается фактом. В 2012 Локомотив заработал меньше, чем в 2011, но Ольга Смородская вновь заявляет, что с точки зрения финансов дела в клубе просто замечательные. А раз ей удалось свести дебет с кредитом да еще оказаться "в плюсе", значит РЖД расщедрились и выделили дополнительные деньги на содержание клуба. Хотя в интервью Юрию Дудю Ольга Юрьевна сказала, что, мол, нет-нет, РЖД деньги набрасывать никак не будет. Если уж мало заработали, то наши проблемы. 

Получается, не может г-жа президент никак без посторонней помощи. А раз так... Выводы о менеджерских способностях Ольги Юрьевны каждый сделает сам.

 

Причина вторая. Спонсорская. 

Если взглянуть на форму Локомотива, то бросается в глаза, что не слишком она изрисованная рекламой разных спонсоров. 

Понятно, что генеральный спонсор - РЖД, без этого никуда. Производитель формы - Puma, без этого тем более. Да вот собственно и все.

Если заглянуть на официальный сайт команды, то внизу на главной странице можно увидеть перечисление этих самый спонсоров. "Федеральная грузовая компания" - кликаешь на название и попадаешь на сайт, где на главной странице изображены вагоны с логотипом "РЖД". Понятно, дочерняя компания российских железных дорог. Во вкладке "информация о компании", кстати, об этом сказано открыто. Смотрим дальше - "ТрансКредитБанк". Сперва кажется, что вроде вполне себе самостоятельная структура.  Но внизу подпись: "группа ВТБ". Не важно, от РЖД-то отдельная структура. Но википедия говорит об обратном. "В 1999 году контроль над банком получили структуры Министерства путей сообщения России". И ниже: "В 2007 году Указом Президента <...> внесен в уставной капитал ОАО "Российские железные дороги". Ага, значит, еще один спонсор - дочка РЖД. Третий спонсор на главной странице официального сайта - загадочная компания "ТТК". Кликаем на название. И сразу же "Основной акционер ТТК – ОАО «РЖД», владеет 99,99% акций Компании". Все ясно, третья дочка. Может, с четвертой компанией повезет? Грозное название - "РОСЖЕЛДОР ПРОЕКТ". Те же операции: кликаем на название, нас выбрасывает на официальный сайт этого проекта, ищем информацию о компании. Снова неудача. "ОАО «Росжелдорпроект» является дочерним обществом ОАО «Российские железные дороги»". Что такое, четвертая дочка. Про пятого спонсора, думаю, говорить не надо. Это вышеупомянутая компания "Puma", производитель экипировки. Вот и получается, что из пяти спонсоров у Локомотива 4 являются дочерними компаниями спонсора генерального. И одна - технический спонсор. Разве это серьезно для такого клуба, как Локомотив? А для такого менеджера, как Ольга Смородская? Где спонсоры, Ольга Юрьевна? Кого вы сумели привлечь за те без малого 3 года, что вы стоите у руля клуба? И какое право вы имеете заявлять, что заканчиваете финансовый год с прибылью?

Почему я коснулся прибыли футбольных клубов? Не так давно вышло замечательное интервью бывшего главы российского антидопингового агентства, Николая Дурманова, в котором он многим открыл глаза на футбольный бизнес. Вот выдержка из того интервью: "Хорошо, бундеслига неубыточна. Но та же самая «Бавария» знаете, какую прибыль дает? 2 миллиона долларов в год. Как крепкий среднего размера колхоз в Белгородской области". А что заявляет Ольга Смородская? Что прибыль Локомотива 227 млн.рублей, или 7,5 млн.$ Вы верите? Я тоже нет. Что же Локо уделал "Баварию"? Немецкий клуб, на минуточку, самый успешный клуб в плане финансов за последние лет 20. И главная заслуга в этом, без сомнения, принадлежит генеральному менеджеру мюнхенского клуба Ули Хенессу.

Но вернемся к делам российским. Кто виноват, что Ольга Смородская позволяет себе такие высказывания? Ответ стоит искать в интервью все того же Дурманова. "Все знают про ситуацию с «Манчестер Сити», когда клуб накачивается деньгами якобы случайно забредших спонсоров и якобы по исключительно рыночному принципу. То стадион переименуют, кстати, почти за тот же миллиард долларов, то на майках чего-нибудь изобразят за страшные деньги. При этом совершенно очевидно, что и владельцы клуба, и так называемые независимые спонсоры – это один карман". Вот еще одна цитата: "Слушайте, ребята, вы тут столько лет ураганите и купаетесь в деньгах, которые приходили откуда попало, и не надо изображать невинность и делать вид, что вы выращиваете своих талантов и живете на самоокупаемости". Прямо про Локомотив сказано, но нет. Хотя очень похоже. Поэтому, какая самоокупаемость, Ольга Юрьевна? Об этом не может идти и речи, а уж о прибыли по итогам года тем более.

Очевидно, что или г-жа президент нагло врет, или она не разбирается в бухгалтерии. А раз так... Выводы о менеджерских способностях Ольги Юрьевны каждый сделает сам.

 

Причина третья. Коммерческая.

И вновь обратимся к финансам. Мы ведь исследуем здесь деятельность успешного менеджера, того, кто является докой в области финансов, маркетинга и прочих вещей, связанных с зарабатыванием денег. 

Приведу цитату: "Помню, мы в разговорах с ребятами распределяли, кто чем будет заниматься. Я говорил, что Лось будет аквапарком заведовать, а я там же буду инструктором. Ломали голову, куда бы Босса пристроить...А в итоге и аквапарк на "Локомотиве" не достроили, и нас троих в клубе больше нет". Цитата принадлежит бывшему игроку железнодорожников, шестикратному чемпиону России. 2 титула Вадим Евсеев завоевал с Локомотивом. Да-да, это его цитата. Из книги Игоря Рабинера "Локомотив, который мы потеряли". Из нее (книги) мы узнаем, что клуб Локомотив стороил собственный аквапарк. Цитата Евсеева это косвенно подтверждает. А для чего строил? Наверное, чтобы извлекать выгоду. Ведь иметь такую обширную территорию вокруг стадиона, которая принадлежит клубу, и не использовать ее с целью зарабатывания денег - преступление. Преступление против здравого смысла, которое совершает успешный менеджер. 

Неужели человек, закончивший с красным дипломом не только Плехановский университет, но и факультет анализа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова, не принял во внимание тот факт, что клуб имеет лучшую в стране инфраструктуру. И, что на ней можно зарабатывать. Напрасно вы так думаете. Обратимся к интервью Смородской газете "Спорт-экспресс" от 21 декабря 2010 года. Тогда Ольга Юрьевна еще могла здраво смотреть на реальное положение дел. Ей задали вопрос: "Какие еще службы вас не удовлетворяют?". Ответ был следующим: "Коммерческая. Больно, когда на громадном стадионе большую часть времени - полная тишина. Материальная база практически не используется, жители района преимуществ от такого соседства не ощущают. Хотим это изменить. Откроем детские секции футбола, фигурного катания, семейные группы. Постараемся, чтобы и на трибуны приходила не только молодежь, но и люди зрелого возраста, с детьми - те, кто давно болеет за "Локомотив".

Прошло 2 года и 4 месяца. Секции фигурного катания вроде как открыли. Об этом удалось узнать только после запроса на "Яндексе": "Локомотив фигурное катание". На официальном сайте клуба тоже есть информация. Преимущество для жителей района безусловное. Но, что помимо катка смогла организовать Ольга Смородская? Где авкапарк, который начали строить, но так и не достроили до конца? Где фитнес клуб, который можно было бы организовать собственными силами, но вместо этого оказалось легче сдать часть помещений стадиона под известную сеть фитнес клубов, которая к команде отношения не имеет. Г-жа президент не увидела сиюминутной выгоды. Не захотела тратиться на рекламу, всегда ведь легче сдать помещение, денежки капают, а дальше хоть трава не расти. Но об упущенной выгоде она не подумала. Альтернативная стоимость собственного спортклуба была бы намного большей, чем клуба постороннего дядечки. 

У Локомотива есть клубный бар "Вагонъ". Ни у одного московского клуба ведь больше нет своего бара, причем на территории стадиона. Казалось бы, Локо использует свой потенциал как только может. Но вот незадача, во время посещения Москвы менеджеры Челси, приехавшие посмотреть на игру лондонцев с казанским Рубином в рамках 1/4 финала Лиги Европы, попутно встретились со студентами факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" бизнес школы RMA. И там они объяснили, что значит использовать ВЕСЬ потенциал инфраструктуры. "Мы зарабатываем на эксплуатации нескольких отелей, ресторанов и фитнес-клуба, расположенных в непосредственной близости от нашего стадиона: все эти предприятия находятся в собственности клуба и хоть прямого отношения к футболу не имеют, но доход дают неплохой". Каков масштаб! Отели, рестораны, фитнес. И все приносит доход. Так что мешает Ольге Юрьевне организовать тоже самое на базе своего клуба. Почему бы не открыть ресторан в Черкизове, ведь район густонаселенный, а ресторанов поблизости можно пересчитать по пальцам.

Отвечай президент за свои слова об использовании инфраструктуры, Локо смог бы зарабатывать не 17, а несколько более миллионов евро в год. И количество этих миллионов было бы уж как-то больше тех крох, что насобирал клуб за еврокампанию 2011/2012 года. А раз так... Выводы о менеджерских способностях Ольги Юрьевны каждый сделает сам.

Причина четвертая. Длинноязыковая.

Всем футбольным болельщикам должно быть известно из чего складываются доходы клуба. Трансферы, спонсоры, призовые, маркетинг (ТВ отчисления), продажа билетов. В европейских клубах (средней руки) ситуация складывается следующим образом (возьмем пример испанского Леванте): телевизионные права - 60% от доходов, спонсорские контракты - 20%, мерчендайзинг (билеты, абонементы, атрибутика, а также еда и напитки, реализуемые на стадионе в дни домашних матчей)- 20%. Испанцы не учитывают призовые, котоые они могут получить от УЕФА (и получили в этом году), потому что попадают в евротурниры от силы через раз. Но Локомотив-то до недавнего времени был завсегдатаем европейских кубков, поэтому для него можно учесть еще отчисления от успехов в Европе. Что до телевизионных прав, то для России, конечно, цифра в 60% дохода от их продажи - заоблачная и нереальная. По словам руководителя клуба лишь 7% дохода можно получить от телевидения. Еще 12-15% - это спонсоры. Только как мы разобрались выше, все спонсоры - фикция. Поэтому за счет чего надо наверстывать упущенное? Потенциала инфраструктуры (см.выше) и мерчендайзинга. Этим-то Ольга Смородская и хотела заняться. 2 года назад она жаловалась: "От продажи билетов клуб выручает менее 3% от своих доходов. Нужно резко увеличить посещаемость матчей, и мы ставим себе амбициозные задачи – поднять ее в 2-3 раза. Мы изучаем зарубежный опыт, стараемся настраивать билетные программы под  конкретного покупателя". В первом пункте мы выяснили, что посещаемость изменить не удалось, ни резко, ни плавно. Поэтому доходы от продажи билетов, видимо, так и остались на уровне 3%. Ольга Юрьевна обмолвилась о зарубежном опыте, который она изучает. Это довольно трудоемкий процесс, изучать, что нужно сделать, чтобы на тебя обратили внимания. Только менеджеры Леванте, посетившие Москву в марте, за довольно короткое время успели все популярно объяснить. "Нам приходится изо всех сил креативить, что-то придумывать яркое, оригинальное, чтобы привлечь к себе внимание, чтобы они лишний раз о нас написали, лишний раз показали нас. Ну, вот, например, мы объявляли конкурс на лучший журналистский материал о «Леванте». И многие о нас писали именно в надежде этот конкурс выиграть",  "У нас есть свое радио в Интернете. У нас есть официальный канал на YouTube", "Мы сняли целую серию видеороликов на тему «Величие маленьких». Они в первую очередь были адресованы нашим болельщикам, но их заметили, их показали и по национальному телевидению", "Затем был еще ролик, снятый под конец сезона 2010/11, в котором поучаствовали все футболисты и тренеры «Леванте» и в котором они благодарили болельщиков за поддержку". Следом от студентов, с которыми встречались менеджеры, последовал вопрос: "Какую-то экономическую отдачу вы от этой кампании почувствовали?". Директор по маркетингу ответил: "Безусловно. Я уверен, что прямым следствием тех наших успехов на поле и того, как мы эти успехи смогли преподнести, стало то, что в течение двух последних сезонов мы увеличили количество проданных абонементов с 12 до 16 тысяч". Локомотив, в свою очередь, отказывается делиться информацией, сколько абонементов было продано. Видимо, это является прямым результатом того, что Ольга Смородская переняла какой-то ошибочный опыт, а не тот, что должен был дать эффект. Потому что ни видеороликов, ни радиостанции клуб не организовал. Есть канал на YouTube, но жалкая цифра в 3664 подписчика вызывает не улыбку, а недоумение.

Президент клуба провалила кампанию по привлечению болельщиков на трибуны. А раз так... Выводы о менеджерских способностях Ольги Юрьевны каждый сделает сам.

Причина пятая. Трансферная.

О трансферах Локомотива не сказал только ленивый. Ибричич, который, по мнению президента, входит в топ-10 полузащитников Европы, Павлюченко, который покупался за большие деньги, по которому была проделана серьезная работа, но который на деле оказался игроком запаса. Кайседо, который, по мнению руководителя селеционной службы клуба, Кирилла Котова, является лучшим форвардом чемпионата России. Бай Джиби Фалль (любимец Смородской), с которым возились-возились, но все-таки отдали в надежные бельгийские руки. Сначала, правда, он уходил в аренду. В Норвегию, потом в Данию. На этом фоне переподписание контракта с вечно неиграющим Дмитрием Сычевым кажется детской шалостью. Кто-то скажет, что у всех бывают промашки. Но здесь речь идет об успешном менеджере. 

Грянула история с уходом игрока сборной России Андрея Ещенко в Анжи. Было много пересудов, за миллион ли он ушел в стан конкурента по чемпионату или нет. Если за миллион, то куда смотрела г-жа президент. На прошлой неделе во второй части интервью Евгению Дзичковскому Смородская призналась, что у Ещенко был пункт о самовыкупе. В оправдание ли или просто к слову пришлось, Ольга Юрьевна вспомнила ситуацию с Марко Башей. У того тоже был такой пункт в контракте, но игрока хотели оставить. И вот на днях должны подписывать новый контракт, без этого пресловутого пункта, но тренер не ставит игрока на игру. И сделка срывается. Баша уезжает во Францию.

Вспоминала эту ситуацию Смородская и в 2010, когда Баша еще был в клубе. Она говорила: "У этого футболиста есть в контракте пункт о самовыкупе. Я очень сильно хотела бы, чтобы он от нас никогда не ушел, но он имеет такую возможность. Я встречалась с его агентами, потому что они уже начали суетиться, так как осталось всего полгода до опции самовыкупа. Мы пытаемся этот вопрос решить. Потому что выкупить права на этого игрока можно за весьма небольшие деньги - даже для футболиста. Если бы я раньше решала эти вопросы, то никогда бы не подписала документ с таким пунктом". Последнее предложение - шпилька в адрес тех, кто "раньше решал эти вопросы".

Знала ли тогда г-жа президент, что через 2 года вновь возникнет такая ситуация, и "эти вопросы" будет решать уже она. Но свалить окажется ненакого. А раз так... Выводы о менеджерских способностях Ольги Юрьевны каждый сделает сам.