4 мин.

Культура Ф.Капелло как протест против психологизма

Господа и дамы, многие из нас пытаются разгадать загадку Фабио Капелло, каким-то образом охарактеризовать его подходы, стиль управления, мышление в целом. Сейчас уже прошло достаточно времени, чтобы делать выводы в том числе и с точки зрения культурологии, поскольку вполне очевидно, что ценности, привитые итальянским тренером, довольно прочно засели в умах как минимум игроков, а как максимум - всех, кто склонен анализировать увиденное на поле и за его пределами. 

Итак, признаем, что сборная России по футболу - это сложившаяся субкультурная среда со своими традициями и идеалами. Как только мы совершили этот акт идентификации, мгновенно хочется понять - что же это за традиции? Здесь нет никакого секрета, тысячи журналистов, комментаторов, аналитиков, а также сам Капелло наперебой все эти ценностные ориентиры перечисляют: дисциплина, равноправие, уважение не за былые заслуги, а то, которое зарабатывается постоянно; сбалансированность, поиск разумного компромисса между стабильностью и развитием и т.п.

Все это верно и все это прекрасные слова. А какими понятими оперируют противники такой сборной Капелло? При беглом осмотре блогов накапливается критическая масса слов вроде "трусливость", "нерешительность", "упертость", "безинициативность".

Сравнение двух групп терминов наглядно демонстрирует мысль, вынесенную в заголовок. Первая группа понятий отчетливо ассоциируется с общезначимыми и общепринятыми ценностями, а вторая относится скорее к индивидуальному психотипу. Например, сложно говорить о сбалансированности Кокорина, зато легко сказать, что он действовал нерешительно. Нелегко понять, уважительно ли себя ведет Файзулин на поле, зато легко обвинить его в трусости. 

А теперь вспомним, каких людей Капелло в сборную не взял. Смею утверждать, что именно тех личностей, про психотип которых можно сказать, что он ярко выраженный и устоявшийся. Аршавин, Дзюба, Павлюченко, Широков - согласитесь, эти герои российского футбола отличаются вполне определенными реакциями на определенные события: голы, действия болельщиков, тренеров, партнеров и соперников на поле и тренирововках. А кто сидит на скамейке в сборной? Дзагоев, Денисов и Кержаков. Кто-то говорит, что у них характер победителей, закаленный победами, а я бы сказал, что они просто люди, которым тяжело подстраиваться под новые ситуации в силу устоявшегося эмоционального склада. В том числе этим людям тяжело подстроиться под команду, которая не собирается во что бы то ни стало выигрывать каждую секунду вне зависимости от ситуации на поле.

Несомненно, эмоции - это часть культуры человека, может быть даже ее ядро. Но когда речь идет о том, что человек с его индивидуальной культурой должен подстраиваться под культурную среду и делать свой вклад, например, в субкультуру сборной команды по футболу, нужно говорить о гибкости, о возможности и умении менять в том числе и свои эмоциональные реакции. Не секрет, что сейчас время кризисное, и каждый из нас выбирает стратегию приспособления к этому кризису собственную. Культурологи выделяют три группы таких стратегий:

1. Выборочная аккомодация (человек оставляет в себе какое-то неизменное ядро ценностей, а остальные меняет, не задумываясь)

2. Некритичная ассимиляция (человек следует за изменением тенденций, не формируя постоянного ядра, "плывет по течению")

3. Культурный диалог (человек взвешивает поступающую информацию, сопоставляет чужие ценности со своими, встраивает более подходящие ценности в свою систему, отвергает противоречащие). 

Как вы думаете, какую из этих групп стратегий специалисты признают наиболее успешной с точки зрения долгосрочной адаптации личности в XXI веке? Не буду томить вас в ожидании: культурный диалог - всепобеждающее оружие. И именно этим оружием, на мой взгляд, не способны в силу чрезмерно ярко выраженного психотипа пользоваться упомянуые "герои", но способен пользоваться Фабио Капелло. Неудивительно, что и команду он подбирает преимущественно из тех, кто способен на такой "диалог", причем как на ментальном, так и на психологическом уровне.

А теперь попробуем ответить на вопрос наших индивидуальных предпочтений. Кому из вас скучно смотреть на такую сборную? Кого что раздражает? Признайтесь себе, что раздражение - это психология. Всего лишь эмоциональная реакция, которую вы себе можете позволить, а можете и не позволять. Да, футбол мы смотрим в том числе и из-за эмоций, но давайте попробуем вступить с доном Фабио вступить в диалог в том числе на эмоциональном уровне. 

Признаюсь, как только я наладил с нашей сборной такой внутренний диалог, мне она стала безумно импонировать. Потому что, как говорится, приятно пообщаться с интересными людьми (в нашем случае - с интересными субкультурами). А какие люди/культуры интересны? Те, которые способны постоянно меняться, обогащаться, оставаясь неисчерпаемыми. 

Стандартные эмоции от побед и поражений, набранных и потерянных очков, забитых и пропущенных мячей, красных щек Аршавина и осетинского темперамента Дзагоева - все это нас настигло в предыдущей сборной России, а сейчас - да бог с ним! Психологизм и общественный психологизм (социологизм) - не лучшие друзья в вопросе адаптации к бытию в XXI веке. Спасибо Дону Фабио, что он прививает самое лучшее и прогрессивное, что есть в мировой культуре, нашим футболистам и противостоит явлениям, которые тянут цивилизацию назад!