7 мин.

Человек веры

Вратарь «Бостона» Тим Томас вдоволь поскитался по низшим лигам и европейским чемпионатам, дебютировал в НХЛ в возрасте 28 лет, стал первым номером команды, когда ему было уже за 30, а в 35 добился самого большого успеха в своей карьере. После невзрачного прошлого сезона он снова находится в списке лучших вратарей лиги, в очередной раз доказав, что его никогда не стоит списывать со счетов.

Иногда все, что тебе остается – это только верить. Когда верить уже не во что, можно верить в себя. Голкипер «Бостона» Тим Томас никогда не терял веры.

Игроки, выбранные в девятом раунде драфта редко добираются до НХЛ, а уж голкиперам сделать это еще сложнее. «Квебек», который назвал фамилию Томаса под 217-м номером на драфте 1994 года сделал свой выбор, скорее для галочки и потом почти не вспоминал о своем проспекте. Тим отыграл четыре года в университете Вермонта бок о бок с двумя будущими нхловцами Мартэном СенЛуи и Эриком Перрэном, с которыми его свела судьба спустя почти 15 лет, но уже на более высоком уровне. «Когда мы играли против «Тампы» это был первый раз со времен колледжа, когда мы снова вместе вышли на лед. И у Марти, и у Эрика дорога в НХЛ не была простой, и для нас это был особенный матч, – вспоминает Томас. – Они оба забросили по шайбе, но мне потом удалось выиграть в серии буллитов. Так что, никто в накладе не остался».

Закончив колледж с рекордными вратарскими показателями в истории команды, Томас так и не дождался контракта от «Нордикс» и отправился искать свое счастье в низших лигах, но вскоре перебрался в Европу. После года в ХИФКе, где он стал чемпионом Финляндии, он приглянулся менеджерам «Ойлерз» и поставил подпись под новым соглашением. Подписав контракт с «Эдмонтоном» Тим ожидал, что получит много игрового времени в фарм-клубе, но сыграл всего лишь 15 матчей, и тогда он решил, что пора возвращаться в Европу. Штампов в паспорте Томаса за несколько лет набралось достаточно – Финляндия, Швеция и снова Финляндия, все это с перелетами на несколько чемпионатов мира, где он в основном сидел за спинами более опытных коллег.

Сезон 2002-03 Томас провел дома, в составе фарм-клуба «Бостона» «Провиденса», но успел и дебютировать в НХЛ, в своем первом матче победив «Эдмонтон», который когда-то с легкой душой отпустил его в Европу. Следующий сезон Томас целиком провел в фарме, ни разу не обратив на себя внимание тренеров основы.

Возможно, поворотным моментов в карьере Томаса стал локаут, который оставил Северную Америку без хоккея высшего уровня на весь сезон 2004-05. Тим отправился играть в уже знакомую для себя Финляндию и там увидел, что может на равных соперничать со звездами НХЛ, которые приехали пережидать забастовку домой – Мииккой Кипрусоффым, Кари Лехтоненом и Весой Тоскалой. И не просто соперничать, но и превосходить их: по окончании сезона Томас был признан лучшим игроком лиги.

«Мой агент Билл Зитто всегда говорил мне, что я должен играть в НХЛ. И не просто играть, а быть одним из лучших, – признается Томас. – И это еще в те времена, когда я не мог найти работу в АХЛ, не говоря уже о Национальной Лиге. Также моя жена всегда меня поддерживала. Когда тебя окружают люди, которые в тебя верят, гораздо проще поверить в себя самому».

Решение уехать в «Бостон» далось Тиму нелегко – у него все отлично складывалось в «Йокерите» (еще бы стать вторым игркоком команды, получившим индивидуальный трофей после самого Теему Селянне), и по словам самого Томаса, он уже смирился с тем, что никогда по настоящему не заиграет в НХЛ. За день до начала чемпионата Финляндии он сделал свой выбор, отправившись домой. Национальная Хоккейная Лига не ждала Томаса с распростертыми объятиями. Томаса ждал фарм.

Тем не менее, по ходу сезона и Эндрю Рэйкрофт и Ханну Тойвонен получили травмы и Тим получил возможность проявить себя. Делал он это с переменным успехом, но сумел записать на свой счет первый сухой матч в карьере и достаточно впечатлить руководство команды для того, чтобы получить предложение о новом трехлетнем контракте. Долго над подписанием Томас не думал. Сезон 2007-08 Тим начал в роли второго номера (Рэйкрофт к тому моменту был уже обменен), но когда дела не пошли у Тойвонена, он занял место первого номера и не отдал его до конца сезона, записав на свой счет 30 побед в регулярном чемпионате.

На следующий год руководство «Бостона» решило приобрести более рейтинговго Мэнни Фернандеса из «Миннесоты», но Тим очень серьезно готовился к этому сезону. «Как ни забавно это звучит, но я занимался йогой в межсезонье, – с улыбкой говорит Томас. – Я не знаю, насколько это поможет, но мое тело стало более гибким и сильным». Тим вообще горазд на нетрадиционные способы тренировок. Танк, как прозвал Томаса известный шутник Марк Савар, является настоящим фанатом боев без правил. Он старается не пропускать ни одной трансляции, и записывает на видео те, что ему не удалось посмотреть. «Знаете, я бы хотел потренироваться с бойцами без правил, – говорит Тим. – Эти парни, возможно, самые развитые атлеты, если сравнивать с другими видами спорта. Но я скорее всего не смогу этого сделать, потому что риск получить травму очень велик». Несмотря на все усилия, Томасу снова изначально была отведена роль второго плана, но он не был собой, если бы с ней смирился. «Журналисты всегда думают, что я вроде запасного варианта, но я так не считаю, – говорил в то время Тим. – Да, к нам в команду пришел новый вратарь, но в НХЛ все пытаются сделать свой клуб лучше. Мне никто не говорил, что я не получу шанса. Мне никто не намекал, что меня списали со счетов, и я точно не считаю себя отработанным материалом». Фернандес довольно быстро получил травму, и заменивший его Томас доигрался до 28 побед по ходу сезона и приглашения на Матч всех звезд.

Видимо участие в Звездном Уикэнде так понравилось голкиперу «Брюинс», что он снова захотел участвовать в этом хоккейном празднике. «Этим летом я поставил себе цель попасть на Матч всех звезд, – рассказывает Томас. – Это не было моей главной целью на сезон, но я составил в голове список, чего хочу достичь в этом году и это было одним из пунктов. Тем не менее, когда я слышу, как говорят, что «Тим Томас был выбран в стартовую пятерку на Матч всех звезд», это вызывает у меня только смех». Неизвестно, входил ли в этот виртуальный список пункт «Выиграть Везина Трофи», но именно это и произошло по окончании сезона. Получив признание в возрасте 35 лет, Тим Томас был на вершине мира.

Лето 2010-го. Серия против «Филадельфии» изрядно смазала концовку для болельщиков «Бостона», но поводы для оптимизма все же имеются. Уверенная игра Тууки Раска дала понять, что молодой финн в команде всерьез и надолго. Одна проблема – что делать с Тимом Томасом? У него за плечами не самый удачный сезон, перенесенная операция и 5 миллионов в зарплатной ведомости, которые нужно куда-то спихнуть. Жаль только, что на перенасыщенном вратарями рынке на Томаса спрос, мягко говоря, невелик. Ситуацию с потолком зарплат спасают только травмы Марко Штурма и Марка Савара, чьи зарплаты не считаются, пока они числятся в лазарете. Ну ничего, Тим начнет в качестве запасного, а по ходу сезона его можно будет обменять в команду, где будут проблемы с вратарями за какую-нибудь компенсацию. Скорее всего, именно так и решило руководство команды.

Сезон 2010-11 Томас начал с 6 побед в шести матчах. Нет никаких сомнений в том, кто станет лучшим оборонительным игроком лиги в октябре. Поразительно, но количество голов, пропущенных Тимом в среднем за матч (0,500) сейчас ниже, чем процент отраженных им бросков (0,984), что возвращает нас в ранние годы существования лиги, когда пас вперед в зоне атаки был запрещенным приемом, а результативность была не выше, чем сейчас в футболе. Да, конечно, весь сезон так продолжаться не может, но если Томас продолжит в том же духе, то вполне может забрать домой второй «Везина Трофи» по итогам года. «Я знаю, что мне не удастся выиграть все матчи сезона, но я определенно, буду стараться», – говорит главный герой первого месяца регулярного чемпионата.

Если вы спросите его, то Тим Томас вам расскажет, как важно верить в себя. В особенности, когда в тебя никто не верит.

Впервые материал был опубликован 1 ноября 2010 года.