4 мин.

Почему финал Кубка России не должен играться в Грозном

Фото: РИА Новости/Саид Царнаев

Судью Мусу Кадырова, напавшего на игрока «Амкара», конечно, дисквалифицируют (в конце концов, даже безотносительно этого инцидента он получил за свою работу единицу по десятибалльной шкале), но проблема в том, что он, похоже, и не судья вовсе. Вот что рассказал корреспонденту Sports.ru делегат матча Алексей Спирин: «Когда я увидел боковых, я понял, что это не футбольные судьи. Они не атлеты, каких мы привыкли видеть. Они и по весу, и по физическим кондициям явно не годились к матчу молодежного первенства. Зная, что в Грозном есть проблемы с судейством, я с ними переговорил, инструктировал их. Надеялся, что они поняли... Во втором тайме «Терек», видя, что на матче присутствует Рамзан Ахматович Кадыров, старался показать себя, старался играть более активно. Ассистенты судьи помогали им в этом: пропускали явные офсайды, придумывали какие-то фолы, даже с аутами какие-то поблажки для «Терека» делали. Главный арбитр не справился, не смог остановить этот судейский беспредел».

2013 год. Чемпионат России, турнир с совокупным бюджетом в 1,4 млрд долларов, готовностью выложить еще миллиард за Объединенную лигу – экономящий при этом тысячу долларов на том, чтобы привезти в Грозный нейтральных лайнсменов. Которым, впрочем, совсем не просто оставаться там нейтральными, когда на матче присутствует другой Кадыров, у которого по определению «судья продажная».

«Терек» опять обойдется без сколько-то ощутимого наказания, просто пункта подходящего в регламенте не найдут: его составители не предвидели подобных дикостей. Даже после известного случая с «инженером по связи» стадион «Терека» дисквалифицировали на один матч совсем за другое – за вторжение Кадырова в судейскую (а его охрана при этом заблокировала вход в комнату делегата матча). Далеко не первое, и, конечно, не последнее, ведь в Грозном до сих пор не понимают, в чем Кадыров был не прав. «Он что, какой-то человек с улицы? Он на то и глава, чтобы ходить и выходить там, где хочет», – кипятился в интервью Sports.ru вице-президент «Терека» Хайдар Алханов. А Кадыров и его подчиненные во всех последующих высказываниях по этому инциденту (1, 2, 3) продолжали настаивать на продажности рефери, прекрасно понимая, что никто им не ответит. В ответ на недоумение журналистов, в РФС говорили, что Михаил Вилков может подать иск к Кадырову в гражданский суд – и сами, наверное, хихикали над этим своим заявлением, вспоминая, что замять грозненский скандал предпочел даже Спартак Гогниев, попавший в Чечне в куда более серьезный переплет.

На самом верху бытует взгляд на футбол как на способ транслировать политические сигналы: мирный Кавказ, дружное мультинациональное общество, и т.д

Между тем, у РФС есть достаточно очевидный и не противоречащий никаким регламентам способ хоть как-то обозначить свое отношение к участившимся в Грозном дикостям – выбрать более подходящее место для финального матча Кубка России. Краснодар с его рекордной в этом сезоне посещаемостью. Екатеринбург с его новым стадионом и лидирующим в ФНЛ «Уралом». Владикавказ, где большого футбола могут не увидеть еще долго – особенно, если в роли евангелиста Объединенного чемпионата Валерий Газзаев окажется не настолько же плох, как в роли президента и тренера этого клуба. Волгоград или Калининград, самые посещаемые арены в ФНЛ. Воронеж, да кто угодно. Есть еще целый месяц для того, чтобы подготовить новый город к финалу – и тысяча причин отказать Грозному в незаслуженых им реверансах. Первая состоит в том, что попытки задобрить тех, кто настроен играть в футбол по особым грозненским правилам, заболтать скандалы «горячностью людей Кавказа», тщетны. Результат достигается противоположный. Еще раз посмотрите, как в Грозном напоказ уверены в своей правоте и, в общем, безнаказанности (и как быстро эта склонность давить на соперников и судей передается от главы Чечни ко всем остальным – вплоть до лайнсменов и охранников). И если вам кажется, что там больше не повторятся похожие проблемы – попробуйте, что ли, обосновать в комментариях. Пусть все над этим посмеются.

Тут все не с неба свалились и неплохо понимают (хотя почти никто уже, кажется, не принимает) бытующий на самом верху взгляд на футбол как на способ транслировать политические сигналы: мирный Кавказ, дружное мультинациональное общество, и т.д. Возможно, прямо сейчас будет слишком наивным требовать измученный этой геополитической нагрузкой российский футбол полностью от нее освободить. Только эффект пока достигается прямо противоположный (фактор «Терека», кажется, только разогревает националистические настроения в нашей и без того не слишком уж толератной стране), и что-то точно нужно менять. Конечно, не только место проведения финального матча Кубка страны, но давайте начнем хотя бы с этого.

«Судья говорил, что убьет меня». Как напали на игрока в Грозном

Город Грозный. 6 случаев на стадионе «Терека»